Требование: о взыскании долга, о взыскании субсидии
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г.Москва |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А40-60807/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "УК Люксжилсервис"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.07.2015 по делу N А40-60807/15, принятое судьей Махлаевой Т.И. (шифр 2-387)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "УК Люксжилсервис" (1086453006265, 410056, г.Саратов, ул. им.Пугачева Е.И., д.72)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119161, г.Москва, ул.Знаменка, д.19)
третье лицо: Приволжско-Уральское Территориальное Управление имущественных отношений МО РФ
о взыскании долга
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Бурыгина И.Л. по доверенности от 28.04.2015;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания "ЛЮКСЖИЛСЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Российской Федерации сумму долга в размере 1 199 606 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.07.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Рассмотрев дело в порядке ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-24524/2013 удовлетворены исковые требования истца в части взыскания с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ в пользу ООО "Люксжилсервис" задолженности по оплате коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 452 485 руб. 02 коп., 10 000 руб. расходов по оплате услуг представителей, а также расходов по оплате госпошлины в размере 2 000 руб. Арбитражным судом Свердловской области взыскателю был выдан исполнительный лист АС N 0066474952.
Также, судебными актами по делу N А60-716/2014 удовлетворены исковые требования истца в части взыскания с ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ в пользу ООО "Люксжилсервис" задолженности по оплате коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 1 239 076 руб. 82 коп. и 25 390 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Арбитражным судом Свердловской области взыскателю был выдан исполнительный лист АС N 006660303.
Исполнительные листы направлены истцом для исполнения в Управление Федерального казначейства по Свердловской области.
Однако, денежные средства с должника были взысканы не в полном объеме, задолженность по исполнительным листам составила 1 199 606 руб. 08 коп.
Управление Федерального казначейства по Сведловской области 26.01.2015 возвратило взыскателю исполнительные документы в связи с отсутствием у должника денежных средств.
Также Управление Федерального казначейства по Свердловской области сообщило о возможности предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета - Министерство обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Таким образом, в связи с неисполнением должником в полном объеме требований указанных исполнительных листов, истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в материалы дела не представлены доказательства невозможности взыскания указанной задолженности с основного должника - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ, ввиду недостаточности у учреждения денежных средств, в связи с чем, основания, предусмотренные ч.3 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ, для удовлетворения исковых требований ООО "Люксжилсервис" в размере 1 199 606 руб., а также расходов по госпошлине в размере 24 996 руб. у суда отсутствуют.
Апелляционный суд не согласен с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно ст.399 Гражданского кодекса РФ если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Лицо, несущее субсидиарную ответственность, должно до удовлетворения требования, предъявленного ему кредитором, предупредить об этом основного должника, а если к такому лицу предъявлен иск - привлечь основного должника к участию в деле. В противном случае основной должник имеет право выдвинуть против регрессного требования лица, отвечающего субсидиарно, возражения, которые он имел против кредитора.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ является учреждением, подведомственным Министерству обороны РФ.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом (ст.6 Бюджетного кодекса РФ).
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с п.3 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
В настоящем случае, на основании уведомлений о неисполнении должником требований исполнительного документа от 31.12.2014 истцом отозваны исполнительные листы.
Согласно п.10 ст.242.3 Бюджетного кодекса РФ при удовлетворении судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Таким образом, в случае неисполнения должником требований исполнительных листов взыскатель вправе обратиться в суд, с заявлением о привлечении главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности по подведомственной принадлежности в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п.4 ст.123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
На основании вышеизложенного, по обязательствам ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны РФ которое является федеральным государственным казенным учреждением, в данном случае следует привлечь к субсидиарной ответственности его собственника имущества, а именно Министерство обороны РФ.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2015 по делу N А40-60807/15 отменить.
Взыскать с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу ООО "УК Люксжилсервис" задолженность в размере 1 199 606 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 24 996 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60807/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2017 г. N Ф05-18563/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " УК Люксжилсервис" представителю Демихову А. А., ООО "УК Люксжилсервис", ООО "Управляющая компания "ЛЮКСЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: Министерство обороны РФ, Минобороны России
Третье лицо: ПУТУИО МО РФ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18563/15
02.11.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49057/16
15.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18563/15
23.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40815/15
20.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-60807/15