город Москва |
|
27 октября 2015 г. |
Дело N А40- 3493/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С., судей Тихонова А.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Жилищно-строительный кооператив N 293
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "27" июля 2015 г.,
по делу N А40-3493/2015, принятое судьей Хатыповой Р.А. (27-29),
по иску Жилищно-строительный кооператив N 293 (ИНН 7810331204, ОГРН 1027804873810)
к ООО "КБ "Ренессанс Кредит" (ИНН 7744000126, ОГРН 1027739586291)
третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
об обязании демонтировать объект для размещения информации,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Соколова Н.С. по доверенности от 30.04.2015;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 293 (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческий Банк "Ренессанс кредит" (далее - ответчик) об обязании демонтировать принадлежащий ему объект для размещения информации - "Ренессанс Кредит банковские услуги" с фасада многоквартирного дома N 8 по Звездной улице в городе Санкт-Петербурге, ссылаясь на ст.ст. 36,44 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 246,247,290 Гражданского кодекса РФ.
Решением суда от 27.07.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении искового требования.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика против доводов жалобы возражал, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Истец и третье лицо в судебное заседание апелляционного суда не явились, дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в декабре 2013, в мае и декабре 2014 года в результате осмотра фасада многоквартирного дома N 8 по ул. Звездной в г.Санкт-Петербурге в период, комиссией ЖСК N 293 было установлено, что на фасаде дома под окнами второго этажа ответчиком размещен световой объект для размещения информации - "Ренессанс Кредит банковские услуги".
В обоснование своих требований истец ссылается на то обстоятельство, что данный объект вызывает разрушение фасада дома.
По результатам проведенной проверки истец направлял в адрес ответчика претензии с требованием произвести демонтаж данного объекта информации. Ответчик конструкцию не демонтировал.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного пояснения, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно, отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.
Защита гражданских прав осуществляется способами защиты, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ; заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ ( статья 4 ).
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из текста искового заявления следует, что ответчику вменяется в качестве нарушения - собственно размещение объекта информации на стене (фасаде) многоквартирного жилого дома N 8 по ул.Звездной в г.Санкт-Петербург, а не действия ответчика, либо третьих лиц по заказу ответчика, повлекшие за собой разрушение стены дома при монтаже спорного объекта для размещения информации.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 АПК РФ доказательств, обладающих признаками относимости и допустимости, свидетельствующих о техническом состоянии дома, разрушениях (трещинах на стенах и т.п.), вызванных размещением именно указанного объекта материалы дела не содержат, истец в суд не представил, с ходатайством о проведении строительно-технической экспертизы в суд не обращался, следовательно, не доказал обоснованность своих требований.
Доводы жалобы о том, что судом не была дана оценка инженерно-техническому Отчету, составленному ООО "Спецстройсервис" 29.11.2011 года, как доказательству, свидетельствующему, что разрушение фасада дома связано с внешним, в том числе и механическим воздействием, как основание для отмены судебного акта отклоняется судебной коллегией.
Объектом обследования указанного Отчета являлась торцевая часть дома, обследование проводилось в 2011 году, а как следует из представленного договора аренды спорные нежилые помещения банку во владение и пользование были переданы не ранее 26.04.2013 года, а разрешение на установку выдано в июне 2014 года. При таких обстоятельствах указанный Отчет не может быть признан относимым, необходимым и достаточным доказательством многочисленных разрушений (трещин) в стенах дома, на которые заявитель ссылается в обоснование своих требований, поскольку причинно-следственная связь отсутствует.
В соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Согласно части пятой приведенной нормы установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу частей 9 и 10 этой же статьи Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой регламентирована компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотрено, что общее собрание полномочно принимать решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из приведенных норм, согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде (стенах) дома.
Согласно пунктам 2 и 5 части второй статьи 2 Закона N 38-ФЗ последний не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Пунктом первым статьи 3 Закона N 38-ФЗ определено, что в целях названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу третьей статьи Закона N 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели, а потому и не обладает основными квалифицирующими признаками рекламы.
В пункте первом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота; не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В данном случае материалами дела подтверждается, что вывеска "Ренеанс кредит. Банковские услуги" расположена на фасаде здания непосредственно над входом в занимаемое ответчиком нежилое помещение. Данная информация представляет собой сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей. Одновременно в рассматриваемых сведениях не содержится ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к статье третьей Закона N 38-ФЗ.
Размещение вывесок подобного содержания является общераспространенной практикой и соответствует нормативно-правовым актам города Санкт-Петербурга, в том числе постановлению правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2009 N 416, которым внесены изменения в Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135, и сложившимся на территории города обычаям делового оборота.
Так, согласно названному постановлению под информационными настенными вывесками понимаются вывески, информационное поле которых расположено параллельно к поверхности стены или на иных конструктивных элементах фасадов зданий или сооружений над входом или окнами занимаемого заинтересованным лицом помещения и которые формируют основную горизонталь информационного поля фасада между окнами первого и второго этажей (пункт 4.1.2.1).
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В данном случае с учетом расположения спорной конструкции, характера и направленности содержащийся в ней информации следует, что при размещении вывески ответчик не задействовал инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности всех собственников помещений в этом доме, не нанесен ущерб общедомовой собственности, доказательств нарушения целостности фасада дома при монтаже оборудования истец в суд не представил.
Сведения о том, что Общество, разместив спорную конструкцию именно такого размера и именно таким образом: над входом в офис банка, причинило неудобства проживающим, в материалах дела отсутствуют.
Из представленных доказательств не следует, что трещины на фасаде здания, образовались после установления ответчиком спорной конструкций. Доказательств того, что установка данных конструкций ведет или может привести к развитию трещин и разрушению фасада здания, истцом не представлено.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По правилам ст.11 Гражданского кодекса РФ, ст.4 АПК РФ арбитражный суд осуществляет судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов. За судебной защитой вправе обратиться заинтересованное лицо.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Исходя из изложенного, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя. Поскольку истец не представил суду доказательств уплаты государственной пошлины, 3000 рублей подлежат взысканию с Жилищно-строительного кооператива N 293 в доход федерального бюджета.
В соответствии со статьями 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "27" июля 2015 г., по делу N А40-3493/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 293 (ИНН 7810331204, ОГРН 1027804873810) в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3493/2015
Истец: Жилищно-строительный кооператив N 293
Ответчик: ООО "КБ "Ренессанс Кредит"
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-196/16
27.10.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42570/15
27.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-3493/15
08.04.2015 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15098/15