г. Вологда |
|
26 октября 2015 г. |
Дело N А52-1033/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковавиа" Персиц М.Г. по доверенности от 07.05.2015, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Хурват Н.А. по доверенности от 26.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 августа 2015 года по делу N А52-1033/2015 (судья Орлов В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Псковавиа" ((место нахождения: 180005, город Псков, улица Германа, дом 34, ОГРН 1046000315460, ИНН 6027084249; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2-А, ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228; далее - Инспекция) от 23.12.2014 N 15-05/39601 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 23.12.2014 N15-05/47 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и устранении нарушения прав заявителя путем обязания возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда требования удовлетворены.
Инспекция в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что субсидии выделены не в связи с применением Обществом государственных регулируемых цен; субсидии выделены в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией услуг и в соответствии со статьёй 162 НК РФ должны увеличить налоговую базу. Ссылаются на правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2015 N 301-КГ15-1154 и 301-КГ15-1438, согласно которой в налоговую базу по НДС включаются только те субсидии, которые предоставляются в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия убытка.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменении я решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2014 года, по результатам которой приняты решения от 23.12.2014 N 15-05/39601 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 23.12.2014 N15-05/47 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
В ходе камеральной проверки установлено, что Общество не включило в налоговую базу 39 416 642 руб. полученных субсидий, что повлекло занижение налоговой базы и неправомерное предъявление к возмещению НДС в сумме 1 310 565 руб.
Указанными решениями Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 310 410 руб., произведено доначисление НДС в сумме 4 702 143 руб., начисление пеней в сумме 940 428 руб. 60 коп. и Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 156 894 руб.84 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области от 26.02.2015 N 2.5-07/01576 решение Инспекции от 23.12.2014 N 15-05/39601 отменено в части штрафа в сумме 146 894 руб. 84 коп., пеней в сумме 783 533 руб. 76 коп., в остальной части апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 23.12.2014 N15-05/47 оставлено без изменения.
Общество, полагая, что суммы субсидий правомерно не включены им в налоговую базу, обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что между Обществом и Федеральным агентством воздушного транспорта 19.02.2014 заключен договор N Д-28-14 о предоставлении субсидий в 2014 году.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора авиаперевозчик осуществляет воздушные перевозки пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу.
Субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат авиаперевозчика, связанных с осуществлением перевозки пассажиров по субсидируемым маршрутам (пункт 3.1 договора).
Во 2 квартале 2014 года Обществу выделено из федерального бюджета 39 416 642 руб. субсидий в связи с осуществлением перевозок пассажиров по субсидируемым маршрутам.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что полученные Обществом средства соответствует требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поэтому они не являются суммами, полученными за реализованный товар либо иначе связанными с оплатой реализованного товара, поскольку фактически являлись возмещением затрат Общества вследствие участия в программе по обеспечению доступности региональных воздушных перевозок. Указанные денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку реализация авиабилетов по специальным тарифам гражданам, пользующимся услугами по перевозки, не является реализацией услуг федеральному бюджету, а полученные Обществом из федерального бюджета денежные средства не представляют собой плату за услуги по перевозке пассажиров. Обществу предоставлялись субсидии на покрытие фактически полученных убытков, возникших в результате предоставления услуг по регулируемым ценам (по специальным тарифам).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
В силу подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Указанные субсидии из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 23 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Правительством Российской Федерации 25.12.2013 принято постановление N 1242, которым утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно Правилам одним из условий получения субсидий является осуществление авиаперевозчиком перевозки пассажиров по специальному тарифу по субсидируемому маршруту, размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает размер, приведенный в приложении N 2 Правил.
В соответствии с пунктом 2 Правил "специальный тариф" - это устанавливаемый авиаперевозчиком тариф на перевозку одного пассажира в одном направлении на все места в салоне экономического класса по субсидируемому маршруту, размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает размер, приведенный в приложении N 2.
Приложением N 2 установлены конкретные размеры тарифов в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне и протяжённости маршрута.
Субсидии предоставляются авиаперевозчику по договору, который заключается с Федеральным агентством воздушного транспорта. Договором предусматривается обязанность авиаперевозчика не позднее чем за 5 дней до начала осуществления воздушных перевозок обеспечить продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам. Предоставленные субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае нарушения авиаперевозчиком положений настоящих Правил в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно заключённому между Обществом и Федеральным агентством воздушного транспорта договору N Д-28-14 от 19.02.2014 в выделение субсидий может быть отказано в соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.5 договора в случаях превышения фактического показателя эффективности субсидирования его предельным значениям, установленным договором, превышения объема воздушных перевозок по маршруту свыше 6000 пассажиров.
Указанные условия договора свидетельствуют о том, что при достижении определенных показателей деятельности авиаперевозчика, при которых авиаперевозки по субсидируемым маршрутам становятся рентабельными, предоставление субсидий прекращается.
Установление авиаперевозчиком тарифа на перевозки по определённым маршрутам, соответствующего необходимому уровню рентабельности, при отсутствии достаточного спроса на перевозки по таким тарифам невозможно. Таким образом, авиаперевозки по таким маршрутам возможны только на условиях субсидирования, которые предусматривают необходимость применения установленных нормами о таком субсидировании тарифов. Следовательно, установление Правительством Российской Федерации в постановлении от 25.12.2013 N 1242 тарифов на авиаперевозки следует признать государственным регулированием цен.
Таким образом, в рассматриваемом случае Обществу предоставлены из федерального бюджета субсидии в связи с применением им государственных регулируемых цен, поэтому в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ суммы таких субсидий не включаются в налоговую базу.
Апелляционный суд отклоняет довод налогового органа о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозки пассажиров авиаперевозчиками (за исключением перевозок на местных авиалиниях) не включены в перечень услуг, подлежащих государственному регулированию, поскольку включение в указанный перечень не предусмотрено в качестве обязательного условия необложения НДС сумм субсидий в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ.
Ссылку Инспекции на определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2015 N 301-КГ15-1154 и 301-КГ15-1438 апелляционный суд считает ошибочной, поскольку в рамках указанных дел не было установлено применение налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Судом первой инстанции правомерно отклонён довод налогового органа о том, что Обществом не восстановлен налог в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ. Согласно данной норме суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако в ходе камеральной налоговой проверки не рассматривался вопрос о правомерности заявленных Обществом вычетов по НДС. Факт покрытия Обществом за счёт субсидий всех своих затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, или определённой части таких затрат налоговым органом не установлен и в оспариваемых решениях не отражён.
С учетом изложенного решения Инспекции от 23.12.2014 N 15-05/39601 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 23.12.2014 N 15-05/47 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 августа 2015 года по делу N А52-1033/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1033/2015
Истец: ОАО "Псковавиа"
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС России N1 по Псковской области
Третье лицо: Вульфсон Александр Дмитриевич
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3309/15
26.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8292/15
21.10.2015 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-1033/15
19.08.2015 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-1033/15