г. Самара |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А65-13664/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.10.2015 в помещении суда с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2015 по делу N А65-13664/2015 (судья Иванов О.И.), принятое по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ИНН 1620003290, ОГРН 1021606759910), п.Нижние Вязовые Зеленодольского района Республики Татарстан, к Исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, п.Нижние Вязовые Зеленодольского района Республики Татарстан, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г.Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", г.Зеленодольск Республики Татарстан, об оспаривании бездействия,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ФКУ "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" Абдулина О.А. (доверенность от 15.01.2015),
представитель Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Иксанова Д.А. (доверенность от 24.04.2015),
представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в Республике Татарстан) о признании незаконным бездействия Исполкома по заявлению учреждения от 14.04.2015 N 17/ТО/64/10-1795 о приеме в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Республика Татарстан, п. Нижние Вязовые Зеленодольского района, ул. Комсомольская, д. 5 (с учетом уточнения заявленного требования), об обязании Исполкома принять в муниципальную собственность указанное общежитие, об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о передаче в муниципальную собственность указанного общежития, об обязании ТУ Росимущества в Республике Татарстан издать распоряжение о передаче в муниципальную собственность указанного общежития.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" (далее - МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.08.2015 по делу N А65-13664/2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе учреждение просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению учреждения, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Исполком в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
ТУ Росимущества в Республике Татарстан в отзыве просило отменить обжалованное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. При этом ТУ Росимущества в Республике Татарстан просило отказать в удовлетворении предъявленных к нему требований.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Республике Татарстан и МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель учреждения поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, представитель Исполкома апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлениях представителей Исполкома и учреждения в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, учреждение обратилось в Исполком с заявлением от 14.04.2015 N 17/ТО/64/10-1795 о приеме в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Республика Татарстан, п. Нижние Вязовые Зеленодольского района, ул. Комсомольская, д. 5, площадью 374,2 кв.м (инвентарный номер 101011000013, остаточная стоимость - 222067 руб. 43 коп.), являющегося федеральной собственностью и находящегося у учреждения в оперативном управлении.
В связи с тем, что Исполком не предпринял действия, направленные на принятие данного общежития в муниципальную собственность, учреждение обратилось в суд первой инстанции с вышеуказанным заявлением.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374) для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы: а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе; б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); г) документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним); д) согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо); е) заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче; з) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества; и) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации; к) документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества; л) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам; м) согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Из материалов дела следует, что учреждение не представило указанные документы (в том числе с заявлением от 14.04.2015 N 17/ТО/64/10-1795) в Исполком и (или) в ТУ Росимущества в Республике Татарстан.
В связи с неполучением от учреждения необходимых документов Исполком не имел возможности направить в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом предложение о передаче общежития из федеральной собственности в муниципальную собственность на основании пункта 4 Постановления N 374.
Согласно справке-заключению республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22.06.2012 N 854 по результатам проведенного обследования установлено, что износ здания общежития составляет 60%, фундамент имеет искривление горизонтальных линий и трещины, жесткость стен нарушена, стены повреждены трещинами, имеются прогибы балок и прогонов в перекрытиях, на крыше обнаружено местное разрушение кровли, ослабление крепления листов и гниль, пол изношен и на нем имеется прогибы, на полу местами отсутствую доски, оконные переплеты расшатаны и имеют трещины, на дверях имеются трещины, двери закрывается неплотно.
Указанные обстоятельства учреждение не опровергает.
В соответствии с абзацами шестым, седьмым и восьмым части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учреждение не представило доказательств, свидетельствующих об использовании здания общежития органами местного самоуправления или муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что исключает возможность передачи указанного здания в муниципальную собственность по основаниям, приведенным в абзаце восьмом части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, Определении от 07.12.2006 N 542-О и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, следует, что положения абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П указано, что процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Учреждение не представило доказательств направления в Исполком предложений, учитывающих финансово-экономические интересы муниципального образования и его заинтересованность в указанном объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, в том числе возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
С учетом изложенного несовершение Исполкомом действий, направленных на принятие общежития в муниципальную собственность, нельзя признать незаконным.
По смыслу части 5 статьи 201 АПК РФ возложение на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возможно только в случае признания действий (бездействия) этого органа незаконными.
Поскольку учреждение не заявляло требование о признании действий (бездействия) Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ Росимущества в Республике Татарстан незаконными, то на них по настоящему делу не может быть возложена обязанность совершить какие-либо действия.
Обстоятельства рассматриваемого дела отличны от обстоятельств дела N А65-22572/2014, в рамках которого федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" оспаривало бездействие Администрации г. Альметьевска, выразившееся в отказе принять в муниципальную собственность общежития, расположенные в г. Альметьевске.
В частности, по делу N А65-22572/2014 оспаривалось бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившее в непринятии решения о передаче общежитий в муниципальную собственность, а по настоящему делу, как уже указано, бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ Росимущества в Республике Татарстан не оспаривалось.
Кроме того, при рассмотрении дела N А65-22572/2014 было установлено, что заявитель представил в Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района необходимые документы в соответствии с Постановлением N 374, тогда как по настоящему делу, как уже указано, учреждение такие документы не представило.
С учетом вышеизложенного предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований, заявленных по настоящему делу, не имеется.
Вывод суда первой инстанции о том, что пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), согласно которому объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), не может быть применен к поселку городского типа Нижние Вязовые, так как данное муниципальное образование является поселком, а не городом, суд апелляционной инстанции исключает из мотивировочной части судебного решения.
Муниципальное образование "поселок городского типа Нижние Вязовые" наделено статусом городского поселения и входит в состав муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район".
Согласно пунктам 3 и 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, и содержание муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Статьей 49 Устава Нижневязовского городского поселения (в редакции решения Совета Нижневязовского городского поселения от 11.03.2015 N 136) к полномочиям Исполкома отнесено решение вопросов по приобретению объектов муниципальной собственности.
Из положений абзацев шестого и седьмого части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ следует, что находящееся в федеральной собственности имущество передается в муниципальную собственность того муниципального образования, на территории которого это имущество находится.
Отсутствие в пункте 2 Постановления N 3020-1 прямого указания на передачу объектов государственной собственности в муниципальную собственность городских поселений не свидетельствует о невозможности такой передачи.
Поскольку указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции оставляет резолютивную часть решения суда первой инстанции без изменения.
С учетом положений части 2 статьи 333.22 НК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным не взыскивать с учреждения государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 августа 2015 года по делу N А65-13664/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13664/2015
Истец: ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Татарстан, Зеленодольский район, пгт Нижние Вязовые
Ответчик: Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Республике Татарстан, г. Казань, Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом, г. Москва, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, г. Москва
Третье лицо: МУ "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района", МУ Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района города Зеленодольск, г. Зеленодольск, Одиннадцатый арбитражный апелляционый суд