г. Владивосток |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А51-12088/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская организация "Порт Мей",
апелляционное производство N 05АП-9221/2015
на решение от 26.08.2015
судьи Е.В. Голуб
по делу N А51-12088/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская организация "Порт Мей" (ИНН 2536272480, ОГРН 1142536003818, дата государственной регистрации 28.04.2014)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконными отказа, выразившегося в письме от 24.07.2015 N 20/03/02-09/25706,
при участии:
от ООО "Научно-исследовательская организация "Порт Мей": представитель Белолипецкий К.М. по доверенности от 23.11.2015, сроком на три года, паспорт;
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская организация "Порт Мей" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) о признании незаконными отказа, выразившегося в письме от 24.07.2015 N 20/03/02-09/25706 в предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Шишкина, 71 для размещения оранжереи, просило обязать департамент в течение 7 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 25:28:050056:1825 площадью 2250 кв.м, в аренду на 49 лет для размещения оранжереи, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Шишкина, 71 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в судебном заседании 12.08.2015 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что земельные участки, расположенные в рекреационной зоне, относятся к территориям общего пользования. Настаивает на том, что нахождение земельного участка в территориальной зоне Р-1 не препятствует предоставлению такого земельного участка в аренду, а факт нахождения участка в зоне возможного катастрофического затопления подразумевает лишь особый режим использования данной территории, который никаким образом не исключает участок из оборота и не делает невозможным его предоставления в аренду.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил, в связи с чем, судебная коллегия с согласия представителя общества на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанного лица.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
03.12.2014 ООО "Научно-исследовательская организация "Порт Мей" обратилось с заявлением в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 2150 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шишкина, 71, с целью размещения оранжереи.
Департамент направил заявление общества в администрацию г.Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Шишкина, 71.
Распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивосток от 17.02.2015 N 383 обществу была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования: специализированные парки, сады, дендрарии, оранжерея; цель предоставления: для размещения оранжереи (без права уничтожения зеленых насаждений) по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Шишкина, 71.
На основании данного распоряжения земельный участок площадью 2250 кв.м, был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 25:28:050056:1825.
17.04.2015 заявитель письмом (вх. N 20-17714) предоставил в департамент кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 24.07.2015 N 20/03/02-09/25706 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером 25:28:050056:1825, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шишкина, 71.
Не согласившись с отказом ответчика, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату спорных отношений) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Так, пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела установлено, что общество обратилась в департамент с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, ориентировочной площадью 2150 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шишкина, 71, с целью размещения оранжереи.
17.02.2015 распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обществу была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования: специализированные парки, сады, дендрарии, оранжерея; цель предоставления - для размещения оранжереи (без права уничтожения зеленых насаждений) по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Шишкина, 71.
Письмом от 24.07.2015 N 20/03/02-09/25706 департамент отказал в предоставлении земельного участка в аренду с кадастровым номером 25:28:050056:1825, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шишкина, 71.
Отказывая заявителю в предоставлении земельного участка в аренду для размещения оранжереи, департамент сослался на то, что испрашиваемый обществом земельный участок распложен на землях населенного пункта в зоне катастрофического затопления.
Данное обстоятельство как усматривается из материалов дела подтверждается письмом департамента градостроительства Приморского края от 24.06.2015 N 20/03/02-13/21676, фрагментом карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока от 22.05.2015, и обществом по существу не опровергнуто.
В свою очередь пунктом 14.6 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утверждены постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) предусмотрено, что не допускается размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктур в зонах возможного катастрофического затопления.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4.4 постановления администрации г. Владивостока от 10.02.2011 N 111 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа", согласно которому размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается в зонах возможного катастрофического затопления, которой является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 метра и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий.
Учитывая, что действующим законодательством установлен особый правовой режим земельных участков, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления, вывод суда первой инстанции о невозможности предоставлении земельного участка в аренду для размещения оранжереи в зоне возможного катастрофического затопления является правильным.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает использование земельных участков согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Согласно представленному в материалы дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока от 22.05.2015, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 43 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 зона городских лесов и городских лесопарков включена в состав рекреационных зон.
К основным видам разрешенного использования зоны Р-1 относятся: городские леса; городские лесопарки; специализированные парки, сады, дендрарии, оранжереи; объекты, связанные с созданием лесной инфраструктуры; объекты, связанные с использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений; линейные объекты, связанные с объектами, расположенными в зоне, а также в смежных территориальных зонах.
В рассматриваемом случае заявитель испрашивает земельный участок в зоне Р-1 для размещения павильона - оранжереи, в целях ведения предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, статьей 44 Правил землепользования и застройки предусмотрены такие виды разрешенного использования земельного участка, целью создания которых является сохранение и рациональное использование существующего природного ландшафта, создание экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, организация кратковременного отдыха, а не ведение определенной деятельности на возмездной основе.
Согласно положениям пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке, утвержденных муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Проанализировав и оценив по правилам ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, с учетом приведенных нормативных положений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что испрашиваемый предпринимателем участок относится к территории общего пользования, предназначенной для беспрепятственного использования неограниченного круга лиц.
Организация определенной деятельности, на территории рекреационной зоны Р-1 по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
В свою очередь, благоустройство является лишь деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Учитывая изложенное, организация оранжереи в зоне Р-1 на возмездной основе, с учетом содержания муниципального правового акта Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА, на такой территории не представляется возможным.
Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, не опровергнутые обществом в ходе рассмотрения настоящего спора, предусмотренные законом основания предоставлении испрашиваемого земельного участка в зоне Р-1 с целью его последующего предоставления в аренду обществу с разрешенным использованием: специализированные парки, сады, дендрарии, оранжереи; цель предоставления: для размещения оранжереи во временных конструкциях, у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края отсутствовали.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не противоречит закону и не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении заявленных требований отказано законно и обоснованно.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату из заявителю федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.08.2015 по делу N А51-12088/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу ограниченной ответственностью "Научно-исследовательская организация "Порт Мей" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку ордеру ОАО "Сбербанк России" N 37818724 от 28.09.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12088/2015
Истец: ООО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПОРТ МЕЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ