г. Владивосток |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А51-32473/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ю. Ротко,
судей К.П. Засорина, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Торговый порт Посьет"
апелляционное производство N 05АП-9130/2015
на решение от 18.08.2015
по делу N А51-32473/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" (ИНН 2531002070, ОГРН 1022501193527)
о взыскании 1 037 711 рублей 24 копеек,
при участии:
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Торговый порт Посьет" о взыскании задолженности в размере 1 037 711 рублей 24 копеек платы за пользование вагонами.
Решением суда от 18.08.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой. В обоснование доводов апеллянт ссылается на то, что фактической причиной задержки вагонов явилось произвольное бросание вагонов истцом на промежуточных станциях из-за отсутствия достаточного количества локомотивов и тепловозов у ответчика. Брошенные поезда истцом не поднимались, а пропускались составы более позднего прихода. Задержка вагонов в пути следования на промежуточных станциях произошла по причинам, не зависящим от ОАО "Торговый порт Посьет" и не по его вине. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в связи с задержкой вагонов по вине общества, работа станции приостанавливалась и истец не имел возможности исполнять свои обязательства перед иным контрагентами.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.04.2013 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Торговый порт Посьет" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 231, согласно условий которого осуществляется эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного нуги необщего пользования, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользовании N 5 станции Посьет на 13 километре пикет N 1, локомотивом Владельца с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о предстоящей подаче вагонов приемосдатчик Перевозчика передает не менее чем за 2 часа до объявленной подачи уполномоченному представителю Владельца в виде копии натурного листа поезда. Передачу уведомления приемосдатчик Перевозчика регистрирует в книге уведомлений о времени подачи вагонов под пoгрузку или выгрузку формы ГУ-2 (ГУ-2 ВЦ) (пункт 5 договора).
В ноябре 2013 г. со станции Кийзак Западно-Сибирской железной дороги в адрес грузополучателя ОАО "Торговый порт Посьет" до станции назначения Посьет ДВОСТ ж.д. перевозчиком приняты к перевозке 7 вагонов с грузом "Уголь каменный" по железнодорожным накладным (расчет прилагается).
На промежуточных станциях Барановский и Кедровый Дальневосточной железной дороги в период с 15.11.2013 г. по 15.02.2014 г. спорные вагоны простаивали из-за неприема станцией назначения Посьет по причинам, зависящим от грузополучателя.
Основанием для задержки поезда со спорными вагонами послужили приказы N 1229 от 15.11.2013, N 1795 от 16.12.2013, о чем ответчику были даны уведомления N 255 от 15.11.2013 г., N 377 от 16.12.2013 г.
Основанием для поднятия поезда послужили приказы N 5927 от 16.12.2013, N 1000 от 15.02.2014 г., о чем ответчику были даны уведомления N 256 от 16.12.2013, N 378 от 15.02.2014.
Перевозчик на основании распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки.
Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Станция назначения Посьет ДВост ж.д. извещена о задержке и отправлении поезда телеграммами.
На станциях Барановский и Кедровый Дальневосточной железной дороги по факту задержки и отправления спорных вагонов составлены акты общей формы.
Занятость железнодорожных выставочных путей станции Посьет подтверждается перечнем памяток приемосдатчика за весь спорный период.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 договора N 231 от 30.04.2013 г. в редакции протокола согласования разногласий, Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации тарифа, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Накопительные ведомости и акты общей формы, предъявлены на подпись представителям ответчика, уполномоченным на то руководством в соответствии с выданными доверенностями, однако от подписания указанных документов представители грузополучателя отказались.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила).
Согласно пункту 4.7 Правил задержка вагонов в пути следования, в том числе, на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, номера, вагонов, дата, время и причина задержки.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения обстоятельств, в том числе задержки вагонов на промежуточных станциях.
Пунктом 3.4. Правил предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления, если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.
Акты составлены на промежуточной станции в соответствии с установленными требованиями, недостоверность указанных в них сведений не опровергнута. Следовательно, материалами дела подтверждены обстоятельства простоя вагонов на станциях Барановский и Кедровый с учетом представленных распоряжений об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования, отметками в перевозочных документах.
Разногласий по порядку расчета и размеру начислений платы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Руководствуясь Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК России за N 35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 1 037 711 рублей 24 копейки и предъявило ответчику накопительные ведомости N 290892, N 290893, неоплата которых явилась основанием для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО "РЖД". Указанными документами подтверждается, что спорные вагоны задержаны на станциях Барановский и Кедровый в связи с неприемом их станцией Посьет, из-за занятости фронта выгрузки. Занятость путей станции Посьет по вине грузополучателя подтверждается материалами дела.
Отсутствие вины ОАО "РЖД" подтверждается обращениями, извещениями о задержке вагонов в пути следования за спорный период от начальника станции Посьет Н.Н. Марьина, распоряжениями о задержке вагонов, контейнеров в пути следования, распоряжениями об оправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования, натурными листами, извещениями об отправлении вагонов, задержанных в пути следования, актами общей формы, оформленными ОАО "РЖД" в соответствии с Правилами.
Пунктом 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009) предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что суд обоснованно пришел к выводу о доказанности истцом вины ответчика в задержке вагонов на промежуточных станциях. При таких обстоятельствах, судом обоснованно удовлетворено требование о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 1 037 711 рублей 24 копейки.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы ответчика и представленный им анализ, поскольку он произведен без учета всех необходимых документов, без анализа памяток на уборку вагонов и отклоняются как противоречащие Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26. Первичные документы (акты общей формы) оформлены истцом согласно требований ст. 119 Устава, п. 4.6 Правил N 26, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, и служат доказательствами нарушения ОАО "Торговый порт Посьет" в спорный период предусмотренных в договоре N231 от 30.04.2013 технологических сроков оборота вагонов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.08.2015 по делу N А51-32473/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-32473/2014
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОАО "Торговый порт Посьет"