г. Москва |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А40-82622/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.О. Окуловой
Судей М.В. Кочешковой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Бельковым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-МРО ФСС РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 30.07.2015 по делу N А40-82622/15, принятое судьей А.Н. Нагорной
по заявлению ОАО "Мослифт" (ОГРН: 1147746872701)
к ГУ-МРО ФСС РФ (ОГРН: 1027700532298)
о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Мослифт" - Семина Е.А. по дов. от 03.03.2015;
от ГУ-МРО ФСС РФ -Бейбулатова О.Г. по дов. от 16.01.2015;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мослифт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ-МРО ФСС РФ в лице его Филиала N 4 (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным его решения от 28.05.2015 N 5 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 1 117 710 руб. 57 коп., обязании устранить допущенные нарушения путем принятия уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год от 23.01.2015 и отражения их в соответствующей базе данных Фонда социального страхования Российской Федерации, а также путем принятия решения о возврате излишне уплаченных за 2014 год страховых взносов на сумму 1 117 710 руб. 57 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом первой инстанции.).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении заявленных требований, а также освободить фонд от уплаты госпошлины.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, общество просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Московское городское унитарное предприятие "Мослифт" было реорганизовано в ОАО "Мослифт", в связи с чем 01.08.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о создании ОАО "Мослифт" путем реорганизации в форме преобразования.
В филиале фонда N 4 на учете в качестве страхователя состоит филиал общества - Специализированное управление N 11, страхователь с регистрационным номером 7704049117.
23.01.2015 общество по электронным каналам связи направило в фонд по филиалу с регистрационным номером 7704049117 уточненные расчеты по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год, что подтверждено представленными в материалы дела квитанциями о получении расчетов от 23.01.2015.
В разделе расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (таблица 1) общество отразило задолженность за территориальным органом фонда на конец отчетного (расчетного) периода в сумме 1 117 710 руб. 57 коп., сложившуюся за счет переплаты страховых взносов в 2014 году.
Представление уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год, и образование переплаты по страховым взносам вызвано учетом обществом выплат работникам, произведенных до момента его реорганизации, за период с 01.01.2014 по 31.07.2014.
При учете всех выплат работникам, произведенных с 01.01.2014 до конца отчетного (расчетного) периодов, база по страховым взносам в отношении значительного числа работников общества превысила установленную Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 г. N 1101 предельную величину 624 тыс. руб., по достижении которой страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются.
Следовательно, начисления общества в фонд социального страхования по итогам 9 месяцев 2014 года и 2014 год уменьшились, а ранее уплаченные страховые взносы в указанной в расчетах сумме образовали переплату общества.
В ответ на запрос Фонда от 26.01.2015 N 02/10/06/426 общество направило пояснения от 04.02.2015 о причинах представления уточненных расчетов и образования переплаты по страховым взносам.
05.02.2015 общество представило в фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на сумму 1 425 667 руб. 08 коп.
Фондом была проведена камеральная проверка уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за период 9 месяцев 2014 года и 2014 год, по результатам которой был составлен акт камеральной проверки от 08.05.2015 N 5.
По результатам рассмотрения акта камеральной проверки фондом приняты решения: от 18.06.2015 N 5 н/с "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и от 18.06.2015 N 5 с/с "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которыми в т.ч. решено считать уточенные расчеты общества за 9 месяцев 2014 года и 2014 год не соответствующими нормам действующего законодательства и данным проверки, и недействительными; предложено привести их в соответствие с действующим законодательством и данными проверки, производить начисление страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (данные решения обществом по настоящему делу не оспаривались).
По результатам рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных страховых взносов Фондом было принято решение от 28.05.2015 N 5 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации", которым отказано в проведении возврата страховых взносов в заявленной сумме 1 425 667 руб. 08 коп., основания к отказу в решении не приведены (отмечено "прочее").
Не согласившись с указанным решением в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 1 117 710 руб. 57 коп. (с учетом данных о суммах переплаты, отраженных в его уточненном расчете по форме 4-ФСС за 2014 год), общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель является правопреемником МГУП "Мослифт", трудовые отношения между работниками реорганизованного предприятия МГУП "Мослифт" и обществом как его правопреемником были продолжены, в связи с чем общество правомерно учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до его реорганизации.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В обоснование апелляционной жалобы фонд приводит довод о том, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования, расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года, и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
Как указывает фонд, у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня созданий этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.
Доводы фонда рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в силу следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В соответствии с п. 16 ст. Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку гражданским законодательством предусмотрено универсальное правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, общество является правопреемником МГУП "Мослифт" по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
С 01.01.2014 для плательщиков страховых взносов - организаций база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 624 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2013 г. N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п.4 с. 8 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что особенностью расчета страховых взносов является накопительный порядок исчисления путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу физических лиц. При достижении законодательно установленной предельной величины начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица страховые взносы не взимаются. Иной порядок расчета базы по страховым взносам в случае реорганизации законодательно не установлен.
Как установлено ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Данное положение, как верно отметил суд первой инстанции, применительно к страховым взносам означает, что обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов.
Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто заинтересованным лицом то обстоятельство, что после реорганизации общества в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного предприятия МГУП "Мослифт" и обществом как его правопреемником были продолжены, в связи с чем общество правомерно учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до его реорганизации.
Пункт 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ предусматривает возможность уточнения страхователем данных расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, при этом представляемый по результатам такого уточнения расчет не считается представленным с нарушением срока.
Таким образом, представленные обществом по филиалу Специализированное управление N 11 уточненные расчеты от 23.01.2015 за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год соответствуют требованиям законодательства о страховых взносах, в связи с чем должны быть приняты фондом и отражены в соответствующей базе данных.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что с целью восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов общества на фонд подлежит возложению обязанность по принятию уточненных расчетов общества по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год по филиалу Специализированное управление N 11 от 23.01.2015 и отражения их в соответствующей базе данных Фонда социального страхования Российской Федерации, а решение фонда от 28.05.2015 N 5 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 1 117 710 руб. 57 коп. подлежит признанию недействительным.
В отношении довода фонда о том, что на основании подпункта 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции неправомерно взыскал с него расходы по уплате госпошлины, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как верно указал суд первой инстанции, названная статья, а также нормы других законодательных актов Российской Федерации, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального права были правильно применены судом. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, проверкой не установлено.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2015 по делу N А40-82622/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82622/2015
Истец: ОАО " Мослифт"
Ответчик: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ