г. Москва |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А40-127912/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей Свиридова В.А., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУЗ ЦКБ РАН
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2015 по делу N А40-127912/15, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1068)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области
к ФГБУЗ ЦКБ РАН (ОГРН 1037739521192)
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук (ответчик, ФГБУЗ ЦКБ РАН) к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением от 25.08.2015 Арбитражный суд города Москвы требования удовлетворил. ФГБУЗ ЦКБ РАН привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Суд пришел к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии нарушений порядка и процедуры при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда, ФГБУЗ ЦКБ РАН в апелляционной жалобе просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в действия учреждения следует квалифицировать по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, что указывает на необоснованное привлечение ФГБУЗ ЦКБ РАН к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказов Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области от 28.04.2015 N 408/15, от 27.05.2015 N 489/15, проведена проверка в отношении аптеки, принадлежащей ФГБУЗ ЦКБ РАН, расположенной по адресу: г. Москва, Литовский бульвар, д. 1 А.
В ходе проверки выявлены нарушения требований ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. 7 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", а именно, в помещениях для хранения лекарственных средств аптеки ФГБУЗ ЦКБ РАН не проводится контроль за организацией условий хранения лекарственных препаратов - контроль показателей температуры и влажности осуществлялся не регулярно, в журнале регистрации температуры и влажности отсутствуют записи фиксации показателей приборов на определенные даты. Кроме того, в нарушение указанных требований в материальной комнате N 19, N 15 аптеки ФГБУЗ ЦКБ РАН на момент проверки отсутствовали приборы для измерения температуры и влажности, контроль показателей температуры и влажности не осуществлялся.
Установлено, что в нарушение требований п. 3, 4, 32, 42 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" в материальной комнате N 25 на полках шкафа при температуре +22°С, влажности 45 % хранились лекарственные препараты: "Натрия тиосульфат 10 N 10-300 мг/м", серия 120913, производства ЗАО ИПК "Эском", в количестве 23 упаковок, рекомендуемые условия хранения - при температуре + 20°С.
В материальной комнате N 26 аптеки ФГБУЗ ЦКБ РАН на полках шкафа при температуре +23°С, хранились лекарственные препараты: "Нитросорбид таб. 10 мг. N 50", серия 231014, производства ООО "Озон", в количестве 10 шт., рекомендуемые условия хранения - при температуре от +12°С до +15°С.
В материальной комнате N 24 аптеки ФГБУЗ ЦКБ РАН на полках шкафа при температуре +22°С, хранились лекарственные препараты:
1) "полиглюкин", серия 561012, 681212, производства ОАО "Биохимик", в количестве 84 шт., рекомендуемые условия хранения - при температуре от +10°С до +20 С;
2) "реополиглюкин", серия 1001012, производства ОАО "Биохимик", в количестве 1260 шт., рекомендуемые условия хранения -при температуре от +10°С до +20°С;
3) "аминокапроновая кислота 5%-100 мл", серия 220515, производства ЗАО ИПК "Эском", в количестве 5096 шт., рекомендуемые условия хранения - от +0°С до +20°С.
В материальной комнате N 36 аптеки ФГБУЗ ЦКБ РАН на полках шкафа при температуре +22°С, хранились лекарственные препараты: "перекись водорода 3% - 1 кг", серия 10115, в количестве 126 шт., рекомендуемые условия хранения - при температуре от +10°С до +20°С.
В материальной спиртовая на полках шкафа при температуре +20°С, хранились лекарственные препараты:
1) "Этанол Юл", серия 051114, производства ООО "Константа Фарм М", в количестве 4 шт., рекомендуемые условия хранения - при температуре от +12°С до +15°С;
2) "Этанол 95%", серия 191114, производства ООО "Росбио", в количестве 4080 шт., рекомендуемые условия хранения - при температуре от +12°С до +15°С.
В холодильнике N 3 при температуре +12 °С хранились лекарственные препараты: "Иммуноверин 50 мг N 10", серия 4110413, производства ФГУП НПО "Микроген", в количестве 220 упаковок, рекомендуемые условия хранения - при температуре от +2 °С до +8 °С.
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.06.2015 N 372/15.
02.06.2015 составлен протокол об административном правонарушении в присутствии законного представителя врио главного врача ФГБУЗ ЦКБ РАН Шаплыгина Л.В.
13.07.2015 Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГБУЗ ЦКБ РАН к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что срок привлечения общества к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) соблюден.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о надлежащем извещении административным органом законного представителя ФГБУЗ ЦКБ РАН о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
На основании изложенного, нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила хранения лекарственных средств утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 N 706н (зарегистрирован в Минюсте России 04.10.2010 N 18608).
В соответствии с п. 3 Правил хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Согласно п. 4 Правил хранения лекарственных средств помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
Как установлено п. 32 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В соответствии с п. 42 Правил хранения лекарственных средств организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Факт совершения ФГБУЗ ЦКБ РАН административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных административным органом доказательств, в том числе: актом проверки от 02.06.2015 N 372/15, протоколом об административном правонарушении от 02.06.2015.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУЗ ЦКБ РАН события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив собранные административным органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ФГБУЗ ЦКБ РАН не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и ФГБУЗ ЦКБ РАН не представлено доказательств отсутствия у ответчика возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина ФГБУЗ ЦКБ РАН в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в действиях ФГБУЗ ЦКБ РАН.
Довод подателя апелляционной жалобы о неправильной квалификации административным органом допущенных правонарушений отклоняется судом апелляционной инстанции.
Доказательства наличия оснований для квалификации действий ответчика по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ материалы административных дел не содержат и ответчиком не представлены.
Таким образом, допущенные ФГБУЗ ЦКБ РАН правонарушения правильно квалифицированы судом по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Исходя из относимости и допустимости имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2015 по делу N А40-127912/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127912/2015
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, Территориальный орган Федеральной слусбы по надзору в сфере здравоохранения по городу Москвы и Московской области
Ответчик: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ФГБУЗ ЦКБ РАН