город Ростов-на-Дону |
|
03 ноября 2015 г. |
дело N А53-15944/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.
судей А.Н. Герасименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии (до перерыва):
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представитель Каменев Н.Г. по доверенности от 13.01.2015,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-15944/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАРН" (ИНН 2630016821, ОГРН 1022601452983) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи Кривоносовой О.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФАРН" (далее - ООО "ФАРН", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - УФНС России по Ростовской области) о признании незаконными решений от 25.03.2015 N144, от 25.05.2015 N15-15/1451.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просил исключить из оспариваемых актов решение УФНС России по Ростовской области N 15-15/1451 от 25.05.2015.
Суд принял заявленные уточнения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 признано недействительным решение инспекции от 25.03.2015 N 144 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности.
Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ООО "ФАРН" в заявленных требованиях.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год установлено, что налогоплательщиком неверно определена кадастровая стоимость земельных участков и, соответственно, налоговая база, в результате занижена сумма земельного налога. Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО "ФАРН", установленная решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2013 N А53-29688/12, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2013 год.
В судебном заседании, состоявшемся 26.10.2015, представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесено и объявлено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 02.11.2015. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ФАРН" имеет в собственности земельный участок кадастровый номер 61:44:0032240:18, общей площадью 7796,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Черевичкина, 87, размер доли - 100%, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации производственной базы.
Согласно Постановлению Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" кадастровая стоимость данного участка в период с 01.01.2009 года для целей налогообложения составляла 80710039 рублей.
Решением Арбитражного суд Ростовской области по делу N А53-29688/12 от 22 февраля 2013 года исковые требования ООО "ФАРН" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка, находящегося по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Черевичкина, 87, установлена по состоянию на 01.01.2007 в размере рыночной цены 26 965 000 рублей. Решение Арбитражного суд Ростовской области по делу N А5 3-296 8 8/12 от 22 февраля 2013 года вступило в законную силу 23 марта 2013 года.
Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой
Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой выявлено занижение налоговой базы в связи с необоснованным применением в качестве налоговой базы кадастровой стоимости земельного в размере равном рыночной, установленной Арбитражным судом Ростовской области, с начала момента вступления в законную силу решения суда.
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт N 293 от 05.02.2015 года, в соответствии с которым предлагалось доначислить земельный налог в сумме 360518 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки, мероприятий дополнительного налогового контроля инспекцией вынесено решение N 144 от 25.03.2015 года об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности и начислении земельного налога в сумме 360518 рублей.
Решением УФНС России по Ростовской области N 15-15/1451 от 25 мая 2015 года в удовлетворении апелляционной жалобы общества на решение территориальной инспекции было отказано.
Общество, полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области от 25.03.2015 года N144 не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права, обратилось в суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
При оценке судом соответствия оспариваемого ненормативного акта налогового органа на соответствие налоговому законодательству, судом правомерно установлено следующее.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "ФАРН" обладающее правом собственности за земельный участок, являлось налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период проведения кадастровой оценки в Ростовской области с 2009 года, определяла, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 11 Порядка определено, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов, применяемый в Ростовской области с 2009 года, произведен в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной оценке земель населенных пунктов".
Согласно пункту 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В Ростовской области средние удельные показатели кадастровой стоимости, применяемые при расчете кадастровой стоимости земельных участков, установлены постановлением N 212, которое вступило в силу с 01.01.2009.
С учетом статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 разъяснил, что права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
С учетом положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 913/11, кадастровая стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего его рыночную стоимость. До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением N 212.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-29688/12 от 22 февраля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка 61:44:0032240:18, принадлежащего заявителю, установлена в размере равном его рыночной стоимости 26 965 000 рублей.
Учитывая положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), согласно которому сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, следует вывод о том, что установленная решением Арбитражного суда Ростовской области N А53-29688/12 от 22 февраля 2013 года кадастровая стоимость земельного участка 61:44:0032240:18 подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения суда, т.е. с 23.03.2013 года.
Высший Арбитражный суд РФ в своих определениях от 16.01.2013 N ВАС-17879/12 по делу N А65-33809/2011, от 18.01.2013 N ВАС-14371/12 указал, что требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, чем с даты вступления в силу решения суда, не соответствует правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении Президиума ВАС.
С учетом изложенного, позиция налогового органа о возможности использования в целях налогообложения вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка только с начала налогового периода, следующего после вступления в силу судебного акта о об изменении кадастровой стоимости, не соответствует действующим нормам земельного и налогового законодательства.
Обществом произведен расчет земельного налога за 2013 год с использованием новой кадастровой стоимости со следующего месяца, после момента внесения данных сведений Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в государственный кадастр (06.05.13г.), что в том числе не противоречит вышеизложенным нормам права.
Сумма земельного налога за 2013 год исчисленная обществом составила 567647 рублей, в то время как налоговым органом произведено исчисление земельного налога в сумме 928165 рублей, исходя из кадастровой стоимости 80710039 рублей за 12 месяцев 2013 года.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области от 25.03.2015 N144 правомерно признано судом подлежащим удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2015 по делу N А53-15944/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15944/2015
Истец: ООО "ФАРН"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой службы России N25, Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области, УФНС РФ по Ростовской области