г. Пермь |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А60-8169/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карполь О.В.,
при участии:
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Сысертского городского округа,
на решение 13 августа 2015 года по делу N А60-8169/2015,
принятое судьей Крюковым А.Н.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (ИНН 665803455591, ОГРНИП 312591113200016)
к Администрации Сысертского городского округа,
третье лицо: Департамент лесного хозяйства Свердловской области,
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Я.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 105 987 кв. м. с кадастровым номером 66:25:1301003:6 крестьянскому (фермерскому) хозяйству и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации Сысертского городского округа, выраженный в письме от 28.11.2014 N 7939 в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:25:1301003:6 общей площадью 105 987 кв. м, расположенного примерно в 500 м по направлению на северо-запад от ориентира - п. Бобровский; адрес ориентира: Свердловская область, Сысертский район; суд обязал Администрацию Сысертского городского округа устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 66:25:1301003:6 общей площадью 105 987 кв. м, расположенного примерно в 500 м по направлению на северо-запад от ориентира - п. Бобровский; адрес ориентира: Свердловская область, Сысертский район, не позднее 14 дней со дня вступления решения в законную силу и в тот же срок направить копию указанного решения с проектом договора аренды данного земельного участка в адрес заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2015 года отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что имеются основания для судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенев Яков Николаевич 18.11.2014 обратился к Главе Сысертского городского округа с заявлением о выделении земельного участка площадью 105 987 кв. м с кадастровым номером 66:25:1301001:6, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в аренду на 49 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства и его расширения.
От Администрации Сысертского городского округа 28.11.2014 в адрес предпринимателя поступило письмо N 7939, из которого следует, что Администрация отказывает предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст.10 Федерального закона от 24.07.2004 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Не согласившись с таким отказом, полагая, что он нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности Жбенев Я.Н. обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления и направления ответа на него, то есть, до 01.03.2015) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно ст.34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления и направления ответа на него, то есть, до 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п.4 ст.34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.5 ст.34 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 ст.34 Земельного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден Решением Думы Сысертского городского округа N 225 от 28.01.2010.
Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Из этого следует, что до решения вопроса о том, подлежит земельный участок предоставлению по результатам торгов или без проведения торгов, необходимой подготовительной стадией для решения указанного вопроса является публикация в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка.
Для Сысертского городского округа, в числе прочих условий, учитывается также очередность желающих в предоставлении земельных участков (п.7,8 Порядка предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе).
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на обеспечение принципа сочетания интересов общества и отдельных лиц, а также на защиту прав и законных интересов конкретных лиц, в частности, прав возможных претендентов на земельный участок.
Эффективность, справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедур предоставления земельных участков связаны с совершением ряда перечисленных действий. Не совершение какого-либо одного из обязательных действий следует трактовать как нарушение перечисленных норм, закрепленных в ст.34 Земельного кодекса РФ.
Поскольку существенным условием договора аренды земельного участка должно являться условие о разрешенном использовании земельного участка, опубликование этой информации должно формировать как у населения, так и возможных претендентов за получение в аренду земельного участка правильного представления о будущих условиях договора аренды либо о деятельности арендатора.
Для потенциальных арендаторов такая публикации носит характер уведомления о возможности подавать заявки на предоставление земельного участка. В случае подачи нескольких заявок заключению договора аренды должно предшествовать проведение торгов на право заключения договора аренды. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4224/10 от 14.09.2010).
Доведение до неограниченного круга лиц этой информации предназначено для изучения общественного мнения граждан в отношении использования территории муниципального образования, поскольку граждане имеют право на благоприятную среду обитания, а также на участие в решении вопросов местного значения в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции от 28.12.2013 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
При этом в материалы дела не представлены сведения о том, что органом местного самоуправления произведено опубликование сведений о предстоящем предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, нормы ст. 10 Закона N 101-ФЗ, на которую ссылается заявитель, в качестве обязательного условия предоставления земельного участка единственному заявителю указывают на необходимость выявления всех возможных пользователей земельного участка. Следовательно, поскольку публикация сведений о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду органом местного самоуправления не производилась, то суд не может считать установленным факт соблюдения предусмотренной законом процедуры предоставления земельного участка единственному заявителю, каковым является предприниматель.
По мнению суда, только после публикации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен считаться обязанным завершить начатую процедуру по предоставлению земельного участка.
В том случае, если публикация не произведена, невозможно предоставить земельный участок как единственному лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, так и какому - либо отдельному лицу из группы лиц, подавших заявления о предоставлении одного и того же участка, поскольку только посредством публикации сведений возможно выявить весь круг потенциальных участников торгов.
В случае предоставления земельного участка предпринимателю без соблюдения процедуры публикации сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, такое предоставление оказалось бы незаконным и нарушающим права потенциальных землепользователей спорного земельного участка.
В качестве последствия восстановления своих прав заявитель просит обязать Администрацию Сысертского городского округа заключить с крестьянским (фермерским) хозяйством договор аренды земельного участка.
Вместе с тем, возможность заключения такого договора по правилам ранее действовавших ст. 10 Закона N 101-ФЗ, ст. 34 Земельного кодекса РФ утрачена, поскольку на данные отношения с 01.03.2015 распространяют свое действия нормы ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 N171-ФЗ), предусматривающие переходные положения в предоставлении земельных участков на случай, если схема расположения земельного участка была утверждена до 01.03.2015.
В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" в случае если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
На день рассмотрения настоящего дела в суде ст.10 Закона N 101-ФЗ, ст.34 Земельного кодекса РФ не действуют, возможность предоставления земельного участка по правилам, указанным в этих нормах возможна только в случае, если до 01.03.2015 орган местного самоуправления утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В частности, такие случаи предусмотрены ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В условиях, когда не начата сама процедура по опубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, Администрация не может считаться нарушившей требования закона о предоставлении участка единственному претенденту.
Вывод суда первой инстанции о том, что при рассмотрении данного дела следует применить ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшую на момент вынесения заинтересованным лицом обжалуемого отказа, не является верным.
Поскольку положения ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не возлагают на уполномоченные органы в рассматриваемом судом случае обязанности следовать порядку предоставления земельного участка, определенному ст.12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, то на Администрацию Сысертского городского округа после 01.03.2015 не может быть возложена обязанность, которая была установлена утратившими силу положениями закона.
Следовательно, оспаривание отказа в предоставлении в аренду земельного участка после 01.03.2015 не может приводить к непосредственному восстановлению или защите прав заявителя.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права - применен закон, не подлежащий, что в силу ст.270 АПК РФ является основанием к отмене или изменению судебного акта.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 августа 2015 года по делу N А60-8169/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В.Семенов |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8169/2015
Истец: Жбенев Яков Николаевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ