Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. N 01АП-6109/15
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф01-6166/15 настоящее постановление оставлено без изменения
21 октября 2015 г. |
А79-10768/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Стандарт" (ОГРН 1022100981715, ИНН 2127008942, г. Чебоксары, ул. Байдула, д. 10, пом. 3)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.07.2015
по делу N А79-10768/2014,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Стандарт"
о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, изложенного в уведомлении от 18.12.2014 N 421,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Стандарт" - Михей Т.Н. по доверенности от 02.02.2015, Игнатьева Н.А. по доверенности от 05.05.2015, Ященко Е.Е. по доверенности от 02.02.2015;
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Гашимова Э.А. по доверенности от 15.01.2015 N 29/01-73;
от общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-строительная компания "Кариатида" - Алексеевой И.Г. по доверенности от 15.05.2015 N 4,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Стандарт" (далее - Общество, ООО "ЖСК "Стандарт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация), изложенного в уведомлении от 18.12.2014 N 421, в выдаче разрешения на строительство "9-ти этажной многоквартирной жилой блок-секции со встроенными нежилыми помещениями обслуживания и торговли поз. 27А по ул. Ярмарочная центральной части г. Чебоксары".
К участию в деле в третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной "Межрегионэкспертиза" (далее - ООО "Межрегионэкпертиза"), общество с ограниченной ответственностью "АБ "Классика" (далее - ООО "АБ "Классика"), общество с ограниченной ответственностью "Архитектурно-строительная компания "Кариатида" (далее - ООО "АСК "Кариатида"), Министерство строительства Чувашской Республики (далее - Министерство строительства).
Решением от 17.07.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители администрации и ООО "АСК "Кариатида" в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.07.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, постановлением администрации от 25.08.2014 N 2945 утвержден градостроительный план от 30.07.2014 N RU21304000-326 земельного участка по ул. Белинского, 69, г. Чебоксары, с кадастровым номером 21:01020408:61, площадью 979 кв.м.
Согласно прекращенному свидетельству о праве собственности от 24.07.2014 площадь земельного участка с кадастровым номером 21:01:020406:61, принадлежащего ООО "ЖСК "Стандарт", составляла 979 кв.м. В данную площадь земельного участка впоследствии внесены изменения и на основании свидетельства о праве собственности от 13.11.2014 N 21 АБ 222716 площадь земельного участка с кадастровым номером 21:01:020406:61 составляет 1111 кв.м.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:61 следует, что разрешенное использование этого земельного участка - под проектирование и строительство многоэтажного жилого дома со встроенными предприятиями обслуживания.
10.12.2014 Общество обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Уведомлением от 18.12.2014 N 421 администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям:
1) в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)): на схеме планировочной организации земельного участка проектируемый объект размещен за пределами места допустимого размещения зданий, строений, сооружений и за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:61; благоустройство (площадка для игр детей дошкольного младшего возраста, площадка для сушки белья и площадка для чистки ковров, спортивная площадка, гостевые автостоянки, площадки для мусороконтейнеров) на схеме планировочной организации земельного участка выполнено за пределами границ отведенного земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:61; ограждение площадки строительства на стройгенплане проекта организации строительства выполнено за пределами границ отведенного земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:61;
2) в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ: пояснительная записка (представлена пояснительная записка, выполненная проектной организацией ООО "Межрегионпроект", но согласно положительному заключению негосударственной экспертизы от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 пункт 1.6 "индикационные сведения о разработчике проектной документации и об организации, выполнившей инженерные изыскания" проектная организация ООО "СКИМ"); схемы, отображающие архитектурные решения (представлены архитектурные решения согласно титульному листу, выполненные проектной организацией ООО "Межрегионпроект", но в угловых штампах указана ООО "АБ "Классика", а согласно положительному заключению негосударственной экспертизы от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 пункт 1.6 "индикационные сведения о разработчике проектной документации и об организации, выполнившей инженерные изыскания" проектная организация ООО "СКИМ"); сведения об инженерном оборудовании (принципиальные схемы прокладки внутренних сетей: "системы электроснабжения, системы водоснабжения, системы водоотведения, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети, сети связи" (представлены сведения об инженерном оборудовании согласно титульному листу, выполненные проектной организацией ООО "Межрегионпроект", но в угловых штампах указана ООО "АБ "Классика", а согласно положительному заключению негосударственной экспертизы от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 пункт 1.6 "индикационные сведения о разработчике проектной документации и об организации, выполнившей инженерные изыскания" проектная организация ООО "СКИМ"; проект организации строительства (представлен проект организации строительства согласно титульному листу, выполненный проектной организацией ООО "Межрегионпроект", но в угловом штампе листов 1, 5 указано ООО "АБ "Классика" ГИП Рожкова Н.А., в угловом штампе стройгенплана указано ООО "СКИМ", а согласно положительному заключению негосударственной экспертизы 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 пункт 1.6 "индикационные сведения о разработчике проектной документации и об организации, выполнившей инженерные изыскания" проектная организация ООО "СКИМ".
Посчитав отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
К указанному заявлению, прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых в общем случае предусмотрен частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Требования к структуре и содержанию проектной документации на объект капитального строительства предусмотрены статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).
В силу пункта 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ и пункта 12 Положения N 87 в состав проектной документации в качестве обязательной части включается схема планировочной организации земельного участка.
Из представленного заявителем в материалы дела экспертного заключения технической и разрешительной документации, необходимой для получения разрешения на строительство 9-этажной многоквартирной жилой блок-секции обслуживания и торговли поз.27А по ул. Ярмарочная центральной части г.Чебоксары (шифр 001-3-2015), следует, что представленные на экспертизу документы соответствуют требованиям действующего законодательства в области градостроительства и могут служить основанием в выдаче разрешения на строительство.
При этом в соответствии с данным заключением проектируемый объект и элементы благоустройства размещены на земельных участках с кадастровыми номерами 21:01:020408:26, 21:01:020408:61, 21:01:020408:62.
Согласно свидетельству о праве собственности от 29.09.2014 серии 21АБ N 203322 земельный участок с кадастровым номером 21:01:020408:62, площадью 759 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, ул. Белинского, д. 71, разрешенное использование - для строительства многоквартирного жилого дома 7-16 этажей, категория земель - земли населенных пунктов, также принадлежит ООО "ЖСК "Стандарт".
По договору от 22.08.2012 N 244/5430-Л аренды земельного участка и дополнительному соглашению от 08.07.2013 к данному договору, заключенным между администрацией и Обществом, в аренду последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером 21:01020408:26, общей площадью 3959 кв.м для завершения строительства 9-этажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями обслуживания (поз.27), расположенный в г.Чебоксары, ул.Ярмарочная, д. 10. Срок действия договора аренды с 26.11.2010 по 10.04.2015.
Пунктом 4.2 договора аренды от 22.08.2012 N 244/5430-Л предусмотрено, что арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
15.04.2013 между ООО "СК "Стандарт" и ООО "ЖСК "Стандарт" заключен договор о совместной деятельности, из пункта 1.1 которого следует, что договор заключен в целях выполнения работ по благоустройству и озеленению на основании проекта жилого дома со встроено-пристроенными помещениями обслуживания поз.27 и 9-ти эт. многоквартирная блок-секция со встроенными нежилыми помещениями обслуживания и торговли поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары, получившего согласование главного архитектора г. Чебоксары N 157.
Вместе с тем, как правильно отметил суд, по договору аренды от 22.08.2012 N 244/5430-Л земельный участок был предоставлен администрацией ООО "СК "Стандарт" лишь для завершения строительства 9-этажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями обслуживания (поз.27), а для завершения работ 9-ти эт. многоквартирной блок-секции со встроенными нежилыми помещениями обслуживания и торговли поз.27А, данный участок арендодателем не передавался.
Правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020408:26 ООО "ЖСК "Стандарт" в составе документов с заявлением от 10.12.2014 о выдаче разрешения на строительство не представлены. Кроме того, к данному заявлению также не были приложены дополнительное соглашение к договору аренды от 08.07.2013 и договор о совместной деятельности от 15.04.2013.
Оценив доводы Общества о наличии согласованного с главным архитектором г. Чебоксары проекта N 157, составленного ООО "АБ "Классика" в том числе по поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары, суд признал их несостоятельными. Так, из всей представленной суду проектной документации, в частности, схемы планировочной организации земельного участка (20-14-ПЗУ) видно, что поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары смещена вправо по сравнению с согласованным главным архитектором проектом, где поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары размещается левее.
Из пункта 2.6.1 схемы планировочной организации земельного участка следует, что площадь проектируемых площадок общего пользования рассчитана исходя из использования совместной территории поз.27 и поз.27А. по ул. Ярмарочная г. Чебоксары. Однако при выдаче разрешения на строительство поз.27 ООО "СК "Стандарт" администрацией данная площадь благоустройства была учтена без расчета строительства поз.27А.по ул. Ярмарочная г. Чебоксары.
В силу части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 данной статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство (часть 3.1 статьи 49 ГрК РФ).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы от 16.01.2013 N 21-1-4-0008-13 на объект капитального строительства "10-ти этажная многоквартирная жилая блок-секция 6А со встроено-пристроенными помещениями, предприятиями обслуживания и торговли позиции 6 по ул.Болгарстроя в микрорайоне "Альгешево-II" г.Чебоксары".
Проектная документация поз.27А применена как модифицированная документация "10-ти этажной многоквартирной жилой блок-секции поз.6А со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, предприятиями обслуживания и торговли поз.6 по ул. Болгарстроя в мкр.Альгешево-II г.Чебоксары, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 16.01.2013 N 21-1-4-0008-13.
Исследовав положительное заключение негосударственной экспертизы от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 на объект "9-ти этажная многоквартирная жилая блок-секция со встроенными нежилыми помещениями обслуживания и торговли поз.27А по ул.Ярмарочная центральной части г.Чебоксары", подготовленное ООО "Межрегионэкспертиза", суд установил, что в его разделе 1.5 "Технико-экономические характеристики объекта" указана площадь застройки 379,2 кв.м, а в разделе 2.6.1 "Схема планировочной организации земельного участка" площадь застройки составляет 421,5 кв.м.
Раздел 2.6.2 "Архитектурные решения" положительного заключения негосударственной экспертизы от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 содержит краткую характеристику несущих и ограждающих конструкций, согласно которой фундамент - монолитная железобетонная плита толщиной 600 мм. Из представленной проектной документации: общая пояснительная записка (531/11-ОПЗ), содержащая технический отчет об инженерно-геологических изысканиях на объекте - поз.27А по ул. Ярмарочная в г. Чебоксары, проведенный ОАО "ЧувашГИИЗ", следует, что проектируется 15-этажный многоквартирный жилой дом с продольными и поперечными несущими стенами, размерами в плане 17.72 х 25.25, на свайных фундаментах, с техническим подвалом глубиной заложения 2.5 м, II уровня ответственности.
Данные противоречия положительного заключения от 08.09.2014 N 4-1-1-0189-14 и проектной документации Обществом не устранены.
Кроме того, из анализа положений статьи 49, 51 ГрК РФ следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.09.2012 N 5698/12, по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство, а последнее подлежит выдаче до начала строительства.
Следовательно, ГрК РФ не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов (зданий, сооружений), строительные работы по созданию которых уже начались.
Как установил суд, 24.10.2014 ООО "АСК "Кариатида" обратилось в Министерство строительства, указав, что ООО "ЖСК "Стандарт" ведутся работы на смежном земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:61 по строительству объекта без разрешительных документов, вырыт котлован, на дне котлована выполнен монтаж бетонной плиты, положены фундаментные блоки.
Согласно письму Министерства строительства от 14.11.2014 строительные работы на указанном земельном участке ведутся; земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "ЖСК "Стандарт"; разрешение на строительство "9-ти этажной многоквартирной жилой блок-секции со встроенными нежилыми помещениями обслуживания и торговли поз.27А" на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:61 не оформлялось; отделом государственного строительного надзора Министерства строительства в адрес ООО "ЖСК "Стандарт" направлено письмо о приостановлении строительно-монтажных работ и иных видов работ на данном земельном участке.
На основании акта от 19.01.2015 осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 21:01:020408:61 (поз.27А), 21:01:020408:26 (поз.27), 21:01:020408 (земли общего пользования), произведенного прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары, специалистами отдела Министерства строительства и муниципальным инспектором г. Чебоксары, суд установил, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:61 (поз.27А) выполнено устройство фундамента, монтаж стен подвала, кирпичная кладка 1-3 этажа, частично перекрыт третий этаж; на строительной площадке выполнено складирование строительных материалов: кирпича керамического, пустотных плит перекрытий, сборных железобетонных перемычек, сборных железобетонных маршей; выполнен монтаж подкрановых путей и башенного крана. К акту приложена фототаблица, согласно которой поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары построена на уровне третьего этажа.
В соответствии с актом от 29.06.2015 осмотра земельного участка с кадастровым номером 21:01:020408:61, также исследованным судом, на данном земельном участке находится незавершенный строительством многоквартирный дом. Из представленной фототаблицы видно, что многоэтажный жилой дом практически достроен - имеет 10 этажей и кровлю.
Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются сообщениями в Интернете, где опубликованы фотографии стройки поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары по состоянию на 03.12.2014, из которых видно, что уже ведется строительство первого этажа.
Таким образом, из имеющихся в деле доказательств суд сделал вывод о том, что в заявлении от 10.12.2014 в администрацию Общество просило выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:61, тогда как возведение многоквартирного жилого дома поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары уже начато и осуществлялось на тот период без получения разрешения на строительство. По состоянию на 29.06.2015 объект практически полностью возведен на уровне 10 этажа.
Довод Общества о том, что указанные доказательства не могут быть признаны надлежащими, является несостоятельным, противоречащим положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Оснований сомневаться в недостоверности фактов, изложенных в указанных документах, у суда первой инстанции не имелось, тем более, что наличие на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020408:61 многоквартирного жилого дома Обществом не оспаривалось.
Поскольку на момент обращения Общества с заявлением о выдаче указанного разрешения объект уже был возведен, суд сделал вывод о том, что администрация не вправе выдавать разрешение на строительство.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 309-КГ15-209.
Судом также отмечено, что постановлением от 24.02.2015 N 603 утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона 1Б центральной части города Чебоксары, ограниченного улицами Ярмарочная, Энгельса, Гагарина, Маяковского, пер. Студенческий, согласно которому строительство поз.27А по ул. Ярмарочная г. Чебоксары на земельном участке с кадастровым номером 21:02:020408:61 не предусмотрено.
Ссылку заявителя на постановление Ленинского районного суда г.Чебоксары от 05.05.2015 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества суд правомерно признал необоснованной, как не опровергающую установленные по настоящему делу обстоятельства.
Поскольку Общество не представило правоустанавливающие документы на все земельные участки, где ведется строительство, благоустройство и озеленение, в проектной документации имеются противоречия, строительство объекта капитального строительства было начато и осуществлялось без получения разрешения на строительство, суд пришел к правомерному выводу о том, что у администрации отсутствовали правовые основания для выдачи Обществу разрешения на строительство.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что отказ администрации, изложенный в уведомлении от 18.12.2014 N 421, в выдаче разрешения на строительство спорного объекта соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Довод заявителя о необоснованном отклонении судом ходатайства о назначении экспертизы судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку назначение экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производится судом с учетом конкретных обстоятельств дела, которые в данном случае не свидетельствовали о такой необходимости.
На этом основании аналогичное ходатайство Общества о назначении экспертизы судом апелляционной инстанции также отклонено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.07.2015 по делу N А79-10768/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная компания "Стандарт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10768/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф01-6166/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Жилищно-строительная компания "Стандарт"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "АБ "Классика", ООО "Межрегионэкспертиза", Министерство строительства ЧР, Министерство строительства Чувашской Республики, ООО АСК "Кариатида"