г. Самара |
|
09 ноября 2015 г. |
Дело N А65-11279/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Холодной С.Т., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ТТС-Альметьевск" - Минуллин А.Р., доверенность от 13.05.2015 N 1015/15, Ищенко О.М., доверенность от 13.05.2015 N 1014/15,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан - не явилось, извещено,
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 августа 2015 года по делу N А65-11279/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТТС-Альметьевск" (ОГРН 1031608000621, ИНН 1644017044), г. Альметьевск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан, г. Альметьевск,
третье лицо: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 25.12.2014 N 01307114РВ0001800/69 в части занижения обществом базы для начисления страховых взносов на сумму 6 895 рублей, привлечения общества к ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТТС-Альметьевск" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевске районе и г. Альметьевске Республики Татарстан, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан о признании недействительными решений N 01307114РВ0001800/69 от 25.12.201, N 4 от 17.02.2015 г. соответственно в части занижения обществом базы для начисления страховых взносов на сумму 6 895 рублей, привлечения общества к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, доначисления обществу соответствующих сумм пеней.
Решением суда 1 инстанции от 18 августа 2015 года производство по делу в части указанного требования к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан прекращено в связи с отказом Общества от данного требования (л.д.61).
В остальной части заявление Общества удовлетворено, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевск Республики Татарстан о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 013 071 14 РВ 0001800/69 от 25 декабря 2014 года признано недействительным в части доначисления страховых взносов в размере 1 868,54 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевск РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТТС-Альметьевск".
Кроме того с Управления в пользу Общества в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины взыскано 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО "ТТС-Альметьевск".
При этом в апелляционной жалобе указывает, что трудовые договоры, заключенные с продавцами-консультантами, не содержат позиций об особых условиях труда. Профессия "продавец-консультант" не включена в перечень профессий подлежащих обязательному медосмотру и не связана с вредными и опасными производственными факторами.
ООО "ТТС-Альметьевск" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители ООО "ТТС-Альметьевск" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, с 20.10.2014 г. по 27.11.2014 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан была проведена выездная проверка ООО "ТТС - Альметьевск" по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой был составлен акт выездной проверки N 013 071 14 АВ 0002141/68 от 28.11.2014.
25.12.2014 г. на основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан было принято решение N 013 071 14 РВ 001800/69 о привлечении ООО "ТТС -Альметьевск" к ответственности по ч.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 605,20 руб.
Данным решением ООО "ТТС-Альметьевск" также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 3 025,97 руб., а также пени по состоянию на 31.12.2013 г. в размере 38,02 руб. (л.д. 11-30 т.1).
Как следует из оспариваемого решения, основанием для начисления страховых взносов в сумме 3 025,97 руб., соответствующих сумм пени и штрафа явилось непринятие в 2011 к зачету в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию расходов общества по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 3 721,64 руб. и неправомерное не включение обществом в 2013 году в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд оплату оказанных работникам организации медицинских услуг на общую сумму 6 895 руб. В связи с этим по результатам проверки доначислены страховые взносы за 2011 г. в сумме 1 157,43 руб., за 2013 - в сумме 1 868,54 руб.
Из содержания заявления следует, что данное решение Управления Пенсионного фонда обществом оспаривается в части начисления страховых взносов в сумме 1 868,54 руб. в связи с неправомерным не включением в 2013 в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ суммы оплаты оказанных работникам организации при приеме на работу медицинских услуг в размере 6 895 руб. в связи с прохождением ими медицинского осмотра.
В оспариваемой части решении отражено, что ООО "ТТС-Альметьевск" в нарушение положений п.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" при осуществлении в 2013 г. компенсационных выплат физическим лицам Хайруллину Р. Р., Алдошину А.В., Насибуллину А.А. в сумме 6 895 руб. в счет понесенных расходов по оплате обязательного предварительного медицинского осмотра не включило данные выплаты в базу для обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
По мнению Управления, указанные работники общества были приняты на работу в качестве "продавцов-консультантов", тогда как профессия "продавец - консультант" не включена в перечень профессий, подлежащих обязательному медосмотру, и не связана с вредными и опасными производственными факторами, в связи с чем включение в объект обложения страховыми взносами оплаты стоимости медицинских услуг за 2013 год в сумме 6 895 руб. является обоснованным.
Между тем данный вывод Управления является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (в редакции, действовавшей в 2010 г.), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела видно, что в облагаемую базу для исчисления страховых взносов Обществом не были включены суммы возмещения предприятием расходов физическим лицам Хайруллину Р.Р., Алдошину А.В., Нисибуллину А.А. в сумме 6 895 руб. в связи с прохождением ими медицинских осмотров при приеме на работу, то есть в период, когда отсутствовали трудовые отношения между физическими лицами и обществом.
Факт осуществления указанными лицами затрат на прохождение медицинских осмотров подтверждается заявлениями сотрудников о возмещении денежных средств, чеками, договорами об оказании платных медицинских услуг N 9095 от 20.06.2013, N 2644 от 14.02.2013, N 5390 от 03.04.2013, договором на наркологическое освидетельствование от 20.06.2013 N 2442 от 02.02.2013, N 6333 от 24.04.2013, договором на оказание платных медицинских услуг N 1772 от 21.06.2013, N 242 от 22.02.2013, N 81423 от 04.04.2013 ( л.д. 39, 40, 41, 51, 52, 60-62, 68, 83,84, 85-86, 99 т.1)
Приказами (распоряжениями) о приеме работника на работу N 5-к от 06.02.2013, N16-к от 02.04.2013, N 31-к от 21.06.2013 Хайруллин Р.Р., Алдошин А. В., Насибуллин А.А. были приняты на работу в качестве продавцов - консультантов (л.д.38-40 т.2).
В соответствии с должностной инструкцией старшего продавца/консультанта - продавца/консультанта Автосалона, утвержденной директором общества "УК "ТрансТехСервис", в обязанности сотрудника входит проведение с клиентами тест - драйвов на тестовых автомобилях в соответствии с утвержденными процедурами и инструкциями, соблюдая утвержденный маршруты и правила безопасности (пункт 2.3. Инструкции).
Пунктом 4.2. Инструкции предусмотрено право продавца/консультанта управлять товарными и демонстрационными автомобилями в случаях, связанных с проведением тестовых поездок, рекламных мероприятий, перемещение автомобилей и в других случаях, предусмотренных локальными нормативными актами.
Согласно п. 1.5 Инструкции квалификационные требования, предъявляемые к продавцу-консультанту, предусматривают обязательное наличие водительского удостоверения категории "В" и опыта вождения не менее двух лет (л.д. 33-38, т.1).
Таким образом, работа указанных продавцов-консультантов связана с движением транспортных средств, в силу чего медицинские осмотры необходимы для определения пригодности работников для выполнения должностных обязанностей, связанных в том числе с управлением автомобилем.
В соответствии с положениями ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. При этом предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Таким образом, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя.
Поскольку в определенных случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя в силу закона, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Последующее заключение трудовых договоров общества с физическими лицами и выплата компенсации даже в период наличия трудовых отношений не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана выплата компенсации, имели место при отсутствии трудовых отношений между обществом и физическими лицами, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Аналогичные выводы содержатся в определении ВАС РФ от 20.07.2012 N ВАС-9128/12, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.09.2014 по делу N А07-16620/2013.
Таким образом, суммы возмещения предприятием расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинского осмотра при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку носят компенсационный характер.
В связи с этим у Управления отсутствовали правовые основания для принятия в отношении ООО "ТТС-Альметьевск" оспариваемого решения в части доначисления страховых взносов в сумме 1 868,54 руб. на суммы возмещения работникам расходов в размере 6 895 руб., связанных с прохождением медицинских осмотров при устройстве на работу, а также соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО "ТТС-Альметьевск", оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 августа 2015 года по делу N А65-11279/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11279/2015
Истец: ООО "ТТС-Альметьевск", г. Альметьевск
Ответчик: Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан, г. Казань, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевске районе и г. Альметьевске Республики Татарстан