г. Пермь |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А60-25636/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.
судей Голубцовой Ю.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Швецовой Виты Игоревны (ИП Швецова В.И.),
от заинтересованного лица - Администрации Асбестовского городского округа,
от третьего лица - Муниципальное казенное предприятие "Вторресурсы" Асбестовского городского округа (МКП "Вторресурсы" АГО): не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ИП Швецовой В.И.,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 августа 2015 года,
принятое судьёй Г.Н. Подгорновой
по делу N А60-25636/2015
по заявлению ИП Швецовой В.И. (ИНН 660300361235, ОГРНИП 312668529000069)
к Администрации Асбестовского городского округа
третье лицо: МКП "Вторресурсы" АГО (ОГРН 1026600629846, ИНН 6603013392)
о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
ИП Швецова В.И. (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Администрации Асбестовского городского округа (далее - Администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении ИП Швецовой В.И. земельного участка площадью 2000 кв.м. по адресу: Свердловская область, г. Асбест ориентир отвал 4-ю с кадастровым N 66:34:0503002:0009 с целью складирования органических отходов свинооткормочного комплекса, выраженного в уведомлении об отказе от 27.02.2015; обязании Администрацию Асбестовского городского округа утвердить и выдать ИП Швецовой В.И. схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКП "Вторресурсы" АГО.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что размещение объекта инженерной инфраструктуры (производственного объекта) на предполагаемом земельном участке возможно и не противоречит условно разрешённым видам использования земельного участка. Вместе с тем, отмечает, что Администрацией отказано в предоставлении участка по основаниям, не являющимся таковыми для правомерного отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством на территории АГО.
Администрация и МКП "Вторресурсы" АГО отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.12.2005 в составе комиссии (по обращению ИП Швецовой В.И.) был подписан акт выбора земельного участка для складирования органических отходов свинооткормочного комплекса, расположенного в юго-восточной части города Асбеста в районе отвала 4-Ю, площадь 2000 кв.м.
27.11.2013, повторно 30.05.2014 ИП Швецова В.И. обратилась к Главе АГО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка (площадью 2000 кв.м., кадастровый N 66:34:0503002:0009, расположенного по адресу Свердловская область, г. Асбест, в районе отвала 4-Ю) с целью складирования органических отходов свинооткормочного комплекса.
Приложениями к заявлениям были: копия экспертного заключения Филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво" от 24.06.2005; копия акта выбора участка для складирования отходов от 22.12.2005; копия ситуационного плана в масштабе 1:10000.
Письмом от 06.06.2014 N 44-04-1858/4, по результатам рассмотрения заявления Глава администрации АГО, отказал в предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Основанием для отказа послужило то, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет (ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации). Акт выбора является недействительным, так как заказчик в течение 6 месяцев не предоставил согласованный акт выбора земельного участка с приложенным к нему планом границ на утверждение в Отдел по управлению муниципальным имуществом (п.6 ст.13 Решения Думы Асбестовского городского округа от 26.01.2007 N 41/1 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Асбестовского городского округа"). Разрешенное использование земельного участка не соответствует заявленной цели использования испрашиваемого участка.
ИП Швецова В. И., не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2014 по делу N А60-35461/2014 заявленные требования удовлетворены. Выраженный в письме от 06.06.2014 отказ администрации Асбестовского городского округа в предоставлении ИП Швецовой В.И. земельного участка для складирования органических отходов признан недействительным. Суд обязал администрацию Асбестовского городского округа повторно рассмотреть заявление ИП Швецовой В.И. от 30.05.2014 и принять соответствующее решение на основании ст.34 Земельного кодекса РФ, Административного регламента "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Асбестовского городского округа", утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.06.2014 N 340-ПА.
20.01.2015 ИП Швецова В.И. повторно обратилась с заявлением к Главе АГО о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2000 кв.м., кадастровый N 66:34:0503002:0009, расположенного по адресу Свердловская область, г. Асбест, в районе отвала 4-Ю, приложив к заявлению копию решения Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2014.
Рассмотрев в порядке ст.34 Земельного кодекса РФ данное заявление, Администрация Асбестовского городского округа письмом от 27.02.2015 N 44-04/856/5 отказала в предоставлении земельного участка.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка послужило несоответствие цели, для которой испрашивается земельный участок (размещение органических отходов свинооткормочного комплекса), Правилам землепользования и застройки Асбестовского городского округа, а также поступление после публикации в газете "Асбестовский рабочий" от 05.02.2015 N 12-13 сообщения о возможном предоставлении земельного участка от смежного землепользователя, МКП "Вторресурсы".
Полагая, что содержащийся в письме от 27.02.2015 N 44-04/856/5 отказ в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным, ИП Швецова В.И. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.1 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.12.2014) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п.3 ст.34 ЗК РФ).
Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п.2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу п.6 ст.34 ЗК РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п.5 настоящей статьи решения.
Как следует из приведенной статьи, предусмотренные в ее пунктах 4-6 действия уполномоченные органы должны осуществить при наличии оснований для предоставления земельного участка в соответствии с указанной в заявлении целью его использования.
Согласно Правилам землепользования и застройки Асбестовского городского округа испрашиваемый заявителем земельный участок в районе отвала 4-ю находится в зоне С-6 - территория, предназначенная для размещения отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в указанной градостроительной зоне относится размещение открытых площадок по хранению отходов, образуемых при добыче полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; к вспомогательным видам использования - лесозащитные полосы; к условно разрешенным видам использования - спортивные сооружения на отвалах, выведенных из горного отвода; производственные объекты III-IV класса вредности; предприятия по производству взрывчатых веществ. Минимальные площади земельных участков в данной зоне устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для соответствующих сооружений.
Таким образом, испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в градостроительной зоне С-6, где не допускается складирование органических отходов.
В соответствии с п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом для использования земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом его использования необходимо соблюдение специальной процедуры, предусмотренной ст.39 ЗК РФ.
Так, согласно п.п.1,2 ст.39 ЗК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Утвержденным постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 28.05.2014 N 335-ПА Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории Асбестовского городского округа" установлено, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, следующее обстоятельство: если испрашиваемый земельный участок в соответствии с требованиями законодательства, генеральным планом Асбестовского городского округа, Правилами землепользования и застройки Асбестовского городского округа не предусматривает заявленное использование земельного участка.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции об обоснованности отказа Администрации в предоставлении земельного участка в связи с несоответствием заявленной цели его использования предусмотренным Правилами землепользования и застройки видам разрешенного использования.
Кроме того, как указал суд первой инстанции в соответствии с ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, а также в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно 5.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в санитарно-защитной зоне полигона ТБО, для испрашиваемой предпринимателем цели (размещение органических отходов), по мнению суда, соответствует также нормам законодательства об охране окружающей среды и нормам законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что размещение объекта инженерной инфраструктуры (производственного объекта) на предполагаемом земельном участке возможно и не противоречит условно разрешенным видам использования земельного участка на основании ГОСТ Р53691-2009, Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку целью получения земельного участка согласно заявлению является складирование органических отходов свинооткормочного комплекса, а не размещение объекта инженерной инфраструктуры (производственного объекта).
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для изменения принятого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объёме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст.71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 августа 2015 года по делу N А60-25636/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25636/2015
Истец: Швецова Вита Игоревна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВТОРРЕСУРСЫ" АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА