г. Чита |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А78-8113/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройград" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 августа 2015 года по делу N А19-8113/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройград" (ОГРН 1077536011926 ИНН 7536085993) о признании незаконным решения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801 ИНН 7536095484) от 25.03.2015 N 01-12/2177-А об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, обязании устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "Стройград",
суд первой инстанции, судья Горкин Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смирновой А.Е.. представителя по доверенности от 01.10.2014;
от заинтересованного лица: Новожиловой О.В., представителя по доверенности от 10.01.2014;
от третьего лица, Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467 ИНН 7536031229): не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Стройград", обратился в арбитражный суд Забайкальского края с требованием о признании незаконным решения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25.03.2015 N 01-12/2177-А об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Решением суда первой инстанции 13 августа 2015 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что материалами дела не подтверждается нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25.03.2015 N 01-12/2177-А.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд первой инстанции дал неправильное токование как п. 2 ст. 34 Федерального закона N 171 от 23.06.2014, так и ст. 30 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015.
Представитель Департамента в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Департамент просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200290351591.
Представленным ходатайством Администрация просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.10.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.02.2015 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обратилось ООО "СтройГрад" с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Чайковского (т. 1, л. 33).
25.03.2015 Департамент государственного имущества и земельных отношений со ссылкой на указанное заявление отказал в его удовлетворении (т. 1, л. 21).
Данное решение Департамент мотивировал вступлением в силу Федерального закона N 171 от 23.06.2014, которым внесены изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу 01.03.2015.
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует действующему законодательству, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 25.02.2015 в Департамент государственного имущества и земельных отношений обратилось ООО "СтройГрад" в порядке ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Чайковского на праве аренды (т. 1, л. 33).
Письмом от 25.03.2015 года, Департамент мотивировал отказ в удовлетворении заявления от 25.02.2015 тем обстоятельством, что им не могло быть принято решение о выборе земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса решения о предварительном согласовании места размещения объекта сославшись на то, что с 01.03.2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пунктом 18 ст. 1 которого признаны утратившим силу ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса (т. 1, л. 21).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции на 25.02.2015 было установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч.1).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (ч.5).
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (ч.1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч.2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч.3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (ч.5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (ч.6).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (ч.7).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ч.8).
Из указанного следует, что юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, непосредственно с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 29 Земельного кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 2 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" к полномочиям Правительства Забайкальского края, осуществляемым за счет средств бюджета Забайкальского края (за исключением субвенций из федерального бюджета), в области земельных отношений относятся в том числе: 5) распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключение соответствующих договоров на основании правовых актов мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий; 13) принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающих акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов.
В соответствии с Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95 Департамент обеспечивает подготовку информации о земельных участках в целях предоставления их гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременно публикует такую информацию в газетах "Забайкальский рабочий" или "Азия-Экспресс" в установленных Федеральным законом случаях (п.9.10.9);
принимает решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с одним из вариантов выбора таких земельных участков, или об отказе в размещении объектов (п. 9.11.14).
Таким образом, на территории города Читы на 25.02.2015 решения о предварительном согласовании места размещения объектов, утверждающие акт о выборе земельных участков, находящихся в собственности Забайкальского края, или земельных участков на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, принимаются исключительно Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и указанным исполнительным органом государственной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам этого аукциона осуществляет указанный исполнительный орган государственной власти (ч.17).
В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был отменен институт принятия решения о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, установленный ст. 30, 31 Земельного кодекса.
Таким образом, с 01.03.2015 полномочия Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по принятию решения о выборе земельного участка и решения о предварительном согласовании места размещения объекта прекращены, поскольку принятие таких решений после 01.03.2015 не влечет каких-либо правовых последствий для обратившегося лица за их получением.
При этом ссылка на ч. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в данном случае является неправомерной, поскольку данная норма регулирует порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в то время, как испрашиваемый обществом земельный участок относится к земельным участкам государственная собственность на который не разграничена.
Ссылка же на ч. 2 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая устанавливает, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае подлежат применению специальные правила, установленные ч. 17 данной статьи.
Более того, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как уполномоченный орган по распоряжению земельными участками на территории города Читы государственная собственность на которые не разграничена, свои полномочия, установленные п. 9.10.9 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95, согласно которому, он обеспечивает подготовку информации о земельных участках в целях предоставления их гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременно публикует такую информацию в газетах "Забайкальский рабочий" или "Азия-Экспресс" в установленных Федеральным законом случаях не реализовывал относительно испрашиваемого обществом земельного участка.
Имеющаяся в деле публикация Администрации города Читы в газете "Читинское обозрение" N 7 (1335) от 18.02.2015, не может быть принята во внимание, поскольку данная публикация совершена не в рамках заявления общества в Департамент от 25.02.2015 и совершена не в соответствии с полномочиями п. 9.10.9 Положения о Департаменте.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что общество не представило доказательств, что решение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25.03.2015 N 01-12/2177-А нарушает его права и законные интересы.
Статьей 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (ч. 3).
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "13" августа 2015 года по делу N А78-8113/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-8113/2015
Истец: ООО "Стройград"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Третье лицо: Администрация ГО "Город Чита"