город Москва |
|
03 ноября 2015 г. |
Дело N А40-187533/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.11.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей: Седовым С.П., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Очтовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Брянской городской Администрации
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 19.08.2015 по делу N А40-187533/13,
принятое судьей Зотовой Е.А. (шифр 64-1650)
по иску Муниципального образования Город Брянск в лице Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, 241050, г. Брянск, пр. Ленина, д. 35)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации
о возмещении убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности от 27.03.2015
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявленные истцом требования к ответчику о взыскании убытков в сумме 832.350 руб.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал, представил правовую позицию по апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела муниципальное образование "город Брянск" в лице Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 832 350 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы требования истца удовлетворены, с РФ в лице Минфина РФ за счет казны РФ в пользу Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации взысканы убытки в размере 832 350 рублей.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2014 г. решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При этом АС МО указал, что при новом рассмотрении суду необходимо определить предмет доказывания по делу, в который обязательно включить вопросы о наличии и размере возникших у истца убытков, о том, какие неправомерные действия (бездействие) допущены Российской Федерацией в отношении истца и о связи этих действий (бездействия) с причиненным истцу вредом.
Решением Советского районного суда города Брянска от 18.11.2011 суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Козельчикову Н.Ю. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в установленном порядке. Во исполнение указанного решения Советского районного суда города Брянска Брянская городская администрация предоставила Козельчикову Н.Ю. по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: г. Брянск, ул.Тарджиманова, д. 16, кв. 32, общей площадью 31,0 кв.м., приобретенное в собственность муниципального образования город Брянск за 832.350 руб.
Между Советской районной администрацией города Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования г. Брянск, Брянской городской администрацией и Козельчиковым Н.Ю. заключен договор социального найма N 1501 от 23.01.2013.
Козельчиков Н.Ю. относится к категории лиц, страдающих заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья на основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N 255-р от 17.07.2008.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - ФЗ N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
По правилам п.4 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ст.16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, необходимо наличие в совокупности следующих условий: установление факта причинения вреда потерпевшему, размера убытков, доказанности совершения ответчиком противоправных действий (бездействия), наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается наличие противоправных действий Российской Федерации, вследствие которых истцу мог бы быть нанесен вред.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений вышеприведенных норм права у гражданина Козельчикова Н.Ю. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку он страдает хронической формой заболевания, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, и которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Данное обстоятельство установлено решением Советского районного суда города Брянска от 18.11.2011.
Судом установлено, что распоряжением Советской районной администрации гор. Брянска от 17.07.2008 г. N 255-р гражданин Козельчиков Н.Ю. включен в список граждан для внеочередного предоставления жилого помещения.
В данном случае обязательства возникли после 01.01.2005, источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 гражданам- инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 17 и 28.2 ФЗ Законом социальной защите инвалидов, пунктом 24 статьи 26.3 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, такие затраты являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Отнесение их к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку муниципальное образование город Брянск в данном случае не является участником межбюджетных отношений непосредственно с Российской Федерацией, которая посредством законодательного регулирования предусматривает выделение соответствующих денежных средств соответствующему субъекту Российской Федерации.
Исполнение Брянской городской администрацией решений суда о предоставлении жилых помещений не может быть отнесено к категории реализация решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов других уровней, по смыслу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Истцом не доказано причинение убытков вследствие неправомерных действий Российской Федерации, наличие причинно-следственной связи между действиям РФ и убытками, в связи с чем, в иске следует отказать.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Доводы стороны, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, признаются апелляционным судом обоснованными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2015 по делу N А40-187533/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Брянской городской администрации без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187533/2013
Истец: Муниципальное образование город Брянск, Муниципальное образование Город Брянск в лице Брянской городской администрации
Ответчик: Министерство Финансов Российской Федерации, РФ в лице Министерство финансов РФ
Третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации, ФУ Брянской городской Администрации
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1288/16
03.11.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44225/15
19.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-187533/13
26.12.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13350/14
21.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32307/14
16.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-187533/13