г. Томск |
|
06 ноября 2015 г. |
Дело N А45-5368/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кудряшевой Е.В.,
судей Логачева К.Д., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В.,
без участия лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярскметропроект" (рег. N 07АП-7499/2014(2)) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 1 сентября 2015 года (судья Печурина Ю.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Красноярскметропроект", г. Красноярск (ОГРН 1022401785515, ИНН 2460053460) к муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (ОГРН 1035402471411, ИНН 5406010778) о взыскании задолженности за выполненные работы в сумме 387 515 рублей 54 копейки и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 25 487 рублей 22 копеек и до полной оплаты долга, при участии в деле третьего лица - Муниципального образования в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, г. Новосибирск, по заявлению ООО "КМП" о замене должника по исполнительному листу АС N 001459895 от 25.09.2014,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.06.2014 года с муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (ОГРН 1035402471411, ИНН 5406010778) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноярскметропроект" (ОГРН 1022401785515, ИНН 2460053460) взыскано 387 515 рублей 54 копейки долга и 25 487 рублей 22 копейки процентов за пользование чужими денежными, всего взыскано - 413 002 рубля 76 копеек.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 года решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.06.2014 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Истцу выдан исполнительный лист АС N 001459895 от 25.09.2014.
03.10.2014 года истец обратился с заявлением о замене должника по исполнительному листу с МУП "УЗСПТС" на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 1 сентября 2015 года отказано в удовлетворении заявления ООО "КМП" о замене должника по исполнительному листу серия АС N 001459895 от 25.09.2014 по делу N А45-5368/2014.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, ООО "КМП" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить, определение суда отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции или разрешить вопрос по существу, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства передачи истцом прав и обязанностей по договору N 040Р12-01 от 15.02.2013 Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска. Апеллянт ссылается на то, что предметом регулирования статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности, а не сами объекты. Истец указывает, что МУП "УЗСПТС" не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса, вследствие чего государственным (муниципальным) заказчиком по государственному (муниципальному) контракту является орган власти, передавший организации полномочия государственного (муниципального) заказчика.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что, в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 418-ФЗ от 28.12.2013 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", лицевой счет получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности не был открыт для МУП "УЗСПТС", бюджетные средства для оплаты по спорному договору не могут быть перечислены ответчику, в то время как работы для муниципального образования выполнены и переданы.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что на основании соглашения от 30.04.2014 об исполнении контракта, в соответствии со статьями 387, 391 Гражданского кодекса Российской Федерации произошла перемена лиц в обязательстве. По мнению апеллянта, должником по обязательствам, вытекающим из муниципального контракта, является публично-правовое образование, соответственно, при заявлении исковых требований к публичному образованию от его имени выступает распорядитель бюджетных средств, которым является Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии города Новосибирска.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (в частности уступки требования) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как следует из материалов дела, 15.02.2013 сторонами заключен договор на выполнение работ N 040Р12-01, по которому МУП "УЗС ПТС" (Заказчик) поручает, а ООО "КМП" (Исполнитель) принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке рабочей документации временного электроснабжения строймеханизмов на стройплощадке ПК 81+60,24 - ПК 82+79,50 для строительства левого перегонного тоннеля на участке ПК 76+61 - ПК 81+91,6 от станции "Березовая роща" до станции "Золотая Нива" по объекту: Станция "Золотая Нива" и перегон до станции "Березовая роща" - 2 пусковой комплекс второй очереди строительства метрополитена г.Новосибирска от станции "Сибирская" до станции "Гусинобродская" (Б.Богаткова) (далее - работы) в соответствии со сметой, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат (т.1,л.д.14-19).
Стоимость работ стороны определили в пункте 3.1 договора - 387 515 рублей 54 копейки.
Расчеты производятся по завершении выполнения Исполнителем работ, в течение 10 банковских дней с момента подписания акта сдачи-приемки работ пункты (п. 3.3 договора).
Заказчик производит платежи и расчеты за выполненные работы в пределах объемов финансирования по объекту. В случае задержки поступления денежных средств на расчетный счет Заказчика, Заказчик вправе задержать оплату Исполнителю, а Исполнитель вправе приостановить выполнение работ до возобновления финансирования (п 3.4 договора).
В разделе 4 договора стороны определили сроки производства работ:
- начало - 15.02.2013 года;
- окончание - 12.04.2013 года.
В материалы дела представлены: двусторонний Акт сдачи-приемки выполненных проектных работ от 12.04.2013 года на сумму 387 515 рублей 54 копейки (т. 1, л.д. 20), и Акт сверки взаимных расчетов за январь-ноябрь 2013 года (т. 1, л.д. 21-23). Указанные акты подписаны полномочными представителями сторон договора, скреплены печатями организаций, подтверждают выполнение работ надлежащим образом, в полном объеме, передачу их результатов ответчику и приёмку ответчиком результата работ.
С 01.01.2014 федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
Во исполнение федерального закона от 28.12.2013 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" мэром города Новосибирска издано распоряжение от 14.03.2014 N 233-р "О передаче полномочий по заключению и исполнению от имени Мэрии муниципальных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности за счет средств бюджета города Новосибирска муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений" (далее - Распоряжение N 233-р).
По соглашению от 19.03.2014 N 15/14 (далее - Соглашение от 19.03.2014) Мэрия города Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса передала на безвозмездной основе полномочия муниципального заказчика по исполнению муниципальных контрактов Мэрии города Новосибирска муниципальному унитарному предприятию города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений". Соглашение вступило в силу с момента подписания и распространило действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
30.04.2014 между сторонами заключено соглашение об исполнении договора (далее - Соглашение от 30.04.2014), по условиям которого изменены наименование договора, преамбула договора с указанием ссылок на Соглашение от 19.03.2014 и Распоряжение N 233-р, установлено состояние взаиморасчетов, отражены реквизиты сторон. Названное соглашение распространяет действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 (т.2, л.д.17-20).
Ссылка в апелляционной жалобе на замену стороны в обязательстве по договору и суждение о том, что правопреемником заказчика в силу названных выше соглашений является департамент, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуру бюджетных инвестиций в капитальное строительство и условия передачи полномочий государственного (муниципального) заказчика бюджетным, автономным учреждениям и унитарным предприятиям, в то время как стороны договора не являются участниками межбюджетных отношений.
По смыслу статьи 48 АПК РФ в совокупности с иными нормами арбитражного процессуального законодательства процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Для этого необходимо подтвердить выбытие ответчика из того правоотношения, в котором он является стороной по делу, и передачу им соответствующих прав его правопреемнику в случаях, предусмотренных данной нормой Закона.
Согласно пункту 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перемена лица в обязательстве возможна на основании сделки либо в силу закона.
Исходя из статьи 387 ГК РФ перемена лица в обязательстве происходит на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств: в результате универсального правопреемства в правах кредитора; по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом; вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 418 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не содержат условий о правопреемстве в контрактах заключенных в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав характер изменений в обязательстве, приходит к выводу, что Соглашениями от 19.03.2014 и от 30.04.2014 предприятию переданы полномочия муниципального заказчика по договору, в том числе и полномочия по оплате выполненных работ; Соглашением от 30.04.2014 изменены наименования договора, реквизиты лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, а также преамбула спорного договора, из чего следует, что предприятие не выбыло из обязательства по договору.
Таким образом, из анализа норм Федерального закона от 28.12.2013 N 418 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", положения Распоряжения N 233-р и условий Соглашений сторон от 19.03.2014 и от 30.04.2014 в правовой взаимосвязи со статьей 48 АПК РФ и главой 24 ГК РФ следует, что предприятие не выбыло из правоотношения по исполнению договора и несет в полном объеме права и обязанности стороны по этому договору.
Указанная позиция сформирована в определениях Верховного Суда РФ от 05.08.2015 N 304-ЭС15-8223 по делу N А45-2541/2014, от 05.08.2015 N 304-ЭС15-8225 по делу N А45-5364/2014.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Новосибирской области о том, что соглашение N 15/14 от 19.03.2014 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014, тогда как правоотношения заказчика и исполнителя по договору N 040Р12-01 от 15.02.2013 возникли в 2013 году.
Таким образом, изменение названия и функций муниципального заказчика не меняет условий исполнения договора N 040Р12-01 от 15.02.2013.
С учетом этого оснований для замены должника по исполнительному листу у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем в удовлетворении заявления истцу правомерно отказано.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для его отмены, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Новосибирской области от 1 сентября 2015 года по делу N А45-5368/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.В. Кудряшева |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5368/2014
Истец: ООО "Красноярскметропроект"
Ответчик: МУП города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений"
Третье лицо: Муниципальное образование города Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2016 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-288/16
06.11.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7499/14
03.09.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7499/14
20.06.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-5368/14