город Воронеж |
|
10 ноября 2015 г. |
Дело N А48-3258/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Тандер": Синдеева Ю.В., представителя по доверенности от 08.10.2015;
от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области: Фролова А.К., начальника отдела контроля по доверенности от 01.04.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549) на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.09.2015 по делу N А48-3258/2015 (судья Жернов А.А.) по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (ОГРН 1025700827272) об отмене постановления от 05.05.2015 N 01-17-12,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления Управления от 05.05.2015 N 01-17-12 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 16.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что необходимые документы и товарные накладные, являющиеся первичными для целей бухгалтерского и налогового учета, подлежат сбору и хранению в головной компании ЗАО "Тандер" в г.Краснодар. Соответствующих запросов в головную компанию ЗАО "Тандер" не направлялось. Поставка одного и того же товара может осуществляться в разные дни по разным ценам, так как закупочная цена может расти или уменьшаться в зависимости от даты отгрузки. Следовательно, товарные накладные, на основании которых в ходе проверки была собрана информация о закупочной стоимости товаров, являются межскладскими накладными, в которых грузоотправителем является распределительный центр (РЦ склад) ЗАО "Тандер", грузополучателем является торговый объект ЗАО "Тандер". В силу отсутствия в компании партионного учета товара указанные документы не отражают реальную закупочную цену товара от конкретных поставщиков, поскольку содержат сведения о средней себестоимости товара, рассчитываемой 1 раз в месяц. Подтверждением данного факта являются товарные накладные N 2075 от 30.01.2014, N 11766 от 08.05.2014, N 2356 от 05.02.2015, N 2075 от 30.01.2014, N11766 от 08.05.2014, N2356 от 05.02.2015, N8047453838 от 28.01.2014, N 8048456438 от 26.02.2014, N80449843460 от 11.04.2014. Указанным документам оценка дана не была. Согласно отчету за период с января 2014 по февраль 2015 торговая наценка на продукты детского питания, находившихся на реализации в торговом объекте ЗАО "Тандер", не превышала предельный размер торговой надбавки в 20%, установленный постановлением. В ходе проверки был произведен неверный расчет закупочной стоимости товара.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. Поставка одного и того же товара в магазины в разные дни по разным ценам не может являться основанием для хаотичного изменения в магазине розничной торговли цен на детское питание. В момент проверки иных товарных накладных и документов административному органу представлено не было.
Как видно из материалов дела, во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Орловской области о проведении проверки соблюдения законности в сфере ценообразования на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию и проведении мониторинга цен на основные продукты питания на внутреннем рынке прокуратурой Хотынецкого района Орловской области проведена проверка магазина "Магнит" ЗАО "Тандер", расположенного по адресу: Орловская область, Хотынецкий район, пгт. Хотынец, ул. Ленина д. 19.
По итогам проверки установлено завышение Обществом предельных торговых надбавок на товары детского питания: пюре "Бабушкино лукошко" кабачки/молоко гр., пюре "Бабушкино лукошко" тыква/рис 100 гр., "Нестожен 1" сухая молочная смесь 350 г.
В акте проверки от 09.02.2015 отражена стоимость закупки указанного детского питания и цена по которой эта продукция продавалась в магазине в момент проверки (т. 3 л.д. 190).
Акт проверки направлен прокуратурой в Управление.
На основании полученных от прокуратуры материалов проверки административным органом вынесено определение от 25.02.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования было установлено завышение ЗАО "Тандер" предельного размера надбавки в 20% на продовольственные товары - детское питание к отпускной цене поставщика, предусмотренной Постановлением Коллегии Администрации Орловской области от 13.09.2002 N 141 "О торговых надбавках на продовольственные товары, реализуемые на территории Орловской области" (далее - постановление N 141).
По товарной накладной N 570103G2047 от 24.01.2015:
- пюре "Бабушкино лукошко" кабачки/молоко 100 гр.: цена закупки 21, 40 руб., розничная цена составляет 29, 40 руб. за 1 шт. (надбавка 37, 38 %) в количестве 6 шт. Сумма завышения - 22, 32 руб.;
- пюре "Бабушкино лукошко" тыква/рис 100 гр. (Фаустово), цена закупки 21, 26 руб., розничная цена составляет 29, 40 руб., за 1 шт. (надбавка 38, 29 %) в количестве 6 шт. Сумма завышения -23, 34 руб.;
- сухая молочная смесь "Нестожен 1" 350 г. (Нестле) 12 закупочная цена 203, 80 руб. розничная цена составляет 249, 90 руб., за 1 шт. (надбавка 22, 62 %)в количестве 12 шт. Сумма завышения - 64, 08 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 27.04.2015 N 012, составленном в присутствии законного представителя Общества Аксёнкина А.Л. (т 3, л.д. 19, 20).
По результатам проведенного расследования 05.05.2015 начальником Управления Жуковой Е.Н. в отношении ЗАО "Тандер" вынесено постановление N 01-17-12 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки в размере 219, 48 руб.
Рассмотрение административного дела осуществлялось с участием законного представителя Общества Аксенкина А.Л., действовавшего на основании доверенности от 31.03.2015 N 2-4/210(т.3, л. д. 8-11).
Считая постановление N 01-17-12 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ незаконным, Закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрено, что завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный нормативными актами порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Указом Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В указанный перечень включены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Постановлением Коллегии Администрации Орловской области от 13.09.2002 N 141 "О торговых надбавках на продовольственные товары, реализуемые на территории Орловской области" установлены предельные размеры торговой надбавки в процентах к отпускной цене предприятия изготовителя или цене другого поставщика на детское питание на территории Орловской области - 20% (Приказом Управления от 26.03.2015 N 296-Т на продукты детского питания установлена та же торговая надбавка к отпускной цене поставщика - 20%).
Как было установлено в ходе проведения проверки и подтверждается материалами дела, в момент проведенной прокуратурой Хотынецкого района Орловской области проверки сотрудникам прокуратуры была представлена товарная накладная от 24.01.2015 N 570103G2047, которая указана в акте проверки (т. 3 л.д. 51,52).
В соответствии с данной товарной накладной от 24.01.2015 N 570103G2047 сумма завышения на пюре "Бабушкино лукошко" кабачки/молоко 100 гр. составила 22, 32 руб.; на пюре "Бабушкино лукошко" тыква/рис 100 гр. (Фаустово) - 23, 34 руб.; на сухую молочную смесь "Нестожен 1" 350 г. (Нестле) - 64, 08 руб.
Каких либо иных накладных, подтверждающих поступление в магазин "Магнит", расположенный по адресу: Орловская область, Хотынецкий район, пгт. Хотынец, ул. Ленина д. 19. детского питания: пюре "Бабушкино лукошко" кабачки /молоко, 100 гр.; пюре "Бабушкино лукошко" тыква/рис 100 гр.; молочная смесь "Нестожен 1" 350 гр. с ценами от поставщиков отличных от цен указанных в данной накладной представлено не было.
Несоблюдение вышеуказанного порядка ценообразования в отношении товаров для детского питания, которое приводит к завышению установленных надбавок (наценок) к ценам, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Факт реализации Обществом продуктов детского питания, указанных выше, подтверждается имеющимися в административном деле доказательствами, а именно актом проверки прокуратуры от 10.02.2015, протоколом об административном правонарушении N 012 от 27.04.2015, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
В связи с этим, суд правомерно определил, что событие административного правонарушения, то есть факт нарушения Обществом установленного порядка ценообразования был доказан административным органом и правильно квалифицирован по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
В качестве доводов жалобы Общество указывает, что необходимые документы и товарные накладные, являющиеся первичными для целей бухгалтерского и налогового учета, подлежат сбору и хранению в головной компании ЗАО "Тандер" в г. Краснодар. Соответствующих запросов в головную компанию ЗАО "Тандер" не направлялось. Поставка одного и того же товара может осуществляться в разные дни по разным ценам, так как закупочная цена может расти или уменьшаться в зависимости от даты отгрузки. Следовательно, товарные накладные, на основании которых в ходе проверки была собрана информация о закупочной стоимости товаров, являются межскладскими накладными, в которых грузоотправителем является распределительный центр (РЦ склад) ЗАО "Тандер", грузополучателем является торговый объект ЗАО "Тандер". В силу отсутствия в компании партионного учета товара указанные документы не отражают реальную закупочную цену товара от конкретных поставщиков, поскольку содержат сведения о средней себестоимости товара, рассчитываемой 1 раз в месяц. Подтверждением данного факта являются товарные накладные N 2075 от 30.01.2014, N 11766 от 08.05.2014, N 2356 от 05.02.2015, N 2075 от 30.01.2014, N11766 от 08.05.2014, N2356 от 05.02.2015, N8047453838 от 28.01.2014, N 8048456438 от 26.02.2014, N80449843460 от 11.04.2014. Указанным документам оценка дана не была. Согласно отчету за период с января 2014 по февраль 2015 торговая наценка на продукты детского питания, находившихся на реализации в торговом объекте ЗАО "Тандер", не превышала предельный размер торговой надбавки в 20%, установленный постановлением. В ходе проверки был произведен неверный расчет закупочной стоимости товара.
Данные доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку у административного органа отсутствовали основания сомневаться в достоверности сведений о цене приобретения продуктов детского питания, содержащейся в товарной накладной от 24.01.2015 N 570103G2047.
В акте проверки от 09.02.2015 товаровед Юшков А.Ю. (т.3 л.д. 189) не дал пояснений и объяснений относительно того, что имеются иные товарные накладные и документы на реализуемое детское питание. Документов с другими датами закупки и отгрузки в магазине "Примечательный" ЗАО "Тандер" на момент проведения проверки не имелось и представлено Обществом не было.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не выявлено.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности деяния не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности постановления от 05.05.2015 N 01-17-12.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16.09.2015 по делу N А48-3258/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3258/2015
Истец: ЗАО "ТАНДЕР"
Ответчик: Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области