г. Киров |
|
13 ноября 2015 г. |
Дело N А17-4865/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2015 по делу N А17-4865/2015, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Калиничевой М.С.,
по заявлению Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН: 7725216070, ОГРН: 1027725022863)
к обществу с ограниченной ответственностью "Термоэлектро"
(ИНН: 7725638788, ОГРН: 1087746679129)
о взыскании финансовой санкции,
установил:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (далее - Учреждение, Фонд) обратилось с заявлением в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Термоэлектро" (далее - ООО "Термоэлектро", Общество, страхователь) о взыскании финансовой санкции за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования в размере 33 054,70 руб.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2015 в удовлетворении заявленных требований Фонду отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе ее заявитель указывает, что ООО "Термоэлектро" состояло на регистрационном учете в Главном управлении в периоды с 25.08.2008 по 24.01.2012 и в связи с изменением местонахождения было передано в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области.
При этом Московский филиал ООО "Термоэлектро" состоит на регистрационном учете в Главном управлении с 20.02.2012 и по настоящее время в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера. Сведения об организации, зарегистрированной в качестве страхователя, вносятся в базу данных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (в карточку страхователя).
Заявление о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением его адреса местонахождения на территории Российской Федерации в Фонд от ООО "Термоэлектро" не поступало.
Соответственно, поскольку Московский филиал ООО "Термоэлектро" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован Главным управлением в качестве страхователя, Учреждение правильно к такому страхователю применило финансовые санкции в виде взыскания 5 % от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем, отказывая Фонду в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел, что ООО "Термоэлектро" не обращалось с заявлением о снятии с регистрационного учета Московского филиала. Информацию об изменении адреса местонахождения Московского филиала Общество Фонду также не сообщало.
Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 21.09.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ООО "Термоэлектро" в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Учреждение ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, поскольку в установленный срок в добровольном порядке штраф в размере 33054,70 руб., начисленный по решению от 24.11.2014 ООО Термоэлектро" уплачен не был, Фонд обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 12902/10, требования Фонда признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (статья 1 Закона N 27-ФЗ).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", следовательно, при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
На основании части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Частью 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
В силу части 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.10.2014 Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 1116/2014(ПН 0116296), в котором зафиксировано, что Московский филиал ООО "Термоэлектро" не представил в установленные сроки (до 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом) полных, достоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается формой АДВ-6-2 за 4 квартал 2013 и протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 14.03.2014 N 75/499353.
Данный Акт от 15.10.2014 N 1116/2014(ПН 0116296) составлен Управлением в отсутствие представителя Общества, в акте отсутствует подпись представителя ООО "Термоэлектро" о получении данного акта, либо отметка об отказе Общества от подписания акта.
24.11.2014 Управлением в отсутствие страхователя принято решение о привлечении Московского филиала ООО "Термоэлектро" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5% от причитающихся за отчетный период платежей, что составило 33 054,70 руб.
На основании названного решения 12.01.2015 Московскому филиалу ООО "Термоэлектро" Управление направило требование от 30.12.2014 N 116/2014 (ПН 01162296) об уплате начисленной суммы штрафа.
Документы по проведенной проверке (Акт от 15.10.2014, решение о привлечении к ответственности от 24.11.2014, требование об уплате штрафа от 30.12.2014) Управление направило по адресу: 115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 7, стр. 8.
Между тем, согласно уведомлению от 04.12.2013 N 1741900 о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (представлено ИФНС России N 25 по г. Москве) и уведомлению ИФНС России N 27 по г. Москве от 05.12.2013 N 2719470 о постановке на учет организации в налоговом органе Московский филиал ООО "Термоэлектро" снят с учета по адресу: 115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 7, стр. 8 и зарегистрирован по адресу: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5.
Согласно выписке по состоянию на 23.04.2015 в ЕГРЮЛ 20.11.2013 была внесена запись о том, что Московский филиал ООО "Термоэлектро" находится по адресу: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д.29, корп. 5.
Как правильно указал суд первой инстанции, направление Фондом документов не по юридическому адресу Общества, а по прежнему адресу филиала ООО "Термоэлектро", не свидетельствует о соблюдении Фондом процедуры привлечения к ответственности, предусмотренной Законом N 212-ФЗ.
Обоснованно также учел суд первой инстанции, что Акт от 15.10.2014 N 1116/2014(ПН 0116296), решение о привлечении к ответственности от 24.11.2014 и требование об уплате штрафа от 30.12.2014 были составлены Фондом в отношении филиала, а не в отношении страхователя - ООО "Термоэлектро".
Как уже было указано выше, в силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ Закон N27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, следовательно, нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
Структурные подразделения, исполняющие обязанности организаций в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе по представлению сведений о застрахованных лицах, об уплачиваемых страховых взносах в отношении данных лиц, работающих в обособленном подразделении, не рассматриваются в качестве самостоятельных участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
В данном случае апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что допущенные Фондом нарушения процедуры привлечения страхователя к ответственности являются существенным и свидетельствуют об отсутствии законных оснований для взыскания с ООО "Термоэлектро" финансовой санкции за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования в размере 33 054,70 руб.
При рассмотрении довода заявителя жалобы о том, что обязанным лицом в спорной ситуации является Московский филиал, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 41 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых Законом N 212-ФЗ, может быть принято только в отношении плательщика страховых взносов - юридического лица.
В соответствии со статьей 49 ГК РФ способность юридического лица иметь гражданские права и нести соответствующие обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно статье 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами и поэтому не могут быть признаны субъектами ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Ранее аналогичную позицию в отношении участия в налоговых правоотношениях, субъектами которых также не являются филиалы и представительства, изложили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской в пункте 9 совместного Постановления от 11.06.1999 N 41/9.
Довод Фонда о том, что филиал так и не был снят с учета в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, позицию заявителя жалобы по рассматриваемому спору также не подтверждает, поскольку постановка филиала на учет по месту своего нахождения не свидетельствует о получении им статуса страхователя и, соответственно, о возникновении у него соответствующих прав и обязанностей.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.09.2015 по делу N А17-4865/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (ИНН: 7725216070, ОГРН: 1027725022863) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-4865/2015
Истец: Главное управление ПФР N8 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "Термоэлектро"