г. Самара |
|
13 ноября 2015 г. |
дело N А65-4528/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Кузнецова С.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой О.А.,
с участием:
от истца акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - представитель Князева Е.Н., доверенность от 19.07.2013,
от ответчика Министерства финансов Российской Федерации и от третьего лица Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 по делу N А65-4528/2015 (судья Исхакова М.А.)
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), третье лицо: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, о взыскании 42 276 руб. 60 коп. убытков.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "Федеральная пассажирская компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, Министерство ) о взыскании 42 276,60 руб. убытков, понесенных на территории Республики Татарстан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Решением от 26.08.2015 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу АО "Федеральная пассажирская компания" взыскано 42 276,60 руб. убытков, 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что у истца отсутствовали правовые основания для предоставления инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, льготного проезда по территории Российской Федерации на основании листов талонов, в связи с тем, что с 01.01.2005 предоставление льгот по проезду в общественном городском и пригородном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
Принятие субъектом Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих порядок реализации льгот по проезду общественным транспортом и компенсации расходов транспортных предприятий, свидетельствует о том, что возмещение соответствующих потерь перевозчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В период с марта по декабрь 2013 года истец оказал услуги в Республике Татарстан по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее- Соглашение) на сумму 42 276,60 руб.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан в Республике Татарстан у истца образовались убытки в размере 42 276,60 руб.
В подтверждение факта предоставления указанных льгот истец представил данные автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купоны кассира.
Согласно пункту 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30, отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира.
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.
В реестре указаны информация о фамилиях и инициалах пассажиров, реквизиты документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы, даты и маршруты следования, размер расходов, понесенных истцом (т.1, л. 108-124).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами стран СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
12.03.1993 Правительствами государств СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) было заключено Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
Правительством Российской Федерации 21.11.2007 издано Распоряжение N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993".
Указанным Соглашением инвалидам ВОВ 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставлены льготы по проезду железнодорожным транспортом, при этом транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места проживания. Основанием для приобретения льготного проездного билета является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые ими в железнодорожную кассу.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ было подписано Российской Федерацией 12.03.1993.
На основании пункта 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 ГК РФ ).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 28 постановления Правительства РФ от 10.12.2012. N 1272 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в 2013 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов, РФ, осуществляется Министерством финансов РФ, в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, утверждаемой Правительством РФ.
Согласно пунктам 18,19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса РФ" если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса РФ.
Российская Федерация, установив льготы по отдельным категориям граждан, приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению льгот.
Между тем, доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Министерством финансов РФ в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования в части взыскания убытков подлежат удовлетворению за счет казны публично-правового образования - Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение от 12.03.1993 "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
Размер предъявляемых к возмещению расходов по предоставлению льгот подтвержден подробной справкой - расчетом лиц данной категории за спорный период в количестве 10 человек, с указанием стоимости недополученных доходов, без включения НДС. Такой расчет произведен в соответствии с документами первичного учета, формирующегося в деятельности истца, а именно реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира, корешками квитанций разных сборов и счетами.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд первой инстанции, установив, что фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 по делу N А65-4528/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4528/2015
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания", г. Москва, ОАО "Федеральная пассажирская компания", г. Самара
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РТ, Министерство финансов РФ, г. Москва
Третье лицо: Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан , г. Казань, Управление федерального казаначейства по РТ