Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2016 г. N Ф06-6246/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
16 ноября 2015 г. |
Дело N А55-5728/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания Лаврской Е.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Самарский кирпич" - представителя Спекторовой И.А. (доверенность от 31.12.2014),
от администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй" - представителей Юдакова В.В. (доверенность от 28.09.2015), Малкина А.А. (доверенность от 18.05.2015),
департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2015 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самарский кирпич"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2015 года по делу N А55-5728/2015 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Самарский кирпич" (ОГРН 1046300550262, 6316089126), г.Самара, к администрации городского округа Самара, г.Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй", г.Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара,
о признании незаконным и недействующим постановления от 11 декабря 2014 года N 1878,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарский кирпич" (далее - ОАО "Самарский кирпич", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации городского округа Самара N 1878 от 11 декабря 2014 года (опубликовано в газете "Самарская газета" от 13 декабря 2014 года N 145а (5409а) "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара"; о признании незаконным и недействующим постановления администрации городского округа Самара N 1878 от 11 декабря 2014 года (опубликовано в газете "Самарская газета" от 13 декабря 2014 года N 145а (5409а) "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Строй" (далее - ООО "Дельта-Строй"), департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Самарский кирпич" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, оспариваемое постановление администрации г.о. Самара нарушает его права и законные интересы, поскольку из приложений к постановлению следует, что изъят земельный участок площадью 3 437 кв.м. Нанесение красных линий влечет запрет на использование по своему усмотрению части земельного участка, принадлежащего заявителю. Ранее "красные линии" на территории, на которой расположены земельные участки заявителя, не утверждались. Представленная в материалы дела схема N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара", утвержденная решением Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года N 539, не является проектом красных линий. Сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара не являются утвержденным в установленном законом порядке проектом красных линий. Суду не были представлены истребованные документы об утверждении красных линий в Генеральном плане г.о.Самара, утвержденном решением Думы г.о.Самара 20 марта 2008 года.
Кроме того, заявитель указывает на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления N 1878 ОАО "Самарский кирпич" как правообладатель земельных участков не было извещено о дате, месте, времени проведения публичных слушаний по проекту межевания территории. Чертеж красных линий территории в указанных границах, в качестве документа, вынесенного на публичные слушания не был опубликован, предметом публичных слушаний не являлся, что следует из протокола публичных слушаний от 03 сентября 2014 года.
В дополнении к апелляционной жалобе общество ссылается на заключение АНО "Строительная экспертиза", согласно которому реконструкция административного здания заводоуправления под жилой дом, расположенного в границах красных линий, в соответствии с действующим законодательством невозможна. В этой связи заявитель указывает, что неосновательно нанесенные красные линии, не соответствующие требованиям законодательства, препятствуют проектированию, реконструкции принадлежащих обществу нежилых помещений, расположенных на земельных участках, принадлежащих обществу.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 сентября 2015 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 10 мин 09 ноября 2015 года, поскольку открытым акционерным обществом "Самарский кирпич" представлено дополнение к апелляционной жалобе с приложенными документами без доказательств направления лицам, участвующим в деле.
Определением суда от 06 ноября 2015 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Драгоценнову И.С. в связи с ее нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации городского округа Самара, департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представители ООО "Дельта-Строй" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самарский кирпич" является собственником следующих объектов недвижимого имущества: земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 26 741,70 м 2, кадастровый номер - 63:01:0612001:0001, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул.Соколова, участок N 1, что подтверждается свидетельством "О государственной регистрации права; земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для производственной базы, площадью - 745,40 м 2, кадастровый номер - 63:01:0612002:0005, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Октябрьский район, ул.Соколова, участок N 1, что подтверждается свидетельством от 29 декабря 2009 года серия 63-АД N 443354 "О государственной регистрации права".
На земельном участке площадью 26 741,7 га с кадастровым номером 63:01:06 12001:0001 расположено 8 нежилых помещений, принадлежащих ОАО "Самарский кирпич" на праве собственности.
Распоряжением департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 23 ноября 2013 года N РД-1289 "О разрешении ООО "Дельта-Строй" подготовку документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо - Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара было принято решение о разрешении подготовки документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара, согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
В данном распоряжением указано: подготовку документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара вести в соответствии с техническим заданием, согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
В газете "Самарская газета" от 29 июля 2014 года N 86а (5350а) опубликовано постановление администрации городского округа Самара от 23 июля 2014 года N 1071 "Об организации проведения публичных слушаний по проекту межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара.
В газете в качестве приложения к постановлению администрации городского округа Самара от 23 июля 2014 года N 1071 опубликованы: приложение N 1 "Проект планировки территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самар; приложение N 2 "Проект межевание территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара.
В газете "Самарская газета" от 11 сентября 2014 года N 105 (5369) опубликовано заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара.
Постановлением администрации городского округа Самара N 1878 от 11 декабря 2014 года (опубликовано в газете "Самарская газета" от 13 декабря 2014 года N 145а (5409а) "Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги в Октябрьском районе городского округа Самара", утверждена планировка, в том числе в отношении земельного участка площадью 26 741,7 га с кадастровым номером 63:01:06 12001:0001.
На сайте в системе "Интернет" администрации городского округа Самара постановление N 1878 от 11 декабря 2014 года было размещено с тремя приложениями: 1) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) схема границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 3) чертёж красных линий, утвержденных в составе проектов планировки территории.
ОАО "Самарский кирпич" считает, что постановление администрации городского округа Самара N 1878 от 11 декабря 2014 года не соответствует законам и нормативным правовым актам, нарушает права собственника земельного участка, права юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.
Требования обоснованы тем, что заявитель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0612001:0001 и 63:01:061200:5, утверждение оспариваемым постановлением выделения красными линиями проезда через земельный участок, принадлежащий заявителю, нарушает его права и законные интересы и приводит к невозможности его дальнейшего использования, поскольку, по мнению заявителя, изымает часть этого участка из его владения без согласования с ним.
Положения части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относят, в числе прочего, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В силу частей 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 45). Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (часть 15 статьи 45).
Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 статьи 45 документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 16 статьи 45).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по собственной инициативе или на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Статьей 17 Устава городского округа Самара Самарской области также предусмотрено, что проекты планировки территорий и проекты межевания территорий должны выноситься на публичные слушания.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного кодекса.
Согласно статье 28 Устава городского округа Самара Самарской области департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент строительства) осуществляет проверку документации по планировке территории.
Как следует из заключения департамента строительства, проект планировки территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара выполнен на основании распоряжения департамента строительства от 29 ноября 2013 года N РД-1289 "О разрешении ООО "Дельта-Строй" подготовки документации по планировке территории в границах Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара" и может быть рекомендован к направлению на публичные слушания.
Постановлением администрации городского округа Самара от 23 июля 2014 года N 1071 "Об организации и проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара" по рассматриваемому вопросу было назначено проведение публичных слушаний. На публичных слушаниях всем жителям городского округа Самара, желающим принять в них участие, были предоставлены равные возможности для выражения мнений и пожеланий по вопросам, являющихся предметом проведения публичных слушаний, в том числе по проекту планировки и проект межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново- Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара. Большинством голосов от числа зарегистрированных участников публичных слушаний вышеназванный проект поддержан.
Согласно преамбуле постановления N 1878 данное постановление принято в соответствии с протоколом публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара, заключением по результатам публичных слушаний в рамках поставленного вопроса, заключением на документацию по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе городского округа Самара.
Оспариваемое постановление было принято в соответствии с требованиями действующего законодательства в области градостроительства, опубликовано в газете "Самарская Газета" и на официальном сайте администрации городского округа Самара в сети "Интернет".
Таким образом, органами местного самоуправления городского округа Самара соблюдена процедура утверждения документации по планировке территории по вышеуказанному адресу.
Кроме того, по смыслу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
В проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории. При этом проект планировки никоим образом не определяет, кто обладает правами собственности или аренды на те или иные участки, и тем более не является актом распоряжения данными земельными участками.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 11, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у заявителя принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав заявителя заинтересованным лицом.
Между тем оспариваемое постановление в части утверждения выделения красными линиями проезда через земельный участок заявителя, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку данные красные линии обозначают планируемый к строительству проезд. Постановление не содержит положений об изъятии в границах этих красных линий части земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, и не свидетельствует о разделении земельного этого земельного участка.
Кроме того, оспариваемый проект планировки территории утвержден в соответствии с раннее утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 генеральным планом городского округа Самара, в составе которого были также утверждены красные линии, выделяющие проезд, проходящий через земельный участок, принадлежащий заявителю, что подтверждается представленными департаментом в суд выкопировками из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и Генерального плана городского округа Самара.
Как следует из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. При этом согласно пункту 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Порядок установления красных линий на территории муниципального образования определен СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденным приказом Минрегиона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820.
Согласно пункту 11.1 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" при проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
Пунктом 11.4 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе, автомобильные дороги местного значения.
Действующим документом территориального планирования на территории городского округа Самара является генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539.
Границы улицы Кузбасской/ул.Лесной определены схемой N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара" в составе действующего генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539.
Согласно генеральному плану городского округа Самара ул.Кузбасская/ ул. Ленинская являются магистралью общегородского значения регулируемого движения.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение N 363), утвержденным постановлением Правительства РФ от 09 июня 2006 года N 363.
В Положении N 363 указано, что информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности включает в себя и сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
В материалы дела департаментом строительства и архитектуры г.Самары представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара в соответствии с генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы г.о.Самары от 20 марта 2008 года N 539, 10 ноября 2014 года, согласно которой земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0612001:0001 и 63:01:061200:5 располагаются в красных линиях улицы Кузбасской, то есть на территории общего пользования.
Кроме того, это же обстоятельство подтверждается выкопировкой генерального плана городского округа Самара.
Таким образом, постановление администрации городского округа Самара N 1878 от 11 декабря 2014 года является ненормативным правовым актом, производным от нормативного акта - генерального плана городского округа Самара, и соответствует ему.
Следовательно, из представленных уполномоченным органом документов следует, что пересечение земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 63:01:0612001:0001 и 63:01:061200:5 с красными линиями улицы Кузбасской, выделяющими проезд, проходящий через земельный участок, принадлежащий заявителю, определено нормативным актом - генеральным планом городского округа Самара.
Установление обоснованности и законности отражения указанных красных линий в нормативном акте не входит в компетенцию арбитражного суда. При этом заявитель не лишен возможности оспорить нормативный акт в установленном порядке.
В соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч.2).
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2 - 14 настоящей статьи (ч.17).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч.10).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (ч.15).
ОАО "Самарский кирпич" не воспользовалось установленным законом порядком изменения Генерального плана городского округа Самара, тогда как удовлетворение заявленных в настоящем деле требований может привести лишь к противоречию нормативному правовому акту городского округа Самара и нарушению Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением N 1878 ограничение прав и законных интересов физических и юридических лиц, возложение каких-либо обязанностей, принудительное изъятие, ограничение пользования, владения, распоряжения земельными участками не предусмотрены. Следовательно, довод заявителя о том, что из приложений к постановлению N 1878 следует, что земельный участок площадью 3 437 кв.м, с кадастровым номером 63:01:06: 12001:0001, принадлежащий ОАО "Самарский кирпич", изъят у него, несостоятелен.
Таким образом, заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемым постановлением N 1878.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку не установил как несоответствия закону, так и нарушения указанным нормативным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление администрации г.о. Самара нарушает его права и законные интересы, поскольку из приложений к постановлению следует, что изъят земельный участок площадью 3 437 кв.м, несостоятелен, поскольку решений об изъятии у заявителя земельных участков постановление N 1878 не содержит.
Ссылка заявителя на то, что нанесение красных линий влечет запрет на использование по своему усмотрению части земельного участка, принадлежащего заявителю, в рассматриваемом случае не может быть принята, так как красные линии были нанесены, как установил суд первой инстанции, в соответствии с генпланом г.о.Самара. Оспариваемым постановлением не затрагивается собственно земельные участки заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее "красные линии" на территории, на которой расположены земельные участки заявителя, не утверждались; представленные в материалы дела схема N 6 "Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара", утвержденная решением Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года N 539, сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара не являются утвержденным в установленном законом порядке проектами красных линий; суду не были представлены истребованные документы об утверждении красных линий в Генеральном плане г.о.Самара, утвержденном решением Думы г.о.Самара 20 марта 2008 года, отклоняются на том основании, что оспариваемое постановление не является правовым актом, утверждающим данные красные линии, оно лишь воспроизводит имеющиеся на генеральном плане г.о.Самара красные линии, а решение об утверждении генплана г.о.Самара не является предметом обжалования по настоящему делу.
Доводы заявителя о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, поскольку ОАО "Самарский кирпич" как правообладатель земельных участков не было извещено о дате, месте, времени проведения публичных слушаний по проекту межевания территории; чертеж красных линий территории в указанных границах, в качестве документа, вынесенного на публичные слушания, не был опубликован, предметом публичных слушаний не являлся, отклоняются. Предмет указанных заявителем публичных слушаний не касался застройки земельных участков, принадлежащих заявителю.
Указанное в дополнении к апелляционной жалобе заключение АНО "Строительная экспертиза" само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителя оспариваемым постановлением.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 25 июня 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы. Вместе с тем надлежит возвратить ОАО "Самарский кирпич" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23 июля 2015 года N 25 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110,112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 июня 2015 года по делу N А55-5728/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самарский кирпич" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 23 июля 2015 года N 25 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5728/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2016 г. N Ф06-6246/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Самарский кирпич"
Ответчик: Администрация г. о. Самара
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент строительстыва и архитектуры городского округа Самара, ООО "Дельта-Строй"