г. Ессентуки |
|
17 ноября 2015 г. |
Дело N А20-884/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.08.2015 по делу N А20-884/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Каббалктрубторг" к Государственному казенному предприятию КБР "Дирекция единого заказчика", Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов КБР, Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства строительства и архитектуры КБР, о взыскании 16 446 519 рублей 57 копеек, при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Каббалктрубторг": Абрегова А.Х. - представителя по доверенности от 09.11.2015; от Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики: Лигидова А.К. - представителя по доверенности от 01.06.2015; от Министерства строительства и архитектуры КБР - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каббалктрубторг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд с иском (с учетом уточнения) к Государственному казенному предприятию КБР "Дирекция единого заказчика", Министерству финансов КБР и Министерству строительства и архитектуры КБР о взыскании 16 446 519 руб. 57 коп., из которых: 7 866 468 рублей задолженность по государственному контракту N 18 от 31.05.2011 на выполнение генерального подряда, на строительство объекта "Водоснабжение нового микрорайона в северо-западной части с. Баксаненок Баксанского района КБР"; 2 092 972 руб. 14 коп. пени за несвоевременную оплату выполненных работ по государственному контракту N 18 от 31.05.2011; 2 092 972 руб. 14 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту N 18 от 31.05.2011; 3 415 054 рубля сумма основного долга по государственному контракту N 102 от 29.08.2005 " Водоснабжение микрорайона в с.п. Чегем-2" в размере; 979 053 руб. 29 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, по государственному контракту N 102 от 29.08.2005 г. " Водоснабжение микрорайона в с.п. Чегем-2".
В ходе судебного заседания представитель истца уточнил исковые требования и просил взыскание произвести с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и Министерства строительства и архитектуры КБР за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии со статьей 49 АПК РФ, уточненные исковые требования, приняты судом к рассмотрению.
Решением от 03.08.2015 суд взыскал с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каббалктрубторг" 11 281 522 рубля задолженности и 3 072 025 рублей 43 копейки процентов. В остальной части иска отказал. Освободил Министерство строительства и архитектуры КБР от ответственности. Взыскал с истца в доход бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 13 391 рубль 82 копейки. В части требований к Государственному казенному предприятию КБР "Дирекция единого заказчика" производство по делу прекратил.
Не согласившись с принятым решением Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что является не надлежащим ответчиком по иску.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство строительства и архитектуры КБР будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Службой единого государственного заказчика (заказчиком) и ГП КБР "Водоканал сервис" (подрядчиком) заключен государственный контракт от 29.08.2005 N 102 на выполнение подрядных работ, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательство по строительству объекта: "Водоснабжение с. Чегем-2", в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта стоимость поручаемых подрядчику работ по настоящему контракту определена на основании договорной цены по подлежащему сдаче заказчику в целом по объекту или его очереди согласно проекта. Объем работ подлежащий выполнению составляет - 10710,55 тыс.руб., с учетом НДС.
Согласно пункту 5.1 контракта расчеты за выполненные работы осуществляются по базисной стоимости с компенсациями фактически произведенных затрат по согласованным индексам или ресурсным сметам. Подрядчик несет ответственность за достоверность платежных документов предъявляемых заказчику.
Пунктом 5.3 контракта установлено, что платежи и расчеты осуществляет заказчик по мере финансирования объекта Правительством КБР из федерального и республиканского бюджетов, в случае не поступления средств из бюджетов всех уровней заказчик не несет ответственности по оплате выполненных работ перед подрядчиком.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта если в процессе выполнения работ возникнет необходимость внести изменения в график производства работ, которые могут повлиять на продолжительность строительства и его стоимость, на изменение графика предоставления оборудования и материалов заказчиком, то такие изменения должны производиться по согласованию сторон в письменной форме.
Между государственным казенным предприятием Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (заказчиком) и ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" (генподрядчиком) заключено дополнительное соглашение N 102-11/2 от 30.05.2011 к государственному контракту N 102 от 29.08.2005 на выполнение подрядных работ, по условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на строительство объекта "Водоснабжение с. Чегем-второй, Чегемский район".
Согласно пункту 2.1 дополнительного соглашения общая стоимость комплекса строительно-монтажных работ по настоящему соглашению, подлежащая выполнению в 2011 году, в соответствии с постановлением Правительства КБР от 25.01.2011 N 3-1111, составляет - 10 710,55 тыс.руб., в том числе 6 689,815 тыс. руб. - бюджет РФ, 4 021,55 тыс. руб. бюджет КБР.
В соответствии с пунктом 2.2 дополнительного соглашения срок окончания работ по государственному контракту N 102 от 29.08.2005 установлен до 31.12.2011 года.
Пунктом 3.1 дополнительного соглашения установлено, что все отношения сторон, не оговоренные настоящим соглашением, регулируются государственным контрактом N 102 от 29.08.2005.
Выполнив работы предусмотренные государственным контрактом N 102 от 29.08.2005 ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" составило акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат: от 25.06.2011 на сумму 6 772 100 руб., от 25.07.2011 на сумму 3 809 923 руб., от 25.09.2011 на сумму 3 010 751 руб., а всего на общую сумму 13 592 774 руб. Указанные акты и справки подписаны представителями заказчика и подрядчика и скреплены печатями организаций.
С учетом частичной оплаты задолженность по контракту N 102 от 29.08.2005 составила 3 415 054 руб.
Между государственным казенным предприятием Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (заказчиком) и ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" (генподрядчиком) заключен государственный контракт от 31.05.2011 N 18, по условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на строительство объекта "Водоснабжение нового микрорайона в северо-западной части с. Баксаненок Баксанского района КБР".
В соответствии с пунктом 2.1 контракта общая стоимость комплекса строительных работ по настоящему контракту составляет на момент подписания настоящего контракта сторонами - 22 873,168 тыс. руб. Цена контракта является неизменяемой на весь период действия контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством.
Согласно пункту 5.1 контракта расчеты за выполненные работы осуществляются по базисной стоимости с компенсациями фактически произведенных затрат по согласованным индексам или ресурсным сметам. Генподрядчик несет ответственность за достоверность платежных документов предъявляемых заказчику.
Заказчик осуществляет оплату генподрядчику выполненных по настоящему контракту работ после подписания акта о приемке выполненных работ, по унифицированной форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3 и затрат, в пределах твердой цены и годового лимита финансирования, утвержденного в титульном списке на строительство объекта, по мере поступления финансовых средств из соответствующего бюджета на лицевые счета заказчика, открытые в казначействе или финансовых органах субъекта на финансирование строительства объекта указанного в п. 1.1 настоящего контракта.
Оплата за выполненные работы производится платежными поручениями Министерства финансов КБР на основании сданных в бухгалтерию заказчика актов выполненных работ (пункт 5.2 контракта).
Пунктом 6.2 контракта установлено, что работы по настоящему контракту должны быть завершены не позднее 31 декабря 2012 г. включительно.
В соответствии с пунктом 15.1 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту.
31.05.2011 между теми же сторонами заключено дополнительное соглашение N 1811/1 к государственному контракту от 31.05.2011 N 18, пунктом 2.1 которого установлено, что общая стоимость комплекса строительно-монтажных работ по настоящему соглашению, подлежащая выполнению в 2011 году, в соответствии с постановлением Правительства КБР от 19.04.2011 N 108-ПП, а также в соответствии с соглашением о передаче части функций государственного заказчика в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" от 06.04.2011 составляет - 14 523,433 тыс. руб., всего, в том числе: 8 740,492 тыс. руб. - бюджет РФ, 5 782,941 - бюджет КБР.
Пунктом 3.1 дополнительного соглашения установлено, что все отношения сторон, не оговоренные настоящим соглашением, регулируются государственным контрактом N 18 от 31.05.2011.
Выполнив работы предусмотренные государственным контрактом N 102 от 29.08.2005 ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" составило акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат: от 24.06.2011 на сумму 1 883 588 руб., за июль 2011 на сумму 3 000 000 руб., за август 2011 на сумму 2 675 433 руб., от 25.12.2011 на сумму 1 931 674 руб., от 25.12.2011 на сумму 1 677 059 руб., от 25.12.2011 на сумму 208 406 руб., от 25.12.2011 на сумму 487 121 руб., от 25.12.2011 на сумму 462 215 руб., от 25.12.2011 на сумму 1 587 848 руб., от 25.12.2011 на сумму 288 114 руб., от 25.12.2011 на сумму 263 038 руб., от 25.12.2011 на сумму 960 993 руб., а всего на общую сумму 15 425 489 руб. Указанные акты и справки подписаны представителями заказчика и подрядчика и скреплены печатями организаций.
С учетом частичной оплаты задолженность по государственному контракту N 18 от 31.05.2011 г. составила 7 866 468 рублей.
Всего задолженность по двум контрактам составила 11 281 522 рубля.
28.12.2012 за N 121, ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" направило в адрес ГПК КБР "Дирекция единого заказчика" претензионное письмо с просьбой оплатить задолженность.
Письмом от 27.12.2012 N 08-689 ГПК КБР "Дирекция единого заказчика" сообщило, что оплатить задолженность не представляется возможным, в связи с отсутствием лимитов на 2012 год; вопрос об оплате будет рассмотрен в 2013 году.
01.07.2013 между ООО ПСК "КабБалкВодоКанал" (цедентом) и ООО "Каббалктрубторг" (цессионарием) заключен договор уступки права требования (цессии).
Договор уступки права требования от 01.07.2013 соответствует требованиям действующего законодательства, а следовательно общество с ограниченной ответственностью "Каббалктрубторг" является надлежащим истцом по делу.
В соответствии с пунктом 1 договора цессии ООО ПСК "КабБалк ВодоКанал" подтверждает что права требования к ГКП КБР "Дирекция Единого Заказчика" именуемое в дальнейшем "Должник-1" и к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов КБР, именуемое в дальнейшем "Должник-2" на дату составления договора состоят из следующих обязательств по оплате выполненных работ по объектам: "Водоснабжение с.Чегем 2" на сумму 3415054 (Три миллиона четыреста пятнадцать тысяч пятьдесят четыре) рубля; "Водоснабжение нового микрорайона в северо -западной части села с.Баксаненок) на сумму 7866468 (Семь миллионов восемьсот шестьдесят шесть тысяч четыреста шестьдесят восемь) рублей.
Объем прав ООО ПСК "КабБалк ВодоКанал" к "Должнику-1" определен Государственным контрактом N 102 от 29.08.2005 и Государственным контрактом N 18 от 31.05.2011 на выполнение подрядных работ которые оплачиваются из казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов т.е. "Должником-2".
Пунктами 2, 3 договора цессии установлено, что Цедент уступает Цессионарию свои права требования к Должнику, в объеме, оговоренном сторонами настоящим Договором. Права требования Цедента к Должнику переходят к Цессионарию с момента подписания настоящего Договора, в том объеме и на тех условиях, которые существуют на момент заключения настоящего Договора.
Согласно пункту 4 договора цессии, уступка прав требования от Цедента к Цессионарию осуществляется на условии выплаты Цессионарием Цеденту всей суммы задолженности Должника в размере 11281572 рубля плюс пени, штрафы и неустойки в соответствии с Государственным контрактом N 18 от 31.05.2011 г. и Государственным контрактом N102 от 29.08.2005 г.
Актами приема передачи от 01.07.2013 цедент передал цессионарию документацию по государственным контрактам N 18 от 31.05.2011 и N102 от 29.08.2005.
Истец направил в адрес ГПК КБР "Дирекция единого заказчика" претензионное письмо от 20.12.2014 N 37, в котором уведомил последнего о переходе к нему права требования задолженности по государственным контрактам N 18 от 31.05.2011 и N102 от 29.08.2005 и предложил ее погасить.
Письмом от 30.12.2014 N 60 ГПК КБР "Дирекция единого заказчика" сообщило, что оплатить задолженность не представляется возможным, в связи с отсутствием лимитов на 2014 год; оплата выполненных работ по госконтрактам осуществляется Правительством КБР в лице Минфина КБР при наличии бюджетного финансирования.
02.02.2015 истец направил в адрес Минфина КБР претензионное письмо N 07, в котором уведомил последнего о переходе к нему права требования задолженности по государственным контрактам N 18 от 31.05.2011 и N102 от 29.08.2005 и предложил ее погасить.
Указанная претензия оставлена без ответа и исполнения.
В связи с неисполнением обязательств по оплате выполненных работ истец обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с настоящим иском.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
По смыслу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится на основании статьи 711 названного Кодекса.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.06.2015 государственное казенное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" с 22.04.2015 прекратило свою деятельность путем ликвидации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
В связи с чем, требования к Государственному казенному предприятию КБР "Дирекция единого заказчика" правомерно прекращено судом.
Проанализировав условия и цели государственных контрактов, их социальную направленность, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заказчик действовал от имени и по поручению публично-правового образования.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование (указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07 и постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2011 по делу N А15-790/2011 и от 28.04.2012 по делу N А32-9897/2011).
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по является Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющее от имени соответствующего публично-правового образования - Кабардино-Балкарской Республики финансирование строительных работ.
Довод представителя Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на то, что по заявленным обществом требованиям надлежащим ответчиком является Министерство строительства и архитектуры КБР, несостоятельна, поскольку ответчиком по данному делу является публично-правовое образование, а не орган, который выступает от его имени (учредитель заказчика).
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
За пользование чужими денежными средствами истец предъявил к взысканию проценты на каждый контракт в отдельности: 2 092 972 руб. 14 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту N 18 от 31.05.2011 за период с 26.12.2011 по 16.03.2015; 979 053 руб. 29 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, по государственному контракту N 102 от 29.08.2005 г. за период с 26.09.2011 по 16.03.2015. Проверив расчет процентов, апелляционная коллегия, признает его верным.
Истцом также заявлено о взыскании 2 092 972 руб. 14 коп. пени за несвоевременную оплату выполненных работ по государственному контракту N 18 от 31.05.2011.
Условиями пункта 12.4 государственного контракта N 18 от 31.05.2011 предусмотрена ответственность заказчика в виде уплаты неустойки.
Между тем положениями главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность применять к должнику две меры ответственности за одно правонарушение, в связи с чем в удовлетворении требования о взыскании неустойки правомерно отказано.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по иску, распределена между сторонами, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.08.2015 по делу N А20-884/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-884/2015
Истец: ООО "Каббалктрубторг"
Ответчик: ГКП КБР "Дирекция единого заказчика", Министерство финансов КБР
Третье лицо: министерство строительства и архитектуры КБР