г. Тула |
|
14 ноября 2015 г. |
Дело N А54-7064/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" (г. Рязань, ОГРН 1036238002173, ИНН 6234000832) - Кричинского А.П. (доверенность от 27.03.2015), Кричинского П.Е. (доверенность от 27.03.2015), в отсутствие представителей ответчиков - Государственной жилищной инспекции Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201264605, ИНН 6231055488), администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015 по делу N А54-7064/2014 (судья Шуман И.В.), установил следующее.
Товарищество собственников жилья "НАШ ДОМ" (далее по тексту - ТСЖ "НАШ ДОМ", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции по Рязанской области о включении ТСЖ "НАШ ДОМ" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов и о возложении на Государственную жилищную инспекцию по Рязанской области обязанности включить ТСЖ "НАШ ДОМ" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов; о признании незаконным постановления администрации г. Рязани от 29.05.2014 N 2245 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" в части включения домов N 14 и N 14 корп. 1, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, в Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22.05.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, и о возложении на администрацию г. Рязани обязанности исключить дома N 14 и N 14 корп. 1, расположенные по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, из указанного Перечня.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что пункт 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации в его новой редакции не препятствует ТСЖ "НАШ ДОМ", созданному собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах, количество квартир в которых в сумме превышает тридцать, стать владельцем специального счета. Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о недействительности ненормативных актов ответчиков принятых ими в соответствии с требованиями (ограничениями) действующего в тот период законодательства. Кроме того, суд первой инстанции также исходил из пропуска установленного срока.
В апелляционной жалобе ТСЖ "НАШ ДОМ" просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что доказательств получения заявителем письма инспекции от 14.05.2014 N ВК/32-1469 ранее указанной товариществом даты заинтересованными лицами в материалы дела не представлено. Ссылается на соблюдение им требований статьи 170, пункта 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Рязани, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Государственная жилищная инспекция Рязанской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 20.11.2003 из двух жилых многоквартирных домов N 14 и N 14 корп. 1, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, образовано ТСЖ "НАШ ДОМ".
На общем собрании собственников жилых помещений многоквартирных домов N 14 и N 14 корп. 1 по ул. Гагарина 08.04.2014 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном расчетном счете (протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, от 08.04.2014; протокол N 17 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14. корп. 1 от 08.04.2014).
Кроме того, данным общим собранием председателю правления ТСЖ "НАШ ДОМ" Ратникову С.В. было поручено открыть в кредитном учреждении специальный счет на каждый многоквартирный дом и уведомить об этом соответствующие государственные органы (протоколы от 08.04.2014 N 16 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14 и N 17 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, корп. 1).
Поскольку собственниками жилых помещений в домах N 14 и N 14 корп. 1 на общем собрании, состоявшемся 08.04.2014, принято решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, товарищество 14.04.2014 направило в адрес Государственной жилищной инспекции по Рязанской области письмо N 26/14, в котором указало, что способом формирования фонда капитального ремонта в домах N 14 и N 14 корп. 1 является специальный счет ТСЖ "НАШ ДОМ".
ТСЖ "НАШ ДОМ" открыт в Рязанском отделении N 8606 ОАО "Сбербанк России" счет N 40703810153000000331 для формирования фонда капитального ремонта дома N 14, корп. 1. по ул. Гагарина, г. Рязани.
Также 24.04.2014 товариществом открыт в Рязанском отделении N 8606 ОАО "Сбербанк России" счет N 40703810753000000362 для формирования фонда капитального ремонта дома N 14 по ул. Гагарина, г. Рязани.
Товарищество 12.05.2014 направило в Государственную жилищную инспекцию по Рязанской области уведомления, копии протоколов общих собраний собственников помещений, справки банков об открытии специального счета.
В свою очередь, 14.05.2014 Государственная жилищная инспекция Рязанской области возвратило товариществу уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах N 14 и N 14, копр. 1, по ул. Гагарина, г. Рязани способе формирования фонда капитального ремонта с прилагаемыми документами без включения в реестр уведомлений и реестр специальных счетов, отметив, что товарищество, созданное собственниками двух многоквартирных домов с суммарным количеством квартир 64, не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством к владельцу специального счета.
Кроме того, Государственная жилищная инспекция по Рязанской области предложила ТСЖ "НАШ ДОМ" определить способ формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в порядке, установленном действующим законодательством, а также указала, что срок принятия решений и его реализации продлен до 20.05.2014.
Постановлением администрации города Рязани от 29.05.2014 N 2245 определен Перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в срок до 22.05.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, в который вошли дома по ул. Гагарина, д. 14 и ул. Гагарина, д. 14, к. 1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "НАШ "ДОМ" с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее по тексту - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта).
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех (в настоящее время - восьми) календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Частью 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В целях регулирования отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, постановлением Рязанской областной Думы от 30.10.2013 N 427-V РОД был принят Закон Рязанской области от 18.11.2013 N 70-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области" (опубликован в выпуске газеты "Рязанские ведомости" N 216, 19.11.2013).
Данный закон в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отдельные отношения в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный абзацем первым настоящей части, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный абзацем первым настоящей части срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Указанное решение принимается в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного абзацем первым настоящей части, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 11 указанного Закона).
При этом согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Статьей 172 ЖК РФ (часть 1) определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 172 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В силу пункта 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, исходя из смысла и содержания пункта 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), на время реализации заявителем выбранного способа формирования фонда капитального ремонта действовало ограничение - количество квартир при управлении несколькими многоквартирными домами в сумме должно составлять не более чем тридцать.
Согласно протоколу N 16 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, д. 14, от 08.04.2014 следует, что количеством помещений в многоквартирном доме по данному адресу составляет: жилых 40 (нежилых 2). Согласно протоколу N 17 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, корп. 1, от 08.04.2014, количество помещений в многоквартирном доме: жилых 24 (нежилых 3).
Следовательно, общее количество квартир в указанных домах составляет 64, что заявителем не оспаривается.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.07.2015 N 62/001/004/2015-8684, кадастрового паспорта земельного участка от 16.07.2015 N 6200/301/15-170830, имеющихся в материалах настоящего дела, следует, что объекты по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 14, д. 14 корп. 1 (Железнодорожный округ) находятся на земельном участке с кадастровым номером 62:29:0070024:42 (площадью 4 225,2 кв. м; с разрешенным использованием - обслуживание многоквартирных жилых домов).
Поскольку количество квартир в домах N 14, N 14 корп. 1 по ул. Гагарина г. Рязани составляет 64, то есть более тридцати, что предусматривал пункт 1 части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности отказа Государственной жилищной инспекции по Рязанской области о включении ТСЖ "НАШ ДОМ" в реестр уведомлений и в реестр специальных счетов.
В связи с этим, как справедливо посчитал суд первой инстанции, оспариваемое заявителем постановление администрации г. Рязани от 29.05.2014 N 2245 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" является законным.
Довод заявителя о том, что ограничения по количеству квартир установлены для многоквартирных домов, если они расположены на разных земельных участках и имеют общую границу, как обоснованно указал суд первой инстанции, основан на неверном толковании заявителем статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в часть 2 статьи 175 ЖК РФ, в соответствии с которыми с 01.09.2014 товариществу собственников жилья разрешено открывать специальный счет, вне зависимости от количества квартир и многоквартирных домов, входящих в его состав.
Между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о недействительности ненормативных актов ответчиков, принятых ими в соответствии с требованиями (ограничениями) действующего в тот период законодательства.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы ТСЖ "НАШ ДОМ" являлись обоснованием позиции заявителя по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятых судебных актов, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.08.2015 по делу N А54-7064/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "НАШ ДОМ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7064/2014
Истец: ТСЖ "НАШ ДОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ, Государственная жилищная инспекция Рязанской области