город Воронеж |
|
06 ноября 2015 г. |
N А14-3079/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцов П.В.
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от ООО "НИЛ": Спицина О.А., представитель по доверенности от 30.08.2015.
от Управления по регулированию контрактной системе в сфере закупок Воронежской области: Бокарева И.И., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 7, выдана до 31.12.2015; Перелыгина Т.С., представитель по доверенности от 12.01.2015 N13, выдана до 31.12.2015.
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от ООО "РН-Карт-Воронеж": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14-3079/2015 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИЛ" (ОГРН 1113668036789, ИНН 3663088213) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании недействительным решения по результатам рассмотрения жалобы ООО "НИЛ" на действия уполномоченного органа - Управление по регулированию контрактной системе в сфере закупок Воронежской области (дело N 565-з) от 19.12.2014, третьи лица: Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, ООО "РН-Карт-Воронеж" г. Воронеж
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НИЛ" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании недействительным решения по результатам рассмотрения жалобы ООО "НИЛ" на действия уполномоченного органа - Управление по регулированию контрактной системе в сфере закупок Воронежской области (дело N 565-з) от 19.12.2014.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "НИЛ" считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "НИЛ" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Пояснила, что невозможность участия Общества в спорных торгах была обусловлена высокой ценой контракта, а следовательно увеличением размера обеспечения, необходимого для участия. В связи с отсутствием финансовой возможности Общество не смогло принять участие в аукционе, в чем усматривает создание преимуществ для более крупных поставщиков.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
15.10.2014 было заключено соглашение о совместном проведении аукциона на закупку горюче-смазочных материалов между Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области и заказчиками: БУЗ ВО "Воронежский областной клинический наркологический диспансер", БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая больница N 1", БУЗ ВО "Воронежская областная станция переливания крови", БУЗ ВО Воронежская областная клиническая больница N 2", БУЗ ВО "Воронежская областная детская клиническая больница N 1", БУЗ ВО "Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница", БУЗ ВО Воронежская областная клиническая инфекционная больница", БУЗ ВО Сомовский санаторий для детей", БУЗ ВО "Графский санаторий для детей", БУЗ ВО "Воронежский областной клинический кожно-венерологический диспансер", БУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД", БУЗ ВО "Воронежский медицинский информационно-аналитический центр", БУЗ ВО "Павловский госпиталь", БУЗ ВО "Павловский санаторий для детей с родителями имени Ивана Георгиевича Менжулина", БОУ СПО ВО "Воронежский базовый медицинский колледж", КУЗ ВО "Воронежский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.С. Похвисневой", КУЗ ВО "Бобровский противотуберкулезный диспансер", КУЗ ВО "Павловский противотуберкулезный диспансер", КУЗ ВО "Бутурлиновский противотуберкулезный диспансер", БУЗ ВО "ВОКЦ ЛФК и СМ "Реабилитация", КУЗ ВО "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер", КУЗ ВО "Борисоглебский психоневрологический диспансер", БУЗ ВО "Воронежский областной клинический центр медицинской профилактики", КУЗ ВО "Воронежская областная специализированная онкологическая больница", КУЗ ВО "Воронежский областной специализированный дом ребенка", БОУ СПО ВО "Борисоглебский медицинский колледж", БУЗ ВО "Аннинская районная больница", БУЗ ВО "Бобровская районная больница", БУЗ ВО "Богучарская районная больница", БУЗ ВО "Борисоглебская РБ", БУЗ ВО "Бутурлиновская районная больница", БУЗ ВО "Воробьевская РБ", БУЗ ВО "Верхнехавская РБ", БУЗ ВО "Грибановская РБ", БУЗ ВО "Каменская РБ", БУЗ ВО "Кантемировская РБ", БУЗ ВО "Каширская РБ", БУЗ ВО "Лискинская РБ", ВО "Новоусманская РБ", БУЗ ВО "Новохоперская РБ", БУЗ ВО "Острогожская РБ", БУЗ ВО "Павловская РБ", БУЗ ВО "Панинская РБ", БУЗ "Петропавловская РБ", БУЗ ВО "Поворинская РБ", БУЗ ВО "Подгоренская РБ", БУЗ ВО "Рамонская РБ", БУЗ ВО "Семилукская РБ им. Гончарова", БУЗ ВО "Россошанская РБ", БУЗ ВО "Таловская РБ", БУЗ "Хохольская РБ", БУЗ ВО "Эртильская РБ", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 1", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N3", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая поликлиника N 4", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 7", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 8", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 11", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая поликлиника N 15 (студенческая)", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 18", БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 19", БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N 2", БУЗ ВО "Воронежская стоматологическая поликлиника N 5", БУЗ ВО "Воронежская городская детская клиническая больница N1", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N2 им. К.В. Федяевского", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N3", БУЗ ВО "Воронежская городская больница N4", БУЗ ВО "Воронежская городская больница N5", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N7", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N11", БУЗ ВО "Воронежская городская больница N14", БУЗ ВО "Воронежская городская больница N16", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N17", БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница N20", БУЗ ВО "Воронежский родильный дом N2", БУЗ ВО "Воронежский родильный дом N3".
На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации об осуществлении закупки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 24.11.2014 г. размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов на первое полугодие 2015 г. для учреждений здравоохранения Воронежской области. Номер извещения: 01312000010140009307.
Организатор закупки - Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области.
Организатором закупки утверждена документация о совместном электронном аукционе на право заключить государственный контракт на поставку горюче-смазочных материалов на первое полугодие 2015 года для учреждений здравоохранения Воронежской области.
Техническим заданием и п. 12 Информационной карты (Приложение 1) документации об аукционе с реестровым номером 8068 установлены следующие места поставки: "Место: через сеть оборудованных АЗС и (или) АЗ К (точек обслуживания) Поставщика с использованием пластиковых топливных карт, количество и адреса которых оговариваются в списке АЗС и (или) АЗК, выдаваемом Поставщиком. Отпуск горюче-смазочных материалов осуществляется с использованием пластиковых топливных карт, которые являются средством учета реализации товаров. Пластиковая магнитная карта не является платежным средством. Места расположения действующих автозаправочных станций и (или) автозаправочных комплексов (точек обслуживания): во всех районах г. Воронежа, во всех районах Воронежской области. В случае отсутствия АЗС и (или) АЗК (точек обслуживания) в каком либо из районов Воронежской области, АЗС и (или) АЗК (точки обслуживания) должны располагаться не далее 15 км от районного центра. Возможно привлечение третьих лиц в соответствии с Частью 2 Проекта контракта".
Срок подачи заявок - 10.12.2014 года 9 часов 00 минут.
ООО "Нил" не участвовало в спорном электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов на первое полугодие 2015 г. для учреждений здравоохранения Воронежской области N 0131200001014009307.
ООО "Нил" считая, что при проведении спорного электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов на первое полугодие 2015 г. для учреждений здравоохранения Воронежской области N 0131200001014009307, в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, были созданы условия, при которых торги может выиграть только одна компания ООО "РН-Карт-Воронеж" - аффилированная компания ОАО "НК "Роснефть", поскольку в аукционную документацию включено условие о поставке товара по всем районам города и области одним лотом. Данное условие, по мнению заявителя, существенно сужает круг участников аукциона и ведет, тем самым ограничивая конкуренцию.
В связи с чем, 09.12.2014 г. ООО "НИЛ" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области с жалобой на аукционную документацию при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку горюче-смазочных материалов на первое полугодие 2015 г. для учреждений здравоохранения Воронежской области.
Решением УФАС по Воронежской области от 19.12.2014 г. по делу N 565-з жалоба ООО "НИЛ" была признана необоснованной. Комиссией УФАС УФАС по Воронежской области по контролю в сфере закупок нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "НИЛ" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 70 Закона N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 указанного Закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
1) требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее - Закон N 135-ФЗ);
2) требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Статьей 25 допускается совместное проведение конкурсов и аукционов.
При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать в том числе: информацию о сторонах соглашения; информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика.
Распоряжением Администрации городского округа город Воронеж от 13.03.2014 N 159-р утвержден "Порядок взаимодействия при организации и проведении совместных конкурсов или аукционов".
По мнению суда первой инстанции, Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области существенно укрупнило и усложнило лот спорного аукциона, что привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов, способных участвовать в торгах, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств. Суд исходил также, из того, что полностью была исключена возможность участия в аукционе субъектов среднего и малого предпринимательства.
Апелляционная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции ввиду нижеследующего.
Существенное укрупнение и усложнение лота в данном случае не нарушает положений закона N 135-ФЗ, поскольку обусловлено потребностью заказчиков в получении топлива в районах города и области, в которых они расположены. Таким образом, требование о расположении АЗС не далее 15 километров от районного центра обусловлена местом расположения заказчика относительно АЗС/АЗК.
Место расположения АЗС/АЗК является требованием заказчиков к месту оказания услуг, а также существенным условием исполнения контракта.
Доказательств того, что требование о расположении АЗК/АЗС не далее 15 километров от районного центра ограничивает количество участников закупки и приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в материалах дела не установлено.
По мнению суда, соответствует фактическим обстоятельствам довод о том, что определение места исполнения контракта на территории области обусловлено соответствующей зоной оказания медицинской помощи заказчиками, где и может возникнуть необходимость заправки транспортных средств скорой помощи.
Вывод суда первой инстанции о полном исключении возможности участия в спорном аукционе субъектов малого и среденего бизнеса несостоятелен, поскольку, в соответствии с ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Законом N 44-ФЗ установлено право заказчика для проведения закупок у субъектов малого и среднего бизнеса, а также обязанность проведения определенного объема закупок для вышеназванных субъектов, в связи с чем, невозможность участия субъектов малого и среднего бизнеса в тех или иных конкурентных процедурах, в том числе и в спорном аукционе, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, интересы субъектов малого и среднего предпринимательства защищены государством на законодательном уровне.
При этом не установлено к заказчику требования об обязательном формировании предмета торгов, определении цены контракта и размера обеспечения во всяком случае таким образом, чтобы в торгах могли принять участие такие субъекты.
Кроме того, обеспечение исполнения контракта аукционной документацией предусмотрено после признания участника закупки победителем не только внесением денежных средств, но и путем предоставления банковской гарантии.
Вывод суда первой инстанции о неэффективном расходовании бюджетных средств несостоятелен, поскольку в соответствии с приложением N 5 документации об аукционе уполномоченным органом при определении начальной (максимальной) цены контракта был применен метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта была сформирована на основании предложений потенциальных поставщиков и объемов закупки каждого заказчика.
Снижение цены контракта при проведении спорного аукциона на 4% не свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств.
Заключение (с учетом деятельности заказчика, предмета торгов, места и способа исполнения контракта) соглашения о проведении совместных торгов не противоречит действующему законодательству.
По мнению апелляционной коллегии отсутствуют основания полагать, что заключенное соглашение о проведении совместного аукциона от 15.10.2014 было экономически необоснованным для заказчика, а заключалось исключительно с целью создания преимуществ конкретным субъектам и дискриминации заявителя. Этого не следует из материалов дела.
Апелляционная коллегия отмечает, что укрупнение лота и проведение совместного аукциона- действия не тождественные.
Поэтому, соглашение о проведении совместного аукциона не подлежит оценке по критериям оценки обоснованности объединения в один лот.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение УФАС по Воронежской области от 19.12.2014 г. по делу N 565-з является законным и обоснованным, не нарушает прав ООО "НИЛ".
При таких обстоятельствах, заявленные требовании удовлетворению не подлежат, и решение следует отменить.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2015 по делу N А14-3079/2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3079/2015
Истец: ООО "НИЛ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
Третье лицо: ООО "РН-Карт-Воронеж", Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок ВО
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-205/16
06.11.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4678/15
23.06.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3079/15
23.04.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-3079/15