Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5747/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору водоснабжения, по договору возмездного оказания услуг
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции изменено
г. Самара |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А55-20105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Галкиной Е.А., с участием: от истца - представитель Войтовский В.И., доверенность от 10.11.2015, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 по делу N А55-20105/2013 (судья Веремей Л.Н.) по иску Открытого акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1036377000345, ИНН 6377011053) к Муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (ОГРН 1066377022634, ИНН 6377009093), третье лицо: Администрация городского поселения Нефтегорск Муниципального района Нефтегорский Самарской области, о взыскании основного долга,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Нефтегорского района "Управляющая компания" (далее - ответчик) о взыскании 12 437 409 руб. 33 коп. задолженности за оказанные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с января по декабрь 2011 года (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014, исковые требования удовлетворены.
Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 04.03.2015 отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014, и передал дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении определением суда первой инстанции от 07.05.2015 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований. Иск рассмотрен о взыскании 9 214 904 руб. 00 коп. задолженности за оказанные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения за период с января по декабрь 2011 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает право суду рассмотреть дело в их отсутствие.
От истца поступило ходатайство об изменении его наименования. Данное ходатайство является обоснованным, подтверждено документально и в соответствии со статьей 124 АПК РФ подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, взаимоотношения сторон обусловлены договором от 01.01.2011 N 193 теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с условиями которого ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (энергоснабжающая организация) обязуется оказывать МУП Нефтегорского района "Управляющая компания" (абоненту) услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению (услуги теплоснабжения) в соответствии с согласованным планом теплоснабжения, а абонент обязуется принять оказанные услуги и оплатить их согласно настоящему договору.
Пунктом 2.11 договора предусмотрена обязанность абонента ежемесячно, в срок с 20 по 25 число текущего месяца предоставить в отдел сбыта теплоснабжающей организации в письменном виде показания приборов учета либо данные о расчетном потреблении тепловой энергии. При непредставлении данных в указанный срок теплоснабжающая организация в одностороннем порядке оформляет акт на оказание услуг теплоснабжения в соответствии с объемами, указанными в приложении N 1 к договору.
Из материалов дела следует, что в спорный период приборы учета количества тепловой энергии и горячей воды в обслуживаемых абонентом жилых домах отсутствовали, что сторонами не оспаривается.
Договорный объем услуги в спорный период сторонами согласован в Приложении N 1 к договору и составил 458 193,00 куб.м.
Согласно расчету истца (л.д.88 том 39), доначисленный объем потребленной горячей воды за спорный период (с января 2011 года по декабрь 2011 года) составляет 619 185,60 куб. м., рассчитан с применением норматива потребления горячей воды для населения муниципального района Нефтегорский в размере 3,3 куб. м. на одного человека и численности населения 15 636 человек.
Договорный объем сторонами согласован в размере 458 193,00 куб.м., доначисленный объем потребленной горячей воды за спорный период по расчету истца составляет 619 185,60 куб. м., разница - 98 241,80 куб. м., задолженность ответчика с учетом уточнения составляет 9 214 904,00 руб.
Указанные обстоятельства и послужили основанием настоящего иска.
Из положений пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), в соответствии с которыми внесены изменения в правовое регулирование отношений между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями (исполнителями услуг), связанных с приобретением коммунальных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: (1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма - с момента заключения такого договора; (2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения соответствующего договора аренды; (3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда - с момента заключения такого договора; (4) члена жилищного кооператива - с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; (5) собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, теплоснабжение. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным актам.
В подпункте "б" пункта 19 Правил N 307 закреплено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, согласно которому исчисление платы осуществляется исходя из: количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); норматива потребления холодной воды в месяц на одного человека (м3); тарифа на холодное водоснабжение (руб./мЗ).
Вопрос о методе определения количества потребленного коммунального ресурса - ГВС при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение, водоотведение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Факт поставки истцом на объекты ответчика горячей воды в спорный период сторонами не оспаривается.
Как следует из уточненного истцом расчета задолженности (л.д.88 том 39), для определения размера платы за поставленный коммунальный ресурс (ГВС), численность населения города Нефтегорск по состоянию на 01.01.2011 взята истцом из ответа Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 11.06.2014 N ТЛ-64-22/2189-Др (л.д.89 том 39), представленного самим ответчиком в материалы дела, как указывает истец, согласно которому число проживающих в обслуживаемом жилищном фонде за период январь - декабрь 2011 года составляет 15 636 человек, норматив утвержден решением Собрания представителей м.р. Нефтегорский N 460 от 25.11.2009 - 3,3 м3/чел. в месяц, при этом в расчете учтена остановка котельной в мае и сентябре 2011 года, тариф утвержден Приказом управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области N 64 от 30.11.2010, в результате истец определил задолженность ответчика в сумме 9 214 904 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приведенный истцом расчет не может быть положен в основу решения, поскольку информация, содержащаяся в ответе Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области от 11.06.2014 N ТЛ-64-22/2189-Др (л.д.89 том 39) не содержит сведений по домам, находящимся в управлении ответчика, кроме того, предоставлена организацией, не уполномоченной на ведение регистрационного учета граждан.
Ответчиком в материалы дела предоставлены копии поквартирных карточек и карточек регистрации граждан, подтверждающие факт регистрации граждан в каждом жилом помещении в каждом конкретном многоквартирном доме, что соответствует согласованию численности населения сторонами в Приложении N 2 к договору от 01.01.2011 N 193 теплоснабжения и горячего водоснабжения,
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Первичные статистические данные используются только в целях формирования официальной статистической информации, т.е. не могут быть использованы для других целей.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания, и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями.
В соответствии с п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. Приказом N 288 от 11.09.2012 г. лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, именно Ответчик, по отношению к домам, находящимся в управлении, является надлежащей организацией, чьи должностные лица ответственны за регистрацию, а, следовательно, обладает достоверной информацией о количестве граждан, зарегистрированных в обслуживаемых им домах.
Представленные истцом данные о численности зарегистрированных гражданах за период с января 2011 по декабрь 2011 года, не подтверждены доказательствами, а именно справками о составе семьи по адресам, в которых отражена информация о численности зарегистрированных гражданах за период с января по декабрь 2011 года, противоречат исходным данным поквартирных и регистрационных карточек, предъявленных в материалы дела ответчиком.
Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия суда кассационной инстанции постановлением от 04.03.2015 указывала на необходимость предоставления истцом расчета, основанного на достоверных данных, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств, что было проигнорировано истцом.
Истец, как при первоначальном, так и при повторном рассмотрении дела, положенную в основу расчета методику не обосновал, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что размер заявленных требований истцом не доказан.
Кроме того между теми же лицами по тем же основаниям уже рассматривались споры о взыскании задолженности по нескольким периодам 2011 года: за март 2011 г. (Дело N А55-7258/2011); за май 2011 года (Дело N А55-11554/2011); за ноябрь, декабрь 2011 года (Дело N А55-4271/2012), при расчете исковых требований истцом данные периоды не быть исключены.
В соответствии с п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, акцепта. При этом исходя из буквального толкования ст. 438 ГК РФ, акцепт должен обладать признаками полноты и безоговорочности.
Согласно п.1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Правоотношения сторон обусловлены договором N 193 теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.01.2011 г., по условиям которого определен объем на горячее водоснабжение, в том числе в спорный период и согласована численность населения, что подтверждается Приложением N 2 к указанному договору.
Согласно представленному ответчиком контррасчету исковых требований (л.д. 109 т. 39) у первого задолженность перед истцом отсутствует.
Принимая во внимание неоспоренный истцом факт того, что поставленный коммунальный ресурс ответчиком оплачен, доказательств оказания услуг в большем объеме истцом не предоставлено, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 432, 433, 438, 539, 541, 544, 548 Гражданского кодекса РФ, отказал в иске.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
В силу указанной нормы процессуального права производство по делу в части исковых требований о взыскании задолженности по договору от 01.01.2011 N 193 за теплоснабжение и горячее водоснабжение за март, май, ноябрь, декабрь 2011 года подлежит прекращению.
Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, а содержащиеся в нем выводы не опровергаются доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить наименование истца - Открытое акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" на - Публичное акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания".
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 по делу N А55-20105/2013 в части отказа в исковых требованиях о взыскании задолженности по договору от 01.01.2011 N 193 за теплоснабжение и горячее водоснабжение за март, май, ноябрь, декабрь 2011 года отменить, прекратить производство по делу в части указанных исковых требований.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2015 по делу N А55-20105/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20105/2013
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2016 г. N Ф06-5747/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Нефтегорская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: МУП Нефтегорского района "Управляющая Компания"
Третье лицо: Администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, Федеральная служба государственной статистики по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5747/16
18.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14410/15
24.08.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20105/13
04.03.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19613/13
08.12.2014 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19121/13
09.10.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10131/14
09.06.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20105/13