Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф06-5286/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
18 ноября 2015 г. |
Дело N А55-7201/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Фомина Демьяна Николаевича - не явился, извещен,
от Министерству имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от ООО "Куйбышевский рынок" - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Фомина Демьяна Николаевича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 сентября 2015 года по делу N А55-7201/2015 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Фомина Демьяна Николаевича, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
ООО "Куйбышевский рынок", г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными действий и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Фомин Демьян Николаевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по непринятию решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715001:263, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, у дома N 225, площадью 40 кв.м, под временным магазином и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области передать в Администрацию городского круга Самара заявление ИП Фомина Д.Н. 10.12.2014 N12-1/3021/14 с приложенными к нему документами, а также обязать Администрацию городского округа Самара по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715001:263, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, у дома N 225, площадью 40,00 кв.м, под временным магазином, в порядке, установленном Законом и закрепить в данном решении, что ИП Фомин Д.Н. имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715001:263, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, у дома N 225, площадью 40,00 кв.м, в силу того, что является арендатором данного земельного участка (том 2 л.д. 42-44).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.09.2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, индивидуальный предприниматель Фомин Демьян Николаевич подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе указывает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.12.2014 индивидуальный предприниматель Фомин Демьян Николаевич обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3021/14 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715001:263, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, у дома N 225, площадью 40,00 кв.м, под временным магазином (том 1 л.д. 14, 15).
К данному заявлению индивидуальным предпринимателем приложен пакет документов в соответствии с требованиями постановления Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006, включая кадастровый паспорт земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок был предоставлен ИП Фомину Д.Н. на основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары 17.01.2005 N 16.
07.07.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ИП Фоминым Д.Н. заключен договор аренды N 022780з, который 08.05.2008 переоформлен на договор аренды N 575а-2007/2012, который заключен между министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Фоминым Д.Н.
26.02.2013 между министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Фоминым Д.Н. заключен договор аренды N 2635а-2012/2014, который зарегистрирован в установленном законом порядке, о чём свидетельствует выписка из ЕГРП от 28.11.2014 (том 1 л.д. 18).
Так как Министерством имущественных отношений Самарской области решение о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715001:263, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, у дома N 225, площадью 40 кв.м, под временным магазином не принято, а также, посчитав, что бездействие Министерства нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель Фомин Демьян Николаевич обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд 1 инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу п.п. 2.1, 2. 2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении N 2 к Порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса РФ, Законом Самарской области "О земле", из которых также следует, что полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что на основании заявления ИП Фомина Д.Н. N 121/3021/14 о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка министерством имущественных отношений Самарской области в соответствии с п.2.4 Порядка 10.12.2014 направлен запрос в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (ответ на данный запрос поступил 11.12.2014); в Управление Росреестра по Самарской области (ответ поступил 26.12.2014); в министерство лесного хозяйства (ответ поступил 12.12.2014).
Таким образом, в декабре 2014 года министерством имущественных отношений получены ответы на все запросы.
Согласно п. 2.4 Порядка после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после, утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом; должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
Судом верно отмечено в решении, что после получения ответов на запросы министерство имущественных отношений не направило в двухнедельный срок отказ заявителю в предоставлении земельного участка Министерством допущено незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении по существу заявления предпринимателя о предоставлении испрашиваемого земельного участка в период с декабря 2014 года по март 2015 года.
Вместе с тем судом правильно указано на то, что в соответствии со статьей 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых интересов имеют заинтересованные лица.
При этом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса и факта его нарушения ответчиком, а также доказанность того обстоятельства, что избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенных прав.
Согласно пункту 1 статьи 9 АПК РФ истец вправе сам избрать способ защиты нарушенных прав.
Судом сделан правильный вывод о том, что в соответствии с пунктом 8 статьи 22 ЗК РФ (действующей в спорный период), при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
То есть защита преимущественного права арендатора на покупку арендуемого им земельного участка может быть осуществлена посредством установленного названной нормой способа судебной защиты в случае продажи земельного участка иному лицу.
Судом верно указано на то, что из пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не следует, что муниципальное образование обязано предоставить любому лицу любой земельный участок из муниципальных земель в собственность. Предоставление земельного участка в собственность должно быть основано на соответствующем праве лица, испрашивающего земельный участок в собственность.
Такое право заявителю предоставлено по основаниям, предусмотренным как статьей 34 ЗК РФ, так и Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 во исполнение данной нормы.
Поскольку обращение заявителя имело место в марте 2013 года, то в соответствии с вышеуказанным Порядком у граждан и юридических лиц отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков под временными объектами.
Данный вывод согласуется с правовым подходом, изложенным в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-23860/2015 по делу N А55-10790/2014.
Кроме того, утверждение министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к зоне Ж-4 многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей основано на информации, предоставленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, изложенной в письме от 11.12.2014 N САМВ-168780 (том 1 л.д. 50-51).
Из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара следует, что вид использования объекта не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне в связи с чем суд верно указал в решении, что использование земельного участка под временный торговый павильон не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной территориальной зоне.
Данные обстоятельства подтверждаются также сведениями, содержащимися в служебной записке Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (том 1 л.д. 83-84).
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1)основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок с разрешенным использованием: под временный магазин поставлен на кадастровый учет 06.06.2005 с присвоением кадастрового номера 63:01:0715001:263 (том 1 л.д. 23).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением N 61, согласно которому виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным, если иное специально не оговаривается Правилами.
Доказательств использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования заявителем суду не представлено.
Таким образом, исходя из того, что предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка (для размещения временного торгового павильона) не соответствует основным видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны и относится к сопутствующим основным видам разрешенного использования, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Судом верно отмечено в решении, что сам факт постановки земельного участка на кадастровый учет не свидетельствует о возможности его предоставления, так как имеются законные препятствия, изложенные в пункте 9 статьи 3 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, согласно которым при отсутствии на земельном участке основного вида использования, сопутствующий вид использования не считается разрешенным.
Данный вывод согласуется с правовым подходом, сформированным при рассмотрении дела N А55-14005/2013, изложенным в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.06.2014.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что в удовлетворении требований следует отказать.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно запросу, который был направлен Министерством имущественных отношений в департамент строительства и архитектуры г. о. Самара о предоставлении информации в отношении спорного земельного участка, был получен ответ от 11.12.2014 N САМВ-168780, согласно которому участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки.
Использование земельного участка под временный торговый павильон не соответствует основным видам использования земельных участков, разрешенным в данной территориальной зоне.
Согласно п. 6 ст. 1 ГК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно п. 2 ст. 30 ГК РФ градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Как следует из п. 8 ст. 1 указанного Градостроительного кодекса, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 ст. 85 Земельного кодекса установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Как следует из изложенного, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении, конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Поскольку ст.ст. 1 и 7 ЗК РФ прямо усмотрено императивное правило, согласно которой правовой режим земельного участка напрямую зависит от его принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, предусмотренного для конкретной Территориальной зоны, то указанные положения в обязательном порядке должны соблюдаться при вовлечении соответствующих земельных участков в гражданский оборот согласно п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (в том числе при предоставлении органами государственной власти в частную собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара от 10.07.2006 г. N 294, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции Департамента.
Вывод Министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) был основан на информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления, и является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка имеются основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка.
Таким образом, судом сделан правильный вывод об отсутствии факта нарушения оспариваемым бездействием Министерства прав и законных интересов предпринимателя, что согласно ст. 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 сентября 2015 года по делу N А55-7201/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7201/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф06-5286/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Фомин Демьян Николаевич
Ответчик: Администрация городского округа Самара, Глава Администрации городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, ООО "Куйбышевский район", ООО "Куйбышевский рынок", Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области