Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2016 г. N Ф03-443/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
20 ноября 2015 г. |
Дело N А24-1522/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДорРемСнаб"
апелляционное производство N 05АП-9778/2015
на решение от 15.09.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-1522/2015 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДорРемСнаб" (ИНН 4101122940, ОГРН 1084101001687, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.04.2008)
о признании незаконными действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации Елизовского городского поселения Камчатского края (ИНН 4105033184, ОГРН 1084141000184, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.01.2008) по выдаче разрешения на производство земляных работ от 01.10.2014 N 14-27/138 на прокладку кабельной линии электропередачи 10 кВ от "врезки" в КЛ-10 кВ от ТП-30-05-к-ТП-30-06 до проектируемой КТП -10/0,4 кВ и под устройство фундамента для КТП-10/0,4 кВ
третьи лица: публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское агентство";
при участии:
стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДОРРЕМСНАБ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконными действий Управления архитектуры и градостроительства администрации Елизовского городского поселения Камчатского края (далее - заинтересованное лицо, Управление) по выдаче открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - третье лицо, ОАО "Камчатскэнерго") разрешения на производство земляных работ от 01.10.2014 N 14-27/138 на прокладку кабельной линии электропередачи 10 кВ от "врезки" в КЛ-10 кВ от ТП-30-05-к-ТП-30-06 до проектируемой КТП -10/0,4 кВ и под устройство фундамента для КТП-10/0,4 кВ.
Определение Арбитражного суда Камчатского края от 11.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское агентство".
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ДорРемСнаб" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:42 не разделен и границы земельных участков, необходимых для использования объектов принадлежащих заявителю и ООО "Коллекторское агентство" не установлены, в связи с чем основания полагать, что оспариваемыми действиями права заявителя не нарушены отсутствуют.
Настаивает на том, что у Управления отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 41:05:0101005:42, а, следовательно, и не было оснований для выдачи оспариваемого разрешения.
Кроме того, считает, что судом первой инстанции не учтено предусмотренное пунктом 2.9 Административного регламента по предоставлению администрацией Елизовского городского поселения муниципальной услуги по выдаче разрешений на производство земляных работ на территории Елизовского городского поселения основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается проведение земляных работ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом установлено, что 30.09.2014 ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации Елизовского городского поселения с заявлением о получении разрешения на производство земляных работ от точки "А" до точки "В" для прокладки кабельной линии электропередачи 10 кВ от "врезки" в КЛ-10 кВ от ТП-30-05-к-ТП-30-06 до проектируемой КТП -10/0,4 кВ и под устройство фундамента для КТП-10/0,4 кВ для электроснабжения котельной по ул. Мурманская и технологического присоединения объекта "здание Контора" и "Жилой дом" по ул. Мурманская.
К заявлению был приложен лист согласования и схема, отражающая местоположение предполагаемых к проведению земляных работ.
01.10.2014 Управлением выдано разрешение на производство земляных работ N 14-27/138 сроком действия до 31.10.2014.
Полагая, что действия Управления по выдаче ОАО "Камчатскэнерго" вышеуказанного разрешения не соответствуют закону и нарушают его права и интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании действий административного органа незаконными, общество должно в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ доказать не только то обстоятельство, что оспариваемые им действия не соответствуют закону, но то, что это указанные действия нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения по выдаче разрешений на производство земляных работ на территории Елизовского городского поселения регулируются Административным регламентом по предоставлению администрацией Елизовского городского поселения муниципальной услуги по выдаче разрешений на производство земляных работ на территории Елизовского городского поселения, утвержденным постановлением администрации Елизовского городского поселения от 19.02.2014 N 126-п (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Административного регламента муниципальную услугу по выдаче разрешения на производство земляных работ предоставляет администрация Елизовского городского поселения в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации Елизовского городского поселения.
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, к которым относятся:
- подача заявления о выдаче разрешения с нарушением установленных требований и (или) предоставление документов, прилагаемых к заявлению, содержащих недостоверные сведения;
- отсутствие права на объект или объекты недвижимости, расположенные в пределах территории, на которой предполагается проведение земляных работ;
- предоставление неполного пакета документов, предусмотренного абзацами 1, 2 подпункта 2 пункта 2.6 Административного регламента;
- несоответствие места расположения на местности участка производства земляных работ, указанному на топографической съемке;
- предоставление заявления при истекших сроках согласований;
- нарушение заявителем условий проведения земляных работ, указанных в ранее выданном разрешении, и непринятие мер по устранению допущенных нарушений (нарушение сроков благоустройства).
Настаивая на заявленных требованиях, общество ссылается на отсутствие у ОАО "Камчатскэнерго" каких-либо прав в отношении земельного участка, на котором были проведены земляные работы, а также на несогласование производства земляных работ с заявителем.
В обоснование указанных требований, общество указывает, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - здание трансформаторная подстанция, здание диспетчерской, здание склад материальный, здание лаборатория и столярный цех.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101005:42, предоставленном 30.09.1996 Елизовскому филиалу АО "Автомост" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации Елизовского муниципального района от 22.12.2014 N 1604 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Елизовского филиала АО "Автомост" на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:42, из которого следует, что прекращение права на земельный участок обусловлено внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации ЗАО "Камчатавтомост".
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
ООО "ДорРемСнаб" в обоснование своих требований указывает, что весь земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:42 перешел к покупателям объектов недвижимости, расположенных в пределах указанного земельного участка, в силу закона, в связи с чем оспариваемые действия Управления архитектуры и градостроительства администрации Елизовского городского поселения нарушают права заявителя.
Апелляционная коллегия признает правовую позицию заявителя ошибочной.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Сведения о том, что обществом было реализовано право на приобретение части земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101005:42, занятого принадлежащими заявителю объектами недвижимого имущества и необходимого для их эксплуатации, суду представлены не были.
Кроме того, из содержания представленного в материалы дела письма ООО "Коллекторское агентство" от 25.09.2014 N 04/15-2 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 41:05:0101005:42 расположены также объекты недвижимого имущества, принадлежащие данному юридическому лицу.
При изложенных обстоятельствах, учитывая прекращение права постоянного (бессрочного) пользования Елизовского филиала АО "Автомост" на земельный участок с кадастровым номером 41:05:0101005:42, а также отсутствие зарегистрированного права заявителя на часть указанного земельного участка, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств того, что земляные работы по оспариваемому решению были проведены на данной части земельного участка, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае необходимости согласования с обществом производства соответствующих земляных работ.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые действия Управления, а также фактически проведенные на земельном участке с кадастровым номером кадастровые работы нарушают права и законные интересы ООО "ДорРемСнаб" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы общества о том, что фактически выполненные подрядчиком земляные работы не соответствуют условиям разрешения N 14-27/138 от 01.10.2014 правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку предметом настоящего спора являются действия Управления по выдаче разрешения на производство земляных работ, а какие-либо действия подрядчика не свидетельствуют и не могут свидетельствовать о незаконности самого разрешения на из производство.
В нарушение статей 65, 200 АПК РФ доказательств того, что оспариваемыми действиями Управления каким-либо образом было нарушено или ограничено право Общества на использование принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) части земельного участка с кадастровым номером 41:05:0101005:42, занятого такими объектами и необходимого для их эксплуатации, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обращение в суд должно быть направлено на восстановление и защиту нарушенных прав.
В рассматриваемом случае, с учетом того, что на основании выданного Управлением разрешения земляные работы фактически проведены, кабельные линии электропередачи проложены, установлена трансформаторная подстанция КПТ 10/04 кВ и осуществлено ее подключение к линии электропередачи, суд первой инстанции правомерно указал, что оспаривание обществом действия Управления по выдаче разрешения на производство земляных работ в порядке главы 24 АПК РФ не может привести к восстановлению прав ООО "ДорРемСнаб".
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.09.2015 по делу N А24-1522/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1522/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2016 г. N Ф03-443/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ДорРемСнаб"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства администрации Елизовского муниципального района"
Третье лицо: ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", ООО "Коллекторское агентство"