г. Самара |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А65-12434/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Баракат-строй" Кочкина Андрея Владимировича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 августа 2015 года по делу N А65-12434/2015 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй" Кочкина А.В. (ОГРН 1111690050845, ИНН 1660155860) г.Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействие,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй" Кочкин Андрей Владимирович (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России N 18 по Республике Татарстан) о признании незаконным бездействия, выразившееся в невнесении сведений о конкурсном управляющем в ЕГРЮЛ, и обязании устранить нарушения (л.д.3).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2015 по делу N А65-12434/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 47-50).
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.58, 64-65).
Регистрирующий орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2014 по делу N А65-19602/2014 ликвидируемый должник - общество с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй", г. Казань (ИНН 1660155860, ОГРН 1111690050845), признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство. Указанным решением конкурсным управляющим должника утверждена Крахмалева Екатерина Вячеславовна.
Определением суда от 06.04.2015 конкурсным управляющим должника утвержден Кочкин Андрей Владимирович.
30.04.2015 конкурсный управляющий Кочкин А.В. обратился в регистрирующий орган с письмом (вх. N 007090 исх. б/н от 28.04.2015 г.), в котором просил внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении должника в связи со сменой конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве). При этом, конкурсным управляющим к указанному заявлению приложены копии Определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 года по делу N А65-19602/2014 (с сайта http://kad.arbitr.rii/) и распечатки с сайта ФНС России на общество с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй" по состоянию на 27.04.2015 (л.д.7).
Регистрирующий орган письмом 12.05.2015 N 2.3-12/000601зг отказал в государственной регистрации изменений, разъяснив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме Р14001, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ (л.д.11).
Заявитель, полагая, что действия регистрирующего органа, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени должника, не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен пунктом 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
В силу подпункта "л" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Если иное не установлено Законом N 129-ФЗ в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (пункт 5 названной нормы).
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 названной нормы).
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве.
В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке статьи 45 Закона о банкротстве утверждает нового конкурсного управляющего.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (пункт 1 статьи 129 Закона о банкротстве).
Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закон N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закон N 129-ФЗ представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьи 9 Закона.
В силу пункта 1.1 статьи 9 Закон N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 названной нормы).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом, императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений. Непредставление заявителем таких документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), при введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства ни Законом о банкротстве, ни Законом о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрен. Данные требования императивны, не допускают произвольного толкования.
Следовательно, представление заявления по установленной форме, но без свидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи уполномоченного лица, удостоверившего заявление, приравнивается к непредставлению заявителем документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае вновь утвержденный конкурсный управляющий должника Кочкин А.В., в установленном Законом N 129-ФЗ порядке, с заявлением о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника, по форме N Р14001, заполненной в установленном порядке, не обращался.
Вышеуказанное заявление должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица с нотариальном ее засвидетельствованием.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для внесения в реестр соответствующих сведений, учитывая не соблюдение заявителем императивных требований Закона N 129-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что направление заявителем в адрес регистрирующего органа копии определения суда об утверждении конкурсного управляющего само по себе основанием для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества-должника, не является.
Возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001 действующим законодательством не предусмотрена.
Оформление указанного заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (часть 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исходя из части 2 указанной статьи Кодекса неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.04.2015 по делу N А65-19602/2014 конкурсным управляющим должника утвержден Кочкин А.В.
Данное определение (его резолютивная часть) не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего. Доказательств обратного не представлено.
Регистрирующий орган в отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, относится конкурсный управляющий, не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению.
Суд первой инстанции правильно указал, что в письме от 12.05.2015 регистрирующий орган правомерно указал Кочкину А.В. на необходимость представления в регистрирующий орган вместе с определением суда об утверждении конкурсного управляющего заявления по утвержденной форме N Р14001, заполненной в установленном порядке.
Как указано в пункте 1 статьи 1 Закона о банкротстве, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы урегулированы Законом N 129-ФЗ, который не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
Во внимание не могут быть приняты и положения статьи 149 Закона о банкротстве, на которые имеется ссылка суда первой инстанции, поскольку данная норма определяет специфику правоотношений в конкретных обстоятельствах, а именно в связи с завершением конкурсного производства. Данных обстоятельств в рамках настоящего дела не имеется.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы, конкурсный управляющий ООО "Баракат-Строй" Кочкин А.В. ходатайствовал об отсрочке уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения апелляционной жалобы, данной ходатайство суд апелляционной инстанции удовлетворил, поэтому подлежит взыскать с ООО "Баракат-Строй" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 августа 2015 года по делу N А65-12434/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй" Кочкина Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй" (ОГРН 1111690050845, ИНН 1660155860), г.Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12434/2015
Истец: Конкурсный управляющий ООО "Баракат-Строй" Кочкин А. В., г. Казань, Обществo с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй", г. Казань, Обществo с ограниченной ответственностью "Баракат-Строй", конкурсный управляющий Кочкин А. В., г. Казань
Ответчик: Межрайонная ИФНС N18 по РТ, г. Казань