г. Ессентуки |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А63- 2467/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пятигорский хлебокомбинат" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2015 по делу N А63- 2467/2015 (судья Алиева А.К.),
по заявлению открытого акционерного общества "Пятигорский хлебокомбинат" (ОГРН 1022601615959)
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлению Россельхознадзора по Ставропольскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Пятигорский хлебокомбинат" - Адамовой И.А. по доверенности от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2015 отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Пятигорский хлебокомбинат" (далее - общество, заявитель) к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлению Россельхознадзора по Ставропольскому краю, (далее - административный орган, Россельхознадзор) об оспаривании постановления от 18.02.2015 N 07-15/28/01 о привлечении к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Судебный акт мотивирован доказанностью вменяемого правонарушения и отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает, на отсутствие события административного правонарушения, считает, что общество не является субъектом данного правонарушения.
Россельхознадзор в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие Россельхознадзора, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 30.01.2015 в 14 часов 10 минут при проведении плановой выездной проверки в отношении общества на основании распоряжения от 12.01.2015 N 01-15/28/14, по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 40, административным органом было установлено, что обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства РФ в области карантина растений, а именно: обществом был осуществлен вывоз подкарантинной продукции - подсолнечника в количестве 1790 т по договору поставки N 12/14 от 03.12.2014, товарно-транспортным накладным (зерно) от 15.12.2014 N 111, 146, 147, от 16.12.2014 N 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, от 23.12.2014 N 121, 122, 123, 124, 125, от 14.01.2015 N 126, товарным накладным N Р1169, Р1168 от 22.12.2014, N Р1170 от 23.12.2014 из карантинной фитосанитарной зоны Ставропольского края в г. Ставрополь в ООО "СтавРегионСнаб" без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
По факту выявленного правонарушения были составлены: протокол осмотра от 30.01.2015 N 07-15/28/01, акт проверки от 30.01.2015 N01-15/28/14, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.2 КоАП РФ от 30.01.2015 N 07-15/28/01.
18.02.2015 в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания по статье 10.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Оспаривая постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Объективная сторона нарушения правил вывоза подкарантинной продукции, грузов и материалов за пределы зон, в которых объявлен карантин, включает действие (бездействие), заключающееся в перемещении без согласия уполномоченного органа подкарантинных грузов из зон, объявленных под карантином. При этом необходимым условием для привлечения лица к ответственности является отсутствие (или непредъявление) сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов, выдаваемого уполномоченными органами в местах отгрузки подкарантинных грузов.
В силу статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон и перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если на такую подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Согласно статье 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции (растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер), обязаны: - выполнять карантинные фитосанитарные требования; - извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; - обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); - выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям; - не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого; - обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; - выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; - извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; - осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; - выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Субъектом правонарушения является лицо допустившее ввоз или вывоз подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны не имея карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии с п. 1.8 Устава общество осуществляет деятельность по реализации зерна и продуктов его переработки, в том числе для государственных нужд, и оно допустило вывоз подкарантинной продукции, без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Доказательством осуществления вывоза подкарантинной продукции, а именно 1790 т подсолнечника, являются товарно-транспортные накладные (зерно) от 15.12.2014 N 111, 146, 147, от 16.12.2014 N 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, от 23.12.2014 N 121, 122, 123, 124, 125, от 14.01.2015 N 126, по которым общество выступает в качестве грузоотправителя.
Товарные накладные N Р1169, Р1168 от 22.12.2014, N Р1170 от 23.12.2014 свидетельствуют о том, что общество является поставщиком.
Следовательно, общество было заведомо известно о том, что будет осуществлен вывоз подкарантинной продукции - подсолнечника в количестве 1790 т - из карантинной фитосанитарной зоны Ставропольского края в г. Ставрополь (Постановление Правительства Ставропольского края "О наложении карантинной фитосанитарной зоны" от 23.08.2006 N 120-п), без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" общество должно было выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Согласно договору поставки общество реализовало подкарантинную продукцию покупателю со склада, расположенного по адресу: Ставропольский край, Александровский район, хутор Средний, цех растениеводства ОАО "Пятигорский хлебокомбинат", зная при этом место назначения товара.
Общество, не обеспечило свою продукцию высокого фитосанитарного риска карантинным сертификатом, тем самым не предприняв все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства в области карантина растений.
Таким образом, общество является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10.2 КоАП РФ и в его действиях имеется состав административного правонарушения.
Довод о том, что продукция не вывозилась за территорию карантинной зоны, не принимается ввиду следующего.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними.
Согласно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" карантинная фитосанитарная зона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на земельных участках в границах очага карантинного объекта, включая буферную зону очага карантинного объекта, с учетом соответственно их площади, рельефа местности, конфигурации земельных участков, биологических особенностей карантинного объекта, анализа фитосанитарного риска, в том числе потенциальной опасности распространения карантинного объекта вследствие естественных причин, связанных с погодными условиями, паводков или иных природных факторов.
Реализация и вывоз подкарантинной продукции - подсолнечника в количестве 1790 т осуществлялся со склада, расположенного по адресу: Ставропольский край, Александровский район, хутор Средний, цех растениеводства ОАО "Пятигорский хлебокомбинат". На этой территории приказами Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю N 01- 06/68 от 25.10.2005, N 270/01-06 от 20.10.2008, N 249/01-06 от 19.10.2014 установлены карантинные фитосанитарные зоны по карантинному объекту: амброзии полыннолистной.
Постановлениями Правительства Ставропольского края от 23.08.2006 N 120-п, от 21.01.2009 N 7-п, от 28.12.2010 N 470-п на вышеуказанную территорию наложен карантин.
Подкарантинная продукция общества, выращенная в установленной карантинной фитосанитарной зоне вывозилась из нее без карантинного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений, что является нарушением ст. 8 Федерального закона РФ от 15.07.2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений", ответственность за которое предусмотрена ст. 10.2 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, так на составление протокола об административном правонарушении 30.01.2015 общество было уведомлено посредством направления извещения от 22.01.2015 заказным письмом с уведомлением, которое было вручено заблаговременно 26.01.2015.
О рассмотрении дела 18.02.2015 общество извещено посредством направления определения от 06.02.2015 заказным письмом с уведомлением, которое было вручено обществу заблаговременно 13.02.2015. Протокол составлен и дело рассмотрено в присутствии уполномоченных представителей общества.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Изложенное означает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи, с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы (статья 270 АПК РФ) отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.09.2015 по делу N А63- 2467/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2467/2015
Истец: ОАО "ПЯТИГОРСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"
Ответчик: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по СК
Третье лицо: Адамова Ирина Артемовна, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ