Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2016 г. N Ф01-406/16 настоящее постановление оставлено без изменения
20 ноября 2015 г. |
А43-29993/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Мальковой Д.Г., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента градостроительного развития территории Нижегородской области
и Правительства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2015
по делу N А43-29993/2014,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Зайцева Игоря Ивановича
о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка N RU52303000-0000000000003155,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Зайцева Игоря Ивановича - Руина С.Г. по доверенности от 02.02.2015 сроком действия,
и установил:
индивидуальный предприниматель Зайцев Игорь Иванович (далее - Предприниматель, Зайцев И.И.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным утвержденного постановлением администрации г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления) от 06.11.2014 N 4584 градостроительного плана земельного участка (далее- ГПЗУ) N RU52303000-0000000000003155 в части установления требования к предельному количеству этажей - 5 надземных этажей или предельной высоте здания, строения, сооружения - 18,7 м (пункт 2.2.2 ГПЗУ). Одновременно заявитель просил суд обязать Правительство Нижегородской области внести изменения в ГПЗУ N RU52303000-0000000000003155, указав на отсутствие ограничений, установленных Правилами землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде, по предельному количеству этажей и высоте здания, строения, сооружения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Нижегородской области и Департамент градостроительного развития Нижегородской области (определениями от 20.03.2015 и 13.04.2015; далее - Департамент, уполномоченный орган).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2015 заявленные требования удовлетворены; градостроительный план земельного участка N RU52303000-0000000000003155, утвержденный постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 06.11.2014 N 4584, признан недействительным в части установления требований к предельному количеству этажей - 5 надземных этажей или предельной высоте здания, строения, сооружения - 18,7-м. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Правительство Нижегородской области (уполномоченный орган) внести изменения в градостроительный план земельного участка N RU52303000-0000000000003155 в части требований к предельному количеству этажей и предельной высоте здания, строения, сооружения, указав на отсутствие таких ограничений в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде. Одновременно суд взыскал с администрации г.Нижнего Новгорода в пользу Зайцева И.И. судебные расходы в размере 200 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Департамент градостроительного развития Нижегородской области и Правительство Нижегородской области обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, нарушение норм процессуального права.
Департамент и Правительство Нижегородской области настаивают на том, что внесение изменений в градостроительный план земельного участка N RU52303000-0000000000003155 (указание, что на данном земельном участке отсутствуют ограничения по предельному количеству этажей) приведет к возникновению противоречия между существующей (утвержденной в установленном порядке) документацией по планировке территории и градостроительным планом, который должен данной документации соответствовать.
Кроме того, заявители апелляционных жалоб указывают, что Предприниматель не доказал действительное нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Вопреки требованиям статьи 51 и части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции возложил обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя не на ответчика (заинтересованное лицо), а на третье лицо.
Администрация г.Нижнего Новгорода в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает их доводы и просит отменить обжалуемый судебный акт.
Индивидуальный предприниматель Зайцев И.И. в отзыве на апелляционные жалобы указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель Зайцева И.И. поддержал позицию своего доверителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Департамент градостроительного развития Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Администрация г.Нижнего Новгорода, Правительство Нижегородской области о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.08.2012 серии 52 АД N 462893 индивидуальному предпринимателю Зайцеву И.И. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3576 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070012:84, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объекты недвижимости (литеры Г, Ж, К) с прилегающей территорий для дальнейшего его использования под складской комплекс, адрес (местонахождение) г.Нижний Новгород, Советский район, ул.Кулибина, дом N 3.
На данном земельном участке расположен объект недвижимости- отдельностоящее здание- котельная, назначение- нежилое, 2-этажный, общая площадь 542,4 кв.м, лит.К, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 52-АВ N 617840 от 20.08.2008 (повторное, взамен свидетельства серия 52-АБ N 255000 от 08.04.2005).
14.08.2014 Предприниматель обратился в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче градостроительного плана принадлежащего на праве собственности земельного участка в связи с намерением реконструировать расположенное на нем нежилое здание.
Постановлением от 06.11.2014 N 4584 администрация г.Нижнего Новгорода утвердила градостроительный план земельного участка N RU52303000-0000000000003155, который выдала Зайцеву И.И.
Градостроительный план земельного участка N RU52303000-0000000000003155 содержит указание на предельные параметры объекта капитального строительства, размещение которого возможно на земельном участке, в частности требования к предельной этажности (высоте) такого объекта: предельное количество этажей объекта - 5 надземных этажей; или предельная высота - 18,7 м (пункт 2.2.2 ГПЗУ).
Полагая, что указанные предельные ограничения для объекта капитального строительства, который может быть расположен на обозначенном земельном участке, не соответствуют требованиям действующего законодательства и ограничивают (нарушают) его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Зайцев И.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 30, 36, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 23.12.20014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В части 6 статьи 43 данного Кодекса отражено, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В частях 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи и определяющих последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с подготовкой документации и проведением публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 формы градостроительного плана для земельных участков, на которые действие градостроительного регламента распространяется, обязательным является указание, в числе прочего, площади объекта строительства, предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Эти сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
В силу статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Обязательными положениями проекта планировки являются, в том числе плотность и параметры застройки.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации ГПЗУ по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) в отношении конкретного предназначенного для застройки земельного участка, в которой указывается информация о строительных характеристиках этого участка и имеющихся строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующих характеристик, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в актах, в отношении территории, где расположен данный участок.
Статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства (часть 11 данной статьи).
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица лишь после получения ГПЗУ - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Городской думой города Нижнего Новгорода постановлением от 17.03.2010 N 22 утвержден Генеральный план города Нижнего Новгорода.
Генеральный план, являющийся документом территориального планирования, разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Генеральный план в соответствие со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Таким образом, генеральный план города - проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий.
Земельный участок в соответствие с генеральным планом города расположен в функциональной зоне О-1 (зона многофункциональной застройки городского центра и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон ОКН), которая соответствует территориальным зонам Ц-1 (зона обслуживания и деловой активности городского центра) и Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности месного значения) Правил землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
На территории города Нижнего Новгорода действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Городской Думы города Нижнего Новгород от 15.11.2005 N 89 (далее- Правила).
Правила являются нормативным правовым актом города Нижнего Новгорода, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, генеральным планом города Нижнего Новгорода, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Нижнего Новгорода, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают в городе Нижнем Новгороде систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Нижнего Новгорода на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки; обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Согласно Правилам решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с документами территориального планирования, включая генеральный план города Нижнего Новгорода, документацией по планировке территории и на основе установленных настоящими Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.
Согласно Правилам высота здания, строения, сооружения может устанавливаться в составе градостроительного регламента применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
На карте градостроительного зонирования территории Нижнего Новгорода выделены территориальные зоны, к которым приписаны градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе предельную (максимальную и (или) минимальную) этажность (высоту) построек;
Сочетания параметров и их предельные значения устанавливаются индивидуально применительно к каждой территориальной зоне, выделенной на карте градостроительного зонирования территории Нижнего Новгорода.
Количество видов предельных параметров с установлением их значений применительно к различным территориальным зонам может увеличиваться путем последовательного внесения изменений в Правила, в том числе с использованием предложений, подготовленных на основе утвержденной документации по планировке территории.
Установлено по делу, что распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.08.2012 N 1761-р утверждена документация по планировке центральной части города Нижнего Новгорода в границах улиц Бетанкура, Литвинова, Июльских дней, Студенческая, Бориса Панина, Тургенева, Нижне-Волжская набережная.
Согласно схеме высотных параметров данной территории высота застройки конкретного квартала составляет 5 этажей.
Установленная проектом планировки и межевания центральной части города Нижнего Новгорода предельная высотность объекта капитального строительства не оспаривалась.
Таким образом, Генеральный план города Нижнего Новгорода, Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде, документация по планировке центральной части города в совокупности устанавливают градостроительные регламенты, в том числе градостроительные регламенты по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае градостроительный план земельного участка в части пункта 2.2.2 (требования к предельному количеству этажей - 5 надземных этажей или предельной высоте здания, строения, сооружения - 18,7 м) подготовлен в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, Генеральным планом города Нижнего Новгорода, Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, техническими регламентами, проектом планировки центральной части города Нижнего Новгорода в границах улиц Бетанкура, Литвинова, Июльских дней, Студенческая, Бориса Панина, Тургенева, Нижне-Волжская набережная, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.08.2012 N 1761-р, и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Позиция Предпринимателя основана на неверном толковании норм действующего градостроительного законодательства и не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Неправильное применение норм материального права, недоказанность обстоятельств, имеющих значение, которые суд посчитал установленными, в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Кроме того, суд отмечает, что со стороны суда первой инстанции имело место нарушение норм процессуального права, которое выразилось в возложении на Правительство Нижегородской области (его уполномоченный орган Департамент градостроительного развития Нижегородской области), имеющих статус третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя путем совершения определенных действий.
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такая обязанность возлагается на заинтересованное лицо (ответчика), но не на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Установив, что с 01.01.2015 в силу статьи 4 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области, в том числе по принятию решений по подготовке и утверждению градостроительных планов земельных участков, следовало привлечь Правительство Нижегородской области и Департамент градостроительного развития Нижегородской области в качестве заинтересованных лиц по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела суд относит понесенные Предпринимателем расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент и Правительство освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.07.2015 по делу N А43-29993/2014 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Зайцеву Игорю Ивановичу в удовлетворении заявления о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка N RU52303000-0000000000003155.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29993/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2016 г. N Ф01-406/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАЙЦЕВ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ
Ответчик: Администрация г. Н. Новгорода, Администрация г. Н.Новгорода
Третье лицо: Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области, ИП Зайцев И. И., Правительство Нижегородской области, представитель ИП Зайцева И. И. Руин Сергей Германович, Руин Сергей Германович
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-406/16
20.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5633/15
31.08.2015 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5633/15
08.07.2015 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29993/14