Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2016 г. N Ф03-646/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
26 ноября 2015 г. |
А04-4575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Курилова Виталия Валентиновича: Коломыцына А.Г., представителя по доверенности от 15.10.2013 (сроком на десять лет);
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Курилова Виталия Валентиновича
на решение от 02.09.2015
по делу N А04-4575/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Анышем Д.С.
по заявлению индивидуального предпринимателя Курилова Виталия Валентиновича (ИНН 280120076255; ОГРНИП 304280122500089)
к Администрации города Благовещенска (ИНН 2801032015; ОГРН 1022800520588)
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Курилов Виталий Валентиновича (далее - заявитель; ИП Курилов В.В.; индивидуальный предприниматель; предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением (с учетом уточнений)о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении схемы расположения запрашиваемого земельного участка для последующего проведения аукциона Администрации города Благовещенска (далее - Администрация; уполномоченный орган), выраженного в письме от 21.04.2015 N 1779/16, как несоответствующий статьям 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Решением суда от 02.09.2015 в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции установив, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки и полностью налагается на санитарно- защитную зону (недопустимость жилой застройки на участке санитарно-защитной зоны), пришел к выводу о непредставлении заявителем доказательства того, что оспариваемый отказ уполномоченного органа противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Курилов В.В. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на подпункт 3 пункта 5 статьи 87, подпункт 1 пункта 2, пункт 3, пункт 6 статьи 56 ЗК РФ, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, статью 68 АПК РФ, решение Арбитражного суда Амурской области от 27.12.2012 по делу N А04-7758/2011 указывает на то, что: в материалы дела не представлены ни акты исполнительных органов власти, ни акты органов местного самоуправления, ни решения суда, которыми бы была установлена санитарно-защитная зона на спорном земельном участке; правила землепользования и застройки города Благовещенска не являются безусловным доказательством установления санитарно-защитных зон, поскольку порядок утверждения правил землепользования и застройки и порядок установления санитарно-защитных зон является различным; нанесение на карты санитарно-защитных зон в составе правил землепользования и Генерального плана города является формальным соблюдением требований законодательства при утверждении такого рода документов; санитарно-защитная зона подлежит утверждению на основании ненормативного правового акта органа местного самоуправления, при наличии решения Главного санитарного врача субъекта РФ; в качестве доказательства нахождения спорного участка в санитарно-защитной зоне представлены только схемы из Правил землепользования и застройки (доказательств того, что спорный земельный участок имеет какие-либо ограничения, ответчиком не представлено, не представлено ни одного решения компетентного органа об ограничении прав на земельный участок); представленные Администрацией документы, в том числе выкопировка из карты градостроительного зонирования по спорному участку к таким доказательствам не относятся, так как на схеме спорный участок расположен на участке, обозначенным зеленым цветом с расположенными на нем полосами, а в условных обозначениях такого обозначения нет.
Представитель Администрации города Благовещенска, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Администрации города Благовещенска.
В судебном заседании представитель ИП Курилова В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, настаивает на удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных документов, поступивших в суд вместе с апелляционной жалобой, также представил для приобщения к материалам дела оригинал платежного поручения N 12 от 22.09.2015 об уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Рассмотрев заявленное ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, определил - в удовлетворении ходатайства отказать, возвратить дополнительные документы представителю предпринимателя в зале судебного заседания.
Заслушав представителя предпринимателя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ИП Курилов В.В. обратился 09.04.2015 в Администрацию города Благовещенска с заявлением о формировании в квартале 28:01:030007 земельного участка с разрешенным использованием "для размещения многоквартирных жилых домов" по прилагаемой схеме и координатам и выставлении на аукцион, рассмотрев которое уполномоченный орган отказал предпринимателю в подготовке и утверждении схемы расположения запрашиваемого земельного участка для последующего проведения аукциона, о чем сообщил письмом от 21.04.2015 N 1779/16, с обоснованием такого отказа подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, и указанием, что согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 31.03.2008 N 38/09 (далее -Правила землепользования и застройки), запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3); согласно карте зон с особыми условиями использования территорий в составе Правил землепользования и застройки, запрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, а в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 31.5 Правил землепользования и застройки, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
В соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 N 30/75 (в ред. от 26.03.2015 N 8/92), территория запрашиваемого земельного участка также расположена в санитарно-защитной зоне.
Не согласившись с отказом Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка для последующего проведения аукциона, выраженным в письме от 21.04.2015 N 1779/16, ИП Курилов В.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, с учетом уточнений.
Согласно пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 11.2, подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 6 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как видно из материалов дела, в качестве основания для отказа в подготовке и утверждении схемы расположения запрашиваемого к формированию ИП Куриловым В.В. указан подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, поскольку территория запрашиваемого земельного участка расположена в санитарно-защитной зоне.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся санитарно-защитные зоны.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств; размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, в соответствии с пунктом 2 которых под зонами с особыми условиями использования территорий понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зоны санитарно-защитные (санитарно-защитные зоны) -территории специального назначения с особым режимом использования, отделяющие селитебную часть города от территории промышленных предприятий, производственных зон или отдельных объектов, требующих в соответствии с действующим законодательством организации санитарно-защитной зоны, и предназначенные для посадки зеленых насаждений, выполняющих специальные функции; размеры и организация санитарно-защитных зон зависят от характера и степени вредного влияния объекта на окружающую среду; карта градостроительного зонирования Благовещенска -карты в составе Правил, на которых устанавливаются границы территориальных зон и их кодовые обозначения, а также отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия.
В силу пункта 7 статьи 5 Правил землепользования и застройки в случае если земельный участок и объект капитального строительства расположены на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.
Согласно представленной в материалы дела выкопировки из карты градостроительного зонирования города Благовещенска (Карта зон с особыми условиями использования территорий) (статья 17 Правил землепользования и застройки, Приложение N 2 - в полном объеме размещена на официальном сайте Администрации города Благовещенска - http://www.admblag.ru) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), и полностью налагается на санитарно-защитную зону.
Пунктом 5.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Рассматриваемый земельный участок предприниматель просит сформировать с разрешенным использованием "для размещения многоквартирных жилых домов" по прилагаемой схеме и координатам, что недопустимо в силу наложения границ такого участка на санитарно-защитную зону.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано отказал предпринимателю в формировании земельного участка, в связи с нахождением данного земельного участка в границах санитарно-защитной зоны и недопустимостью жилой застройки по этому основанию.
В нарушение положений статей 65, 198, 200 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемый отказ Администрации противоречит закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, вынесенным при полном и всестороннем исследовании имеющиеся в материалах дела доказательств, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы предпринимателем государственная пошлина в размере 2850 руб. подлежит возврату заявителю жалобы из федерального бюджета на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 2 сентября 2015 года по делу N А04-4575/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Курилову Виталию Валентиновичу из федерального бюджета 2850 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной согласно платежного поручения от 22.09.2015 N 12. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4575/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2016 г. N Ф03-646/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Курилов Виталий Валентинович
Ответчик: Администрация города Благовещенска