г. Чита |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А19-9120/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Даровских К.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2015 года о введении наблюдения по делу N А19-9120/2015 по заявлению Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство" (ОГРН 1113847000277, ИНН 3834015384, адрес: 665653, Иркутская область, город Железногорск-Илимский, 34),
(суд первой инстанции: Сорока Т.Г.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Федеральная налоговая служба 08.06.2015 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство".
В обоснование заявления указано на то, что МУП "ГОРХОЗ" имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по уплате обязательных платежей в общем размере 3 269 330 руб. 21 коп., в том числе: 2 449 528 руб. 00 коп. - задолженность по уплате налогов, 722 429 руб. 79 коп. - пени, начисленные за неуплату налогов, 97 372 руб. 42 коп. - штраф. Указанная задолженность подтверждена требованиями об уплате налога, пени, штрафа N 1177 от 12.02.2015, N 29596 от 06.04.2015, N 31466 от 12.05.2015, N 121 от 23.01.2015 N 3693 от 20.05.2015, N 4290 от 26.02.2015; решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 1487 от 13.03.2015, N 571 от 20.02.2015, N 2192 от 30.03.2015; решениями и постановлениями о взыскании налогов (сборов), пени за счет имущества должника N 671 от 03.03.2015, N 1178 от 19.03.2015, N 1470 от 15.04.2015; декларацией по транспортному налогу за 2014; решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-50/24 от 28.11.2014, которое принято по результатам проведенной выездной налоговой проверки.
Заявитель просил признать должника банкротом, ввести процедуру, применяемую в деле о банкротстве и включить требование ФНС России в заявленном размере в реестр требований кредиторов МУП "ГОРХОЗ".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2015 года признано обоснованным заявление Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) Муниципального унитарного предприятия "Городское хозяйство", в отношении предприятия введена процедура банкротства - наблюдение на срок до "23" декабря 2015 года. Временным управляющим утвержден Агасьян Грант Агасиевич (член Некоммерческого Партнерства арбитражных управляющих "ОРИОН"; ИНН 780434308711, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих НП АУ "ОРИОН" - 255, адрес для почтовой корреспонденции: г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 62, к.3, кв. 373) с ежемесячным фиксированным вознаграждением в размере 30 000 руб. за счет средства должника.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, МУП "Городское хозяйство" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. Должник полагает необоснованным удовлетворение заявления налогового органа, ссылаясь на то, что при наличии денежных средств на счете должника заявителем не представлено доказательств соблюдения принудительного порядка взыскания задолженности по обязательным платежам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика и его электронные денежные средства. В частности, не представлены доказательства направления в банковские учреждения инкассовых поручений на списание и перечисление денежных средств по решениям налогового органа. Возбужденное постановлением прокуратуры дело об административном правонарушении в отношении директора должника было прекращено постановлением мирового судьи. В обоснование платежеспособности должником в материалы дела представлены акты сверок взаимных расчетов с 20 дебиторами, согласно представленному в материалы дела уполномоченным органом бухгалтерскому балансу за 12 месяцев 2014 года у должника имеются основные средства на сумму 30 404 000 руб.
В обоснование своих доводов представил копии выписок по оборотам на р/с МУП "Горхоз", копию расширенной выписки по р/с 40702810400055070301 с 01.01.2015 по 31.08.2015 г., копию расширенной выписки по р/с 40821810500055070302 с 01.03.2015 по 31.08.2015 г., копию постановления мирового судьи по 72 судебному участку Нижнеилимского района Иркутской области по делу N 5-430/2015 от 17.09.2015, которые судом апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возвращены заявителю.
Временный управляющий представил письменные возражения, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование возражений на доводы апеллянта представил протокол заседания балансовой комиссии по контролю финансово-хозяйственной деятельности должника за 1 полугодие 2015 года, который приобщен к материалам дела в порядке ч.2 ст.268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "ГОРХОЗ" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области за основным государственным регистрационным номером 1113847000277; юридическому лицу, как налогоплательщику, присвоен ИНН 3834015384.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 Федерального закона (абзац третий пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве).
Как указано в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", в соответствии с пунктом 3 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в суд с таким заявлением возникает у уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты принятия налоговым (таможенным) органом решения о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника. При этом пунктами 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства", установлен порядок определения начальной даты исчисления указанного срока, отличный от порядка, определенного пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве.
Поскольку исходя из пункта 1 статьи 11 Закона о банкротстве право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения рассматриваемого срока надлежит руководствоваться нормами пунктов 2 и 7 Положения о порядке предъявления требований.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", на основании абзаца второго пункта 1 статьи 29 Закона порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом в целях проведения государственной политики по вопросам финансового оздоровления и банкротства устанавливается Правительством Российской Федерации. Поскольку право на подачу заявления о признании должника банкротом должно реализовываться уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, судам при проверке соблюдения данного порядка, а также срока, по истечении которого допускается обращение с заявлением о признании должника банкротом, надлежит в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона 296-ФЗ руководствоваться нормами Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.
Согласно пункту 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерации в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257) налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд не ранее чем через 30 дней и не позднее 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника при отсутствии оснований для отложения подачи заявления о признании должника банкротом, указанных в пункте 4, пункте 5 названного Положения.
Доказательства наличия оснований для отложения подачи заявления о признании должника банкротом в материалах дела отсутствуют.
Заявление о несостоятельности (банкротстве) МУП "ГОРХОЗ" подано уполномоченным органом в срок, установленный пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, то есть не ранее чем через 30 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества должника.
90-дневный срок, установленный указанным Положением не является пресекательным и действующее законодательство не содержит последствий нарушения данного срока в виде запрета на обращение в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из заявления уполномоченного органа, МУП "ГОРХОЗ" имеет просроченную свыше трех месяцев задолженность по уплате обязательных платежей в размере 3 269 330 руб. 21 коп., из них задолженность по налогам составляет 2 449 528 руб. 00 коп. (2 415 425 руб. 00 коп. - задолженность по уплате налога на доходы физических лиц, 34 103 руб. 00 коп. - задолженность по уплате транспортного налога).
Неисполнение МУП "ГОРХОЗ" в добровольном порядке обязанности по уплате налога явилось основанием для принятия налоговым органом мер принудительного взыскания на основании пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, уполномоченный орган представил решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.11.2014 N 11-50/24, декларацию по транспортному налогу за 2014 год, бухгалтерский баланс предприятия за 12 месяцев 2014, требования об уплате налога, пени, штрафа, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, постановления о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества должника.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлялись требования об уплате налога, пени, штрафа N 1177 от 12.02.2015, N 29596 от 06.04.2015, N 31466 от 12.05.2015, N 121 от 23.01.2015, N 3693 от 20.05.2015, N 4290 от 26.02.2015. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 1487 от 13.03.2015, N 571 от 20.02.2015, N 2192 от 30.03.2015.
В связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения предъявленных требований об уплате налога (сбора), а также пени, на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом вынесены следующие решения и постановления о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества должника N 671 от 03.03.2015, N 1178 от 19.03.2015, N 1470 от 15.04.2015, которые содержат сведения об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки.
В материалы дела заявителем представлена копия постановления судебного пристава-исполнителя Нижнеилимского РОСП УФССП по Иркутской области от 13.03.2015 о возбуждении исполнительного производства на основании постановления N 671 от 03.03.2015 г.
В подтверждение возможности за счет средств должника погасить расходы, связанные с делом о банкротстве, заявитель представил сведения РЭН ОГИБДД ОМВД России по Нижнеилимскому району Иркутской области о зарегистрированных за МУП "ГОРХОЗ" 32 единицах автотранспортных средств.
По данным последнего бухгалтерского баланса общества, представленного в налоговую инспекцию 30.03.2015 (за 12 месяцев 2014), активы должника представлены в виде основных средств - 33 668 000 руб., дебиторской задолженности в сумме 5 007 000 руб., запасов - 80 000 руб., денежных средств - 55 000 руб.
Кредиторская задолженность по данным бухгалтерского баланса предприятия составляет 8 564 000 руб.
В соответствии со справкой от 14.07.2015, приложенной к заявлению налоговым органом должник имеет следующие расчетные счета в кредитных организациях: N 40821810500055070302, N 40702810400055070301, открытые в ОАО "ВОСТСИБТРАНСКОМБАНК".
В материалы дела должник представил выписки по счетам Банка за период с 01.01.2015 по 01.09.2015, согласно которым обороты денежных средств по счету 40702810400055070301 МУП "ГОРХОЗ" составили в указанный период 7 317 585 руб. 04 коп.; по счету N 40821810500055070302 - 339 936 руб.
Как следует из пункта 1 статьи 62 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, обязанность МУП "ГОРХОЗ" по уплате налога в размере 2 449 528 руб. 00 коп. не исполнена должником в течение трех месяцев с даты, когда она должна была быть исполнена.
Указанная сумма долга подтверждена требованиями об уплате налога, пени, штрафа N 1177 от 12.02.2015, N 29596 от 06.04.2015, N 31466 от 12.05.2015, N 121 от 23.01.2015, N 3693 от 20.05.2015, N 4290 от 26.02.2015; решениями о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 1487 от 13.03.2015 N 571 от 20.02.2015, N 2192 от 30.03.2015; решениями и постановлениями о взыскании налогов (сборов), пени за счет имущества должника N 671 от 03.03.2015, N 1178 от 19.03.2015, N 1470 от 15.04.2015; декларацией по транспортному налогу за 2014; решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-50/24 от 28.11.2014, которое принято по результатам проведенной выездной налоговой проверки.
Доказательства удовлетворения должником требования ФНС России в материалы дела не представлены.
Проверив соответствие выводов суда первой инстанции о применении норм права, установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей и не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Учитывая, что имеются все признаки банкротства: задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 2 449 528 руб. 00 коп. не исполнена в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности требования уполномоченного органа и введении наблюдения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2015 года по делу N А19-9120/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9120/2015
Должник: МУП "Городское хозяйство" (МУП "Горхоз")
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N15 по Иркутской области, МУП "Управляющая компания Коммунальные услуги", ООО "БизнесАльянс"
Третье лицо: Агасьян Г. А., Администрация Муниципального образования Железногорск-Илимское городское поселение, Братский городской суд, Братский межрайонный ОСП, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N15 по Иркутской области, НП "Арбитражных управляющих "Орион", Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5831/15