г. Красноярск |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А69-1065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" ноября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва:
от Мэрии города Кызыла: Соян Р.А. - представителя по доверенности от 16.11.2015 N 08-06-15/2275,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "29" июля 2015 года по делу N А69-1065/2015, принятое судьёй Маады Л.К-Б.,
установил:
Мэрия города Кызыла Республики Тыва (ОГРН 1021700517123, ИНН 1701009765) (далее также истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) (далее - Министерство финансов, ответчик) о взыскании расходов, связанных с предоставлением жилья нуждающимся гражданам в сумме 995000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 09 июля 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (л.д. 87-89).
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 29.07.2015 исковые требования Мэрии города Кызыла Республики Тыва, заявленные к Российской Федерации, удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Мэрии города Кызыла Республики Тыва взысканы 955 000 рублей убытков.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик - Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 29.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет прямо противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца просил решение арбитражного суда от 29.07.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 03.06.2011 по делу N 2-2299/11, вступившим в законную силу, в соответствии со статьями 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл", соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже 37,5 кв.м, Тюлюшу Айдыну Туменовичу, Тюлюш Дое Мокур-ооловне в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу (копия - л.д. 11-15).
Во исполнение решения Кызылского городского суда Республики Тыва на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения от 18.12.2012 N 1192 между Мэрией города Кызыла и Тюлюш Д.М. заключен договор социального найма жилого помещения от 28.01.2013 N 96, находящееся по адресу: г.Кызыл, ул. Комсомольская, д.107, кв.8 (л.д. 16-19).
Муниципальным образованием "Город Кызыл" за счет средств бюджета понесены расходы в связи с передачей жилого помещения.
Согласно отчету от 26.01.2015 N 45/15 об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: г.Кызыл, ул. Комсомольская, д.107, кв.8, ее рыночная стоимость по состоянию на 26.01.2015 составляет 955 000 рублей (л.д. 20-51).
Исковые требования мотивированы тем, что в результате предоставления указанной квартиры нуждающимся гражданам истец понес убытки в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы. Указанные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Заслушав устные выступления, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16, 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы. Данные споры носят экономический характер и поэтому подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
По смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при её осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О "По жалобе администрации города Благовещенска на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ и части 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ", развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу статей 6, 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Ответчиком не представлено доказательств того, что Российской Федерацией субъекту - Республике Тыва или органу местного самоуправления (Мэрии г.Кызыл) в 2011-2014 годах были выделены финансовые средствами на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал.
Поскольку жилое помещение, предоставленное инвалидам Тюлюшу А.Т., Тюлюш Д.М., выбыло из владения истца, Мэрия г.Кызыла для исполнения собственных обязательств будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Таким образом, истцу причинены убытки в размере рыночной стоимости квартиры на общую сумму 955 000 рублей.
В соответствии со статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку федеральный орган государственной власти встречную обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду не выполнил и расходы на исполнение данной обязанности администрации не компенсировал, то неисполнение данной обязанности по компенсации затрат влечет возникновение убытков у истца, предоставившего Тюлюшу А.Т., Тюлюш Д.М. квартиру в рамках реализации льготы на получение жилого помещения. Они подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 17 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает Российская Федерация, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (часть 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал. Таким образом, предоставление жилья за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у Мэрии г. Кызыла убытков.
Таким образом, поскольку факты исполнения истцом решения суда общей юрисдикции о предоставлении жилья нуждающимся гражданам, а также стоимость этого объекта подтверждена материалами дела, расходы муниципального образования до настоящего времени не компенсированы, а также учитывая, что до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования Мэрии г. Кызыла в полном объеме, взыскав за счёт средств казны Российской Федерации убытки в размере 955 000 рублей.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 2280/10 по делу N А50-4364/2009-Г16.
Довод Министерства финансов Российской Федерации, участвующего в споре от имени Российской Федерации, о том, что надлежащим ответчиком по делу является субъект Российской Федерации (Республика Тыва), является несостоятельным, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета, независимо от времени постановки нуждающегося в улучшении жилищных условий на учет.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, убытки подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет прямо противоречить статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определен перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Данный довод подлежит отклонению ввиду следующего.
Как следует из решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 03.06.2011 по делу N 2-2299/2011, Тюлюш А.Т. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", соответственно имеет право на получение жилого помещения. Таким образом, в данном случае финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий нуждающихся граждан является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых из федерального бюджета, независимо от времени постановки нуждающегося в улучшении жилищных условий на учет. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, убытки подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации. При этом отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
По смыслу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежит факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Исполняя решение Кызылского городского суда Республики Тыва, Мэрия города Кызыла приобрела жилое помещение, однако федеральный орган государственной власти расходы истца на выполнение названных полномочий за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал. Доказательств того, что субъекту Российской Федерации - Республике Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином России не представлено.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил, что определением от 09.07.2015 Арбитражный суд Республики Тыва привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (л.д. 87-89).
В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Как следует из содержания резолютивной части обжалуемого решения от 29.07.2015, выводы относительно обоснованности требований, предъявленных к Министерству финансов Республики Тыва и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, отсутствуют. В решении также указано (стр.1), что данные лица привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, что не соответствует материалам дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 17 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает Российская Федерация, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (часть 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исковые требования, предъявленные к Министерству финансов Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29.07.2015 на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение норм процессуального права), ввиду неуказания результата рассмотрения требования к соответчикам - Министерству финансов Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит изменению с изложением резолютивной части решения в следующей редакции: "исковые требования Мэрии города Кызыла Республики Тыва (ОГРН 109171900031, ИНН 1701045234), заявленные к Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), находящегося по адресу: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, дом 9, корп. СТР.1 в пользу Мэрии города Кызыла Республики Тыва 955 000 рублей убытков.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Тыва и к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказать".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы (ответчика - Министерство финансов Российской Федерации). Поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина с него не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 29 июля 2015 года по делу N А69-1065/2015 изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Исковые требования Мэрии города Кызыла Республики Тыва (ОГРН 109171900031, ИНН 1701045234), заявленные к Российской Федерации, удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), находящегося по адресу: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, дом 9, корп. СТР.1 в пользу Мэрии города Кызыла Республики Тыва 955 000 рублей убытков.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Тыва и к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1065/2015
Истец: МЭРИЯ ГОРОДА КЫЗЫЛА
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хоз-ва, Министерство финансов РТ, Ондар Р. В. прдставитель Министерство финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2445/17
30.03.2017 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1620/17
05.12.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5542/16
12.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1065/15
15.02.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7587/15
23.11.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5882/15
23.11.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5882/15
29.07.2015 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-1065/15