г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А56-72196/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания О. Г. Серегиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19100/2015) Межрайонная ИФНС России N 6 по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2015 по делу N А56-72196/2013 (судья Градусова А.Е.), принятое
по заявлению ООО "ЖилКомСервис"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области
о признании недействительным решения в части
при участии:
от заявителя: Сидорченко Л. А. (доверенность от 30.01.2015); Черноротова Н. И. (доверенность от 30.01.2015)
от ответчика: Сафронова Л. Ф. (доверенность от 18.09.2015 N 11-11/15166); Газиева Н. В. (доверенность от 12.01.2015 N 11-11/5); Петрова Т. В. (доверенность от 29.12.2014 N 11-11/25178)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (ОГРН 1064715018378, место нахождения: 187600, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, г. Пикалево, Заводская ул., д. 16; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 - 3 резолютивной части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (ОГРН 1044701852580, место нахождения: 187550, Ленинградская обл., г. Тихвин, 5-й мкр-н., д. 36; далее - инспекция, налоговый орган) от 09.09.2013 N 12-05/751 (далее - решение инспекции).
Решением от 02.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.10.2014, заявленные требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа решение от 02.06.2014 и постановление от 21.10.2014 отменены. Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции в части доначисления за 2009 год налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления пеней на эту сумму; в остальной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение суд кассационной инстанции указал, что обстоятельства связанные с применением обществом положений подпункта 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также выполнением обществом требований пункта 4 статьи 149 НК РФ, в полном объеме не исследовались ни судом первой, ни судом апелляционной инстанции; выводы судов, связанные с периодом 2010 и 2011 годов, основаны на неполном исследовании материалов дела.
Решением от 19.06.2015 суд признал недействительным решение инспекции в части доначисления НДС, начисления соответствующих пени и штрафов за 2010, 2011 годы.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь неправильное применение судом норм материального права - положений подпункта 30 пункта 3, пунктов 4 и 5 статьи 149 НК РФ; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) обществом налогов и сборов.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 19.07.2013 N 12-05/1082 и вынес решение от 09.09.2013 N 12-05/751.
Указанным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 743 160 руб. штрафа; также ему начислено 7 896 107 руб. НДС и 889 635 руб. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 28.10.2013 N 16-21-15/13458 решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись частично с законностью решения инспекции, общество обратилось с заявлением в суд.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения в части, направленной на новое рассмотрение судом кассационной инстанции, послужил вывод о занижении обществом в 2010 и 2011 годах налоговой базы по НДС на сумму полученных из бюджета денежных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также в 2011 году - на сумму выручки от реализации услуг по вывозу мусора.
Направляя дело в части на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что налоговый орган сделал обоснованный вывод о том, что у общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм финансирования, полученных в порядке и на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, согласно положениям указанной нормы в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено выделение субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Законом N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигается фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок. Получателями средств фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном настоящей статьей, в местные бюджеты, которые, в свою очередь, принимают решения о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами.
Во исполнение указанного Закона постановлениями Главы администрации МО "Город Пикалево" Бокситогорского района были утверждены адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 и 2011 годы и порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Получателями субсидий являются организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
Из изложенных выше положений следует, что Законом N 185-ФЗ установлены особенности участия управляющих компаний, не предусматривающие возможности получения ими денежных средств на иные цели, не установленные данным Законом.
В целях реализации возложенных на общество функций по организации проведения работ по капитальному ремонту домов им были заключены договоры на выполнение подрядных работ и осуществлена оплата на основании выставленных подрядчиком счетов-фактур, актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) с выделением НДС.
Таким образом, средства финансовой поддержки, предоставляемые в рамках Закона N 185-ФЗ организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах (пункт 5 статьи 20 Закона N 185-ФЗ) для реализации указанных выше целей, к числу которых отнесены и управляющие организации, нельзя рассматривать в качестве субсидий, предоставляемых в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Учитывая изложенное, отсутствуют правовые основания и для признания рассматриваемой финансовой поддержки льготой, поскольку назначение указанных средств - не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим), все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.
Перечисление денежных средств управляющим организациям производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15 Закона N 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных убытков.
При таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ и исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Закона N 185-ФЗ.
В силу статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Поскольку получаемые обществом денежные средства связаны с расчетами по проведению им капитального ремонта, налогоплательщик должен учитывать в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт средства, полученные им на основании Закона N 185-ФЗ, наряду со средствами собственников помещений в многоквартирных домах, также поступающими в распоряжение управляющих компаний.
Указанная позиция, изложенная в решении суда первой инстанции и соответствующая приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 N 304-КГ15-1430, не оспаривается сторонами при новом рассмотрении дела.
Вместе с тем, направляя дело на новое рассмотрение в части, суд кассационной инстанции указал на необходимость проверки обстоятельств, связанных с применением обществом положений подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а также выполнением обществом требований пункта 4 статьи 149 НК РФ.
По мнению подателя жалобы, указания суда вышестоящей инстанции судом при вынесении обжалуемого решения не исполнены.
Из материалов дела следует, что в рамках поименованных выше программ на специальный счет налогоплательщика поступили из средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств городского бюджета, средств собственников жилья 18 440 218 руб. в 2010 году и 3 018 948 руб. в 2011 году.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов заявитель привлек подрядные организации, которые для оплаты выполненных работ в адрес общества выставляли счета-фактуры с выделением НДС.
Данные работы оплачены из средств, поступивших из бюджетов (95%) и от собственников помещений (5%).
При исчислении НДС общество в налоговой базе учло только 5% от стоимости капитального ремонта многоквартирных жилых домов, уплаченных непосредственно собственниками жилых помещений.
Суммы долевого финансирования общество в налоговую базу по НДС не включило.
В то же время в состав вычетов налогоплательщик включил суммы НДС, предъявленные подрядными организациями, в полном объеме.
При этом, как в ходе проведения проверки, так и при обжаловании решения налогового органа в апелляционном порядке (по рассматриваемому эпизоду) общество не заявляло о том, что в 2010 и 2011 годах оно применяло освобождение от налогообложения указанных операций, а ссылалось лишь на положения пункта 2 статьи 154 НК РФ, что не позволило инспекции и вышестоящему налоговому органу оценить указанные доводы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от обложения) НДС.
На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно пункту 5 статьи 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Материалы дела не содержат доказательств отказа общества в рассматриваемый период от освобождения операций, предусмотренных подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от налогообложения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленным продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам (услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Абзац 8 пункта 4 статьи 170 НК РФ устанавливает, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований пункта 4 статьи 149, пункта 4 статьи 170 НК РФ при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, обществом не велся раздельный учет. В учетной политике заявителя на 2010 и 2011 годы принципы раздельного учета не закреплены. Доказательств иного обществом в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа указанной нормы права следует, что для признания недействительным решения инспекции необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие его требованиям законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что при доначислении обществу НДС по данному эпизоду налоговый орган неправильно применил нормы материального права, но не допустил нарушения прав и законных интересов общества и исходил из того, что при проведении проверки общество не ссылалось на применение льготы в отношении операций по реализации работ по капитальному ремонту.
Исследовав представленные инспекцией в материалы дела книги покупок и налоговые декларации, суд апелляционной инстанции учитывает, что подтверждение права общества на освобождение указанных операций от налогообложения и отказ налогоплательщику в применении налоговых вычетов в полном объеме в связи с отсутствием раздельного учета НДС и операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения, повлек бы для общества более негативные последствия.
При таких обстоятельствах решение суда по данному эпизоду подлежит отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.
В обжалуемом решении налоговый орган со ссылкой на пункт 5 статьи 149 НК РФ сделал вывод о неправомерном применении обществом освобождения от налогообложения только одной операции по вывозу мусора, включив выручку от реализации этих услуг в 2011 году в налогооблагаемую базу по НДС.
Учитывая, что общество в 2011 году не отказывалось от освобождения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ, от налогообложения, не применяло по операции по вывозу мусора налоговые вычеты по НДС, выводы налогового органа не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение суда в указанной части является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 269 пункт 2, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2015 по делу N А56-72196/2013 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Ленинградской области от 09.09.2013 N12-05/751 в части доначисления обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 года в сумме 221 590 руб.; за 4 квартал 2010 года в сумме 2 406 570 руб., за 4 квартал 2011 года в сумме 456 939 руб., соответствующих пеней и штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ отменить.
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2015 по делу N А56-72196/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72196/2013
Истец: ООО "ЖилКомСервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N6 по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2392/16
26.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19100/15
19.06.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-72196/13
12.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1374/14
21.10.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16904/14
02.06.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-72196/13