город Ростов-на-Дону |
|
23 ноября 2015 г. |
дело N А32-25809/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от Новороссийской таможни - Мин А.И. по доверенности от 07.05.2015 N 69, Долгих А.А. по доверенности от 14.04.2015 N 59,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрулли"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2015 по делу N А32-25809/2015, принятое судьёй Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрулли"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фрулли" (далее - ООО "Фрулли", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни от 23.06.2015 N 10317000-520/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что при декларировании спорного товара соблюдены требования технического регламента в части маркировки продукции, поскольку маркировка отсутствовала только на части товара, а поскольку это была единая товарная партия, то весь товар можно было идентифицировать по имеющейся маркировке. Кроме того, общество указало, что вопросы соответствия ввезенной продукции требованиям технического регламента не входят в компетенцию таможенного органа, а доказательства того, что таможня направляла соответствующие запросы в компетентные органы и получала ответы на них, в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня не согласилась с доводами ООО "Фрулли", просила решение суда оставить без изменения. Таможенный орган полагал, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Представители таможенного органа в судебном заседании не согласились с доводами общества, просили решение оставить без изменения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Фрулли" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.06.2014 между компанией "SONAC SOCIETE NATIONALE DU COMMERCE S.A.E" (Египет) и ООО "ФРУЛЛИ" заключен контракт N FR EG-1/14, в соответствии с которым компания "SONAC SOCIETE NATIONALE DU COMMERCE S.A.E" продает, а ООО "ФРУЛЛИ" покупает свежие фрукты и овощи по ценам, определяемым в приложении, являющемся неотъемлемой частью контракта, и инвойсах, выставляемых на каждую конкретную партию товара.
В целях помещения товаров, поставленных в адрес общества во исполнение условий вышеназванного контракта, под таможенную процедуру "Выпуск для внутреннего потребления" 07.05.2015 специалистом по таможенному оформлению ООО "Фрулли" Васильевой М.И. в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни подана декларация на товары, которой присвоен регистрационный N 10317110/070515/0008769 (далее - спорная ДТ).
В спорной ДТ заявлены сведения о товаре "апельсины сладкие свежие сорт Valencia, для пищевых целей, урожай 2015, всего 1 402 картонные коробки, средний вес нетто одной коробки около 15 кг, всего 12 348 картонных коробок; а также товар аналогичного наименования, средний вес нетто одной коробки около 7,5 кг, вес, включая поддоны, 123 316 кг, изготовитель "AL Walaa For Sorting And Packing The Agricultural Crops", Египет, товарный знак "AL WALAA", в количестве 13 750 грузовых мест, весом брутто 121 216,000 кг, весом нетто 113 640,000 кг.
В целях подтверждения установленных законодательством запретов и ограничений в отношении товара, ввезенного по спорной ДТ, ООО "ФРУЛЛИ" в таможенный орган представлена декларация о соответствии от 20.12.2014 (сроком действия до 19.12.2015) ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791.
В соответствии с декларацией о соответствии от 20.12.2014 ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791 продукция "апельсины свежие", производителем которой является компания "Al Walaa For Sorting And Packing The Agricultural Crops", поставляемая по контракту от 27.03.2014 N 27/2014-TSS, изготовитель фирма "KIBBUTZ ALUMM LTD", соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов", а также технического регламента ТР ТС N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
В результате таможенного досмотра товаров, заявленных в спорной ДТ (акт таможенного досмотра N 10317110/130515/001183), установлено, что фактически на 1 557 картонных коробках (из 13 750) отсутствует маркировка продукции на русском языке.
В соответствии с заключением отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни от 18.05.2015 N 26-26/0530 в маркировке части товара N 1, заявленного в ДТ N 10317110/070515/0008769, отсутствует информация о наименовании, количестве, дате изготовления, сроке годности, наименовании и месте нахождении изготовителя, а также маркировка частично нечитаемая, что не соответствует требованиям п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
Таким образом, при идентификации части товара N 1 по спорной ДТ с декларацией о соответствии от 20.12.2014 N ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791 путем сопоставления сведений, в том числе отраженных в АТД N 10317110/130515/001183, таможней установлено, что указанный товар невозможно идентифицировать с указанным разрешительным документом.
Данное заключение сделано на основании сопоставления сведений в декларации о соответствии от 20.12.2014 N ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791, а именно: поля 4 "соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза N ТР ТС 022/2011", и результатов таможенного контроля в форме таможенного досмотра, которые свидетельствуют о несоответствии товаров требованиям данного Технического регламента.
По указанным основаниям таможня пришла к выводу, что указанная декларация о соответствии относится к товару, отличному от декларируемого, в связи с чем запреты и ограничения (в части соблюдения мер технического регулирования) в отношении части товара N 1, задекларированного по ДТ N 10317110/070515/0008769, с представлением декларации о соответствии от 20.12.2014 ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791 не соблюдены.
Указанные обстоятельства послужили таможенному органу основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении N 10317000-520/2015 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, составления в отношении общества 27.05.2015 протокола об административном правонарушении.
Постановлением заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности Онипко В.Е. от 23.06.2015 по делу об административном правонарушении N 10317000-520/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании пункта 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно пункту 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Предоставление документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса таможенного союза, является одним из условий выпуска товара.
В соответствии со ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии со ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В соответствии со ст. 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Товар "апельсины свежие" является пищевой продукцией, и на данный товар распространяется действие Технического регламента Таможенного союза (далее - ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011).
В соответствии со ст. 39 ТР ТС N 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
На выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки распространяется ТР ТС N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Требования к маркировке пищевой продукции, находящейся в транспортной упаковке установлены подпунктом 2 пункта 4.2 статьи 4 ТР ТС N 022/2011.
Согласно п.п.2 п. 4.2 ТР ТС в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 4 Технического регламента маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом, положений части 4.9 настоящей статьи;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированшых организмов (далее - ГМО).
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 статьи ТР ТС 022/2011.
При этом пунктом 7 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, предусмотренная частью 4.2 настоящей статьи, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию.
Однако материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом таможенного досмотра, решением отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни, подтверждается, что часть задекларированного по спорной ДТ товара не соответствует вышеуказанным требованиям технического регламента, предъявляемого к маркировке, а именно: на 1 557 картонных коробках (из 13 750) отсутствует маркировка продукции на русском языке.
Вместе с тем из представленной при таможенном оформлении спорного товара декларации следует, что товар, ввезенный заявителем, полностью соответствует требованиям технического регламента в части маркировки продукции. Однако при фактическом таможенном досмотре установлено, что сведения, указанные в представленной при таможенном оформлении товара декларации о соответствии, не соответствуют в полном объеме фактически ввезенному товару.
Таким образом, таможенный орган пришёл к правомерному и обоснованному выводу о том, что при декларировании товара общество представило недействительный документ - декларацию о соответствии от 20.12.2014 ТС N RU Д-ЕG.ПО55.В.00791, не относящуюся к части ввезенного товара, не имеющего маркировки на русском языке.
Довод о том, что при декларировании спорного товара соблюдены требования технического регламента в части маркировки продукции, поскольку маркировка отсутствовала только на части товара, а поскольку это была единая товарная партия, то весь товар можно было идентифицировать по имеющейся маркировке, является несостоятельным. Пунктом 7 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 установлено, что маркировка пищевой продукции, помещенной непосредственно в транспортную упаковку, предусмотренная частью 4.2 настоящей статьи, должна наноситься на транспортную упаковку, и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо содержаться в документах, сопровождающих пищевую продукцию.
Довод о том, что вопросы соответствия ввезенной продукции требованиям технического регламента не входят в компетенцию таможенного органа, а доказательства того, что таможня направляла соответствующие запросы в компетентные органы и получала ответы на них, в материалах дела отсутствуют, не соответствует материалам дела. Как установлено судом, в соответствии с заключением отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни от 18.05.2015 N 26-26/0530 в маркировке части товара N 1, заявленного по спорной ДТ, отсутствует информация о наименовании, количестве, дате изготовления, сроке годности, наименовании и месте нахождении изготовителя, также маркировка частично нечитаемая, что не соответствует требованиям п. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции и установленными по делу фактическими обстоятельствами, не опровергают правомерность указанных выводов, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 октября 2015 года по делу А32-25809/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25809/2015
Истец: ООО "Фрулли"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня