город Омск |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А70-8085/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Глухих А.Н., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12607/2015) Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2015 по делу N А70-8085/2015 (судья Куприна Н.А.) по иску Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени (ОГРН 1037200568680, ИНН 7204034314) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (ОГРН 1067203315541, ИНН 7203177574) о понуждении совершить определенные действия,
при участии в судебном заседании представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени Подушко А.В. по доверенности N 126 от 09.06.2015 сроком действия по 31.12.2015,
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (далее - ООО "УК "Юг", ответчик) об обязании самостоятельно и за свой счет провести инструментальное обследование элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома N 115 по ул. Мельникайте города Тюмени в срок не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу решения об обязании произвести определенные действия.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2015 по делу N А70-8085/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что обязанность осуществлять контроль за состоянием несущих конструкций, в том числе с привлечением специализированных организаций, прямо предусмотрена Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), по отношению к управляющим организациям, которой для дома по ул. Мельникайте, 115 в г. Тюмени является ООО "УК "Юг". Данные работы должны проводиться за счёт оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и независимо от того, имеется ли по вопросу их выполнения особое решение собрания собственников помещений в доме, в особенности, если необходимость проведения таких работ обусловлена устранением угрозы жизни и здоровью людей, что имеет место быть в рассматриваемом случае.
Ответчик в отзыве на жалобу выразил несогласие с доводами истца.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, отзыв на неё, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил, что исковые требования мотивированы тем, что 21.11.2014 произошло чрезвычайное происшествие - обрушение балкона на 8 этаже 8-ми этажного жилого дома N 10 по ул. Андрея Туполева. В связи с обрушением строительных конструкций МКД постановлением Администрации города Тюмени N 240-пк от 21.11.2014 введен режим чрезвычайной ситуации в отношении указанного объекта. В соответствии с экспертно-техническим заключением "Обследование технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: г. Тюмень, ул. Андрея Туполева, 10" N 15-14/ГС - Эк.О, разработанным ООО "Спецпроект", строительные конструкции МКД находятся в ограниченно работоспособном состоянии, при этом конструкции лоджий, в том числе переоборудованных под жилые помещения, находятся в аварийном состоянии (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий), в частности, необходима установка раскрепляющих стоек для перераспределения усилий с участков, находящихся в аварийном состоянии на участки с достаточной несущей способностью, необходимо усиление участков опирания плит перекрытия, узлов сопряжения конструкций, усиление дефектных плит перекрытия лоджий, несущих конструкций. После произошедшего происшествия Администрацией города Тюмени проведена инвентаризация многоквартирных домов города Тюмени с высокой степенью износа, имеющих риск потенциально опасного для жизни и здоровья людей нарушения конструкций. Инвентаризация включала в себя, в том числе, визуальный осмотр жилых домов такой же серии постройки, что и дом N 10 по ул. А. Туполева, к числу которых относится МКД N 115 по ул. Мельникайте города Тюмени. Как указывает истец, доля муниципальной собственности в МКД N 115 по ул. Мельникайте города Тюмени составляет 16,11% (площадь муниципальных нежилых помещений 643,2 кв.м, площадь жилых помещений 374,8 кв.м, общая площадь МКД - 3993,6 кв.м).
05.02.2015 Департаментом, как собственником муниципального жилья и нежилых помещений, расположенных в МКД, совместно с представителем Управляющей организации ООО "УК Юг", представителями МКУ "Служба технического контроля" был проведен визуальный осмотр фасада, фундаментов, крыши, лестничных клеток жилого дома по адресу: город Тюмень, ул. Мельникайте, 115, по результатам которого установлены множественные дефекты конструкций, а именно: фасад здания имеет относительный прогиб плит перекрытия балконов на первом этаже, частичное уменьшение площади опирания плит перекрытия на стеновую панель, скол бетона и трещины на углах плит, оголение арматуры, перепланировки, затрагивающие несущие конструкции, волосяные трещины на стеновых панелях, выпадение раствора из межпанельных швов. Согласно выводам комиссии, выявленные дефекты снижают несущую способность конструкций, требуется детальное инструментальное обследование специализированной организацией.
В подтверждение данного довода истцом представлен акт от 05.02.2015, подписанный представителями перечисленных организаций (том 1 л. 24).
Как следует из материалов дела, 15.01.2009 собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: ул. Мельникайте, 15, и ООО "Управляющая компания "Юг" заключен договор управления многоквартирным домом N 127 (том 1 л. 12-22).
В письме N 32-08-1877/5 от 07.05.2015 истец просил ответчика организовать проведение мероприятий по обследованию несущих конструкций многоквартирных домов, в том числе дома N 115 по ул. Мельникайте, в целях выявления их деформаций или разрушений, а также по контролю за состоянием выявленных деформаций, представить в Департамент информацию о проделанной работе (том 1 л. 30).
В письме N 1093 от 12.05.2015 ответчик указал, что составил технические задания и сметные расчеты на проведение инструментального обследования строительных конструкций домов, которые 13.03.2015 направлены в Департамент, затраты на проведение инструментального обследования по ул. Мельникайте, 115, составляют 174 569 руб. Также ответчик указал, что выполнить инструментальное обследование строительных конструкций за счет средств текущего ремонта указанных домов не представляется возможным, так как денежные средства на счетах домов отсутствуют, по дому по ул. Мельникайте, 115 в г. Тюмени, минус 442 050 руб. (том 1 л. 29).
Поскольку ответчик самостоятельно и за свой счет отказался от проведения инструментального обследования здания, ссылаясь на отсутствие денежных средств, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя 1) управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации, б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, в) все виды работы с нанимателями и арендаторами; 2) техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Согласно разделу II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В силу пункта 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда плановые осмотры жилых зданий следует проводить общие, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Пунктом 2.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что организация проведения осмотров и обследований жилых зданий осуществляется следующим образом: общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда. При осмотрах кооперативных домов, находящихся на техническом обслуживании организации по обслуживанию жилищного фонда, в комиссию следует дополнительно включать представителя правления ЖСК; частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.
Особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60%.
В силу пункта 2.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2.
В приложении N 4 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда установлен перечень работ, выполняемых при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, в который инструментальное обследование элементов ограждающих и несущих конструкций не включено.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, на который ссылается истец, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4, пунктом 8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме; расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности.
Перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Договором, заключенным ответчиком с собственниками помещений в спорном доме, предусмотрено, что управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию общего имущества дома по перечню и объему работ, услуг, по перечню работ по выполнению непредвиденных ремонтов, определяемых приложениями N 4, 5 к договору (пункт 1.6 договора). Согласно пункту 1.7 договора необходимость выполнения управляющей компанией работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется управляющей организацией и может быть установлена в течение срока действия договора. При необходимости проведения капитального ремонта управляющая организация вносит предложение о проведении капитального ремонта на рассмотрение общего собрания собственников. Отношения, связанные с проведением капитального ремонта многоквартирного дома, регулируются приложением N 8 к договору или дополнительным соглашением к договору. В перечне работ по содержанию многоквартирного дома (приложение N 4 к договору), приложении N 8 о порядке определения размеров платы и осуществления расчетов по договору установлено, что обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации относится к перечню работ, проводимых при капитальном ремонте, стоимость работ по капитальному ремонту устанавливается согласно сметной документации.
Исковые требования мотивированы нарушением прав Департамента, выступающего представителем собственника муниципального имущества (части жилых помещений в доме N 115 по ул. Мельникайте в г. Тюмени), на получение минимального перечня услуг, обеспечивающего надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, получения информации о состоянии своего имущества.
Однако допустимых доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей, проживающих в многоквартирном жилом доме по ул. Мельникайте, 115 в г. Тюмени, влекущей необходимость принятия текущих, срочных, неотложных работ, истцом не представлено.
Акт визуального осмотра от 05.02.2015 таковым не является (т. 1 л. 24) (статья 68 АПК РФ). Тот факт, что в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Андрея Туполева, 10, произошло обрушение балкона, этот дом и дом, находящийся по адресу: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 115, относятся к одной серии постройки, не свидетельствует о наличии обстоятельств, требующих принятия управляющей компанией каких-либо текущих, срочных и неотложных работ.
Государственной жилищной инспекцией Тюменской области ООО "УК "Юг" предписание по инструментальному обследованию указанного выше многоквартирного жилого дома в 2015 году не выдавалось (т. 2 л. 42-45).
Вследствие чего ссылка истца в апелляционной жалобе на судебную практику, сформировавшуюся по делам о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание. Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 указано, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Учитывая изложенное, суд считает, что истец в данном случае не доказал наличие у ответчика обязанности по проведению за свой счет, либо за счет собранных с собственников средств инструментального обследования, которое Департамент просит обязать общество провести.
Инициированное Департаментом собрание собственников помещений в многоквартирном доме не состоялось по причине отсутствия кворума (т. 2 л. 47). При этом Департаментом в повестку общего собрания внесены вопросы о принятии решения о проведении инструментального обследования специализированной организацией общего имущества многоквартирного дома на предмет определения угрозы строительным инструкциям многоквартирного дома за счёт дополнительно собранных средств собственников помещений и порядке финансирования проведения этих работ. Тем самым истец признал необходимость принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения по вопросу о проведении инструментального обследования и его финансировании. Доказательств иных действий по проведению собственниками общего собрания для решения указанных вопросов Департамент не представил.
Учитывая, что Департамент не доказал наличие у ответчика обязанности за свой счет произвести инструментальное обследование элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома N 115 по ул. Мельникайте города Тюмени, ссылки истца на нормы ЖК РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, ГОСТы не подтверждают наличие у ответчика такой обязанности, суд первой инстанции правомерно счёл требование истца необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Также, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что, несмотря на указание Департаментом в обоснование иска на защиту прав собственника помещений в многоквартирном доме, фактически его действия по организации осмотра дома с участием лишь представителей Департамента, ООО УК "Юг" и МКУ "Служба технического контроля", истребования и получения у управляющей организации технического задания и сметной документации (т. 2 л. 27-31) свидетельствуют об осуществлении муниципального жилищного контроля.
Полномочиями на осуществление государственного жилищного контроля Департамент не обладает.
Однако в силу Постановления Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 48-пк "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", который устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - муниципальная услуга) и стандарт ее предоставления.
Муниципальная услуга предоставляется физическим и юридическим лицам, являющимся собственниками помещений, нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень, либо уполномоченным ими в установленном законом порядке лицам (далее - заявители) (пункт 1.2).
Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией города Тюмени (далее - Администрация), которая располагается по адресу: 625036, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20 (пункт 1.3).
Согласно подпунктам "б", "г", "д" пункта 3.7.9 Регламента по результатам рассмотрения представленных заявителем документов, акта обследования помещения Комиссия принимает одно из следующих решений: о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными Постановлением требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 3.7.14 Регламента результатом административной процедуры по проведению оценки соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, является принятие Комиссией соответствующего решения, оформленного в виде заключения, в соответствии с пунктом 3.7.12 настоящего Регламента.
При этом пункт 3.7.15 Регламента гласит, что должностное лицо Комиссии в течение 2 рабочих дней с момента подписания Комиссией заключения направляет заключение: в ДИО для подготовки и согласования проекта распоряжения Администрации города Тюмени о принятии решения о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; в ДГХ для подготовки и согласования проекта распоряжения Администрации города Тюмени о принятии решения о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ с возложением на ДГХ обязанности по дальнейшему принятию мер по проведению ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, истец не только вправе обратиться как собственник помещений в доме 115 по ул. Мельникайте в Администрацию г. Тюмени для решения вопроса о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции, но и является уполномоченным лицом на решение и согласование вопроса по принятию мер по проведению ремонтно-восстановительных работ с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и имущества в процессе эксплуатации указанного дома.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2015 по делу N А70-8085/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8085/2015
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Юг"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8085/15
20.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-534/16
25.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12607/15
09.09.2015 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-8085/15