г. Челябинск |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А07-4362/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2015 по делу N А07-4362/2014 (судья Ахметова Г.Ф.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора по Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании с кредитного потребительского кооператива граждан "Региональные инвестиции" (далее - ответчик, КПКГ "Региональные инвестиции", кооператив, специализированная организация), платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года в общей сумме 14 397,97 рублей, начисленных за размещение отходов общества с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект".
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2014 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Определением от 12.05.2014 Арбитражный суд Республики Башкортостан перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.08.2014 по настоящему делу требования, заявленные Управлением Росприроднадзора по Рязанской области, удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2015 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2014 по делу N А07-4362/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по указанному делу отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.09.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на наличие у кооператива обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в виду осуществления профессиональной деятельности по размещению отходов, при этом кооператив относится к субъектам, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, КПКГ "Региональные инвестиции" осуществляет деятельность по принятию и размещению отходов производства и потребления в установленном порядке, на основании полученных лицензий оказывает услуги по принятию и размещению отходов производства и потребления, для осуществления уставной деятельности ответчик эксплуатирует специально оборудованное место - свалку твердых бытовых отходов.
Исходя из заключенного между КПКГ "Региональные инвестиции" (Исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект" (Заказчик) договора от 01.01.2004 N N 194, кооператив оказывал третьему лицу услуги по размещению отходов.
Стороны закрепили в статье 25 договора, что отходы, принимаемые Исполнителем, являются собственностью Заказчика. При отсутствии возражений Заказчика при размещении отходов, Исполнитель пользуется и распоряжается принятыми на хранение отходами по своему усмотрению.
Считая, что обязанность по внесению платы возложена на специализированную организацию, осуществляющую деятельность по размещению отходов производства и потребления, уполномоченный орган обратился с заявлением в арбитражный суд по настоящему делу.
Отказывая при новом рассмотрении дела в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что взимание со специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, платы за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, - при том, что сама специализированная организация не имеет возможности компенсировать понесенные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, препятствует такой организации в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и нарушает ее право собственности, гарантированное ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесено, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
По смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Между тем, Закон об охране окружающей среды, применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.
Понятие "размещение отходов" дается в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), в соответствии с которой под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Статьей 4 Закона об отходах установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4.1 своего постановления от 05.03.2013 N 5-П пришел к выводу, что бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов в любом случае должно ложиться на организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы.
При этом в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П разъяснено, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе из вида заключенного между ними договора, могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая неопределенность норм природоохранительного законодательства по спорному вопросу, признал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вносится в бюджет, после определения практики Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, специализированной организацией, однако с учетом необходимости сторонам спорных отношений адаптироваться к изменениям практики счел возможным исходить из фактически сложившихся между сторонами договорных отношений по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В противном случае может сложиться ситуация, когда организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов, не включила условие об учете данного платежа в структуре стоимости оказываемых специализированной организацией услуг, и не уплатила спорный платеж самостоятельно, либо уплатила, но в связи с изменением судебной практики просит его вернуть.
Отсутствие же в договоре такого условия позволяет указанной организации, которая ранее сама вносила в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, не перечислять соответствующие суммы другой стороне - специализированной организации, осуществляющей размещение отходов. Соответственно, в данной ситуации у специализированной организации не сформирован источник для перечисления в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, возникшее в результате деятельности неспециализированной организации.
Действительно, позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, сформирована касательно правоотношений, возникших в 2009 году и ранее, однако, делая соответствующее допущение лишь в отношении 2009 года и ранее, Конституционный суд исходил из того, что с момента формирования практики применения спорных норм Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08, который определил, что плательщиком платы является специализированная организация, стороны в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будут ее учитывать в своих хозяйственных отношениях исходя из того, что бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов в любом случае должно ложиться на организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы.
Однако, как показала практика, стороны хозяйственных отношений не учли данные изменения в своей практике в 2010 - 2014 годах, зачастую не включая в договоры условия по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду сверх оплаты услуг по размещению отходов, в результате чего источник для исполнения специализированной организацией своей обязанности по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду не сформирован.
В связи с чем допущение, сделанное Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, сохраняет свою актуальность, если стороны не урегулировали свои гражданские отношении в соответствии с практикой применения спорных норм определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
Соответственно, при рассмотрении дел о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду с неспециализированной (специализированной) организации, о возврате такой платы неспециализированной (специализированной) организации, суду следует учитывать в каждом конкретном споре обстоятельства дела и дать оценку доказательствам, на основании которых можно сделать вывод о том, как распределили между собой участники правоотношений ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, соответствует ли реально совершенные действия по размещению отходов содержанию и условиям исполнения договора, в каком соотношении должно распределяться бремя платежей за правомерное либо незаконное (несанкционированное) негативное воздействие на окружающую среду, следуя при вынесении решения принципу, сформулированному Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов в любом случае должно ложиться на организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы, следовательно, оно не может быть возложено на специализированную организацию в отсутствие у нее источника для покрытия соответствующих платежей, сформированного за счет средств неспециализированной организации.
В данном случае специализированная организация КПКГ "Региональные инвестиции", оказывающая услуги по размещению отходов производства и потребления, при формировании своей договорной политики не могла предвидеть, что на нее будет возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов, и предусмотреть в договоре с организацией, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов, условие об учете данного платежа в структуре стоимости оказываемых услуг. Отсутствие же в договоре такого условия позволяет организации, в результате деятельности которой образуются отходы, и которая ранее сама вносила в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду, не перечислять соответствующие суммы другой стороне - специализированной организации, осуществляющей размещение отходов.
Кроме того, правовое регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов осуществляется Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, а также приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "О утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
При этом правовые предписания, содержащиеся в приведенных нормативных правовых актах, не предусматривают включение в тариф на услуги по утилизации твердых бытовых отходов плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, взимание со специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов производства и потребления, платы за размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, - при том, что сама специализированная организация не имеет возможности компенсировать уже понесенные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, препятствует такой организации в реализации права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации) и нарушает ее право собственности, гарантированное ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отклонены заявленные уполномоченным органом требования о взыскании с кооператива платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2014 года по 2 квартал 2011 года в общей сумме 14 397,97 рублей, начисленных за размещение отходов общества с ограниченной ответственностью "Облкоммунпроект".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2015 по делу N А07-4362/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4362/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ГРАЖДАН "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ", ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА ГРАЖДАН "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ШУЛДЯКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-714/15
27.11.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13891/15
23.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4362/14
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-714/15
18.11.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11365/14
12.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4362/14