г. Самара |
|
26 ноября 2015 г. |
Дело N А55-9718/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Законовым А.М.,
с участием:
от заявителя - Разин А.Я., доверенность N 373 от 30.09.2015 г., Кирилина М.В. доверенность N 171 от 20.03.2015 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2015 года по делу NА55-9718/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ", Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным Предписания N Авз-27281 от 24.02.2015 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "УК N 1 ЖКХ" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2015 года по делу N А55-9718/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Государственной жилищной инспекции Самарской области и Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.02.2015 года заинтересованным лицом по итогам проведения внеплановой проверки вынесено оспариваемое предписание N ТАвз-27281, согласно которому заявителю в срок до 24.05.2015 года предписано производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям, пользующимися жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пр. Степана Разина, д. 4 в соответствии с требованиями п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 и с учетом требований Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 197 от 27.08.2012 года.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания.
Жилищный кодекс Российской Федерации определение порядка начисления платы за коммунальные услуги к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не относит.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Согласно пункту 40 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 36 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Минрегиона России от 22 ноября 2012 года N 29433-ВК/19.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 были внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, которые вступили в силу с 01 июня 2013 года).
Согласно указанным изменениям (пункт 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 августа 2012 года N 197 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
При этом в пункте 27 Приложения к указанным Правилам приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определённость указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы заявителя об отсутствии в Приказах Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27 мая 2013 года N 89 и от 27 августа 2012 года N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов, не могут являться предусмотренным законом основанием для признания оспариваемого Предписания недействительным.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2013 года N АКПИ 13-205.
Кроме того, в Письме Минрегиона России от 22 ноября 2012 года N 29433-ВК/19 рекомендовано для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе, ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду первой инстанции соответствующее решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового), прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, соответственно: от 27 мая 2013 года N 89 и от 27 августа 2012 года N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и данными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по, холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды.
Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2015 года по делу N А55-17191/2014.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было отказано.
В основу апелляционной жалобы положены те же самые доводы, которые изложены в исковом заявлении и являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка. Содержание оспариваемого предписания заключается в указании для заявителя производить начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды в соответствии с п.44 "Правил предоставления коммунальных услуг_", никаких других указаний предписание не содержит. Представители заявителя в устных пояснениях, которые были даны ими в суде апелляционной инстанции, не отрицают, что этот пункт правил должен исполняться.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2015 года по делу N А55-9718/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9718/2015
Истец: ООО "УК N1 ЖКХ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6730/16
26.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13681/15
31.08.2015 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12446/15
21.07.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9718/15