Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2016 г. N Ф05-20697/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А41-12292/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Устюжаниным А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО Специализированная компания "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" - Бурмистрова Р.В. представитель по доверенности от 02 ноября 2015 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Домодедово Московской области - Лысенкова Ю.В. представитель по доверенности от 08 октября 2015 года N 3-35/476,
от заинтересованного лица Министерства строительного комплекса Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - Попов Д.С. представитель по доверенности от 24 февраля 2015 года N 31Исх-1189/11-27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2015 года по делу N А41-12292/15, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Специализированная компания "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на разработку проекта планировки, обязать выдать разрешение на разработку проекта планировки территории, с участием третьего лица - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Специализированная компания "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" (далее - ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация), Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство), в котором просило:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Домодедово Московской области, оформленное письмом от 10 декабря 2014 года N 3-17\5584 об отказе в выдаче разрешения на разработку проекта планировки территории для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин;
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области выдать ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" разрешения на разработку проекта планировки территории для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2015 года заявленные обществом требования удовлетворены (л.д. 76 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального прав.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Московской области (арендодателем) и ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 10 марта 2005 года N 05004-Z, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 72 100 кв.м., с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, категория земель - земли поселений, в границах, указанных на плане земельного участка (приложение N 1 к настоящему договору) и установленных на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи с. Меткино, на 48 км. автодороги Москва - Дон (правая сторона) (пункт 1.1. договора), сроком на 49 (сорок девять) лет с 01 января 2005 года по 31 декабря 2054 года без оформления акта приема-передачи (пункт 2.1. договора). Земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): для строительства торгового комплекса (пункт 1.2. договора).
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 17 июня 2005 года N 2419 обществу согласовано размещение автозаправочной станции и торгового комплекса на 48 км. автодороги "Москва-Ростов-на-Дону" (правая сторона) на земельном участке, представленном Постановлением Главы района от 05 декабря 2001 года N 3603, а также разрешено разработку градостроительной и проектной документации на строительство автозаправочной станции и торгового комплекса на 48 км. автодороги "Москва-Ростов-на-Дон" (правая сторона).
Решением Совета Депутатов Домодедовского района Московской области от 11 декабря 2006 года N 350/68 утвержден генеральный план городского округа Домодедово.
Между ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (исполнитель) и ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" (заказчиком) 19 сентября 2007 года заключен договор о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети N 8504-409, по условиям которого исполнитель выполняет мероприятия по технологическому присоединению к своей электрической сети напряжением 10 кВ энергопринимающих устройств заказчика, характеризующихся следующими признаками: установленная мощность: 1000 кВА; единовременная мощность: 750 кВА, а Заказчик выполняет мероприятия, предусмотренные техническими условиями присоединения, и оплачивает выполнение Исполнителем мероприятий по технологическому присоединению указанных энергопринимающих устройств. Присоединение энергопринимающих устройств заказчика, необходимо для электроснабжения АЗС, торгового комплекса, дилерский центр ИВЕКО, стоянка грузовых автомобилей, расположенных по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи д. Меткино, 48 км. (правая сторона) автодороги "Дон".
Между ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" (инвестор) и ООО "Строй Группа" (заказчик-застройщик) 18 января 2008 года заключен договор N СГ/03-04-08, по условиям которого заказчик-застройщик обязуется в установленный Договором срок выполнить следующие работы по проектированию и строительству переходно-скоростных полос, дороги дублера, въезда-выезда к АЗС, торговому комплексу и дилерскому центру по обслуживанию грузового автотранспорта, расположенных по адресу: Московская обл., 49 км (право) федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон", а инвестор принять их результат и уплатить установленную договором цену.
Актом приемки-сдачи от 09 апреля 2008 года по договору от 18 января 2008 года N СГ/03-04-08 подтверждается, что работы по проектированию и строительству переходно-скоростных полос, дороги-дублера, въезда и выезда к АЗС, торговому комплексу и дилерскому центру по обслуживанию грузового автотранспорта, расположенных по адресу: Московская область, 49 км (право) федеральной автомобильной дороги М-4 "Дон", выполнены полностью.
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" письмом от 11 апреля 2008 года N 61-29/871 подтвердила соответствие объекта законченного строительством (Комплекс дорожного сервиса: АЗС и торговый комплекс) расположенного вдоль федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 "Дон" км 48+750 (справа), ранее выданным техническим условиям, согласованной проектной документации и требованиям действующей нормативно-технической документации.
Между ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" (заказчик) и ООО "ГЕОЛАЙН" (исполнитель) 01 декабря 2008 года заключен договор на проведение топографических работ N 151/1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по топографической съемке участка для подготовки "Заказчиком" проектной документации по газификации территории, с вычерчиванием топографического плана, расположенного на 48 км. (правая сторона) автодороги Москва-Ростов-на-Дону.
29 декабря 2008 года между Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИОМО), Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - комитет) и ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 10 марта 2005 года N 05004-Z, по условиям которого в соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" МИОМО передает, а комитет принимает на себя права и обязанности арендодателя в полном объеме по договору аренды находящегося в государственной собственности до разграничения земельного участка от 10 марта 2005 года N 05004-Z площадью 72 100 кв.м. с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи с. Меткино, на 48 км. автодороги Москва - Дон (правая сторона), с даты государственной регистрации дополнительного соглашения N1 (далее - Соглашение). Данное соглашение зарегистрировано Управлением Росреестра по Московской области 20 февраля 2009 года. В соответствии с актом сдачи-приемки выполненных работ от 20 января 2009 года выполнены следующие работы: осуществлена топографическая съемка участка 48 км (правая сторона) автодороги Москва-Ростов на Дону; начерчен топографический план участка.
Постановлением Руководителя Администрации городского округа Домодедово Московской области от 30 декабря 2008 года N 3657 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, предоставленного для строительства торгового комплекса, на вид разрешенного использования - для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин.
ОАО "МОЭСК" письмом от 29 апреля 2011 года N 34-08/611-102-1195 продлило срок действия технических условий от 14 августа 2007 года N 34-12/1709-6168/1 и N 34-12/1709-6168/2, выданных для электроснабжения объектов ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ", расположенных по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи д. Меткино, с запрашиваемой единовременной электрической нагрузкой 750 кВА, от РУ 10 кВ ПС N 708 Санаторная до 14 августа 2012 года.
ОАО "МОЭСК" письмом от 10 мая 2011 года N 73-11/394/МОЭСК/17/836 продлило срок действия технических условий от 31 октября 2008 года /752/MA-9353 на измерительные комплексы учёта электроэнергии при присоединении к ПС N708 "Санаторная" энергопринимающих объектов ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" до 14 августа 2011 года.
Постановлением Правительства Московской области от 10 июня 2011 года N 548/21 одобрен проект схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, которым одобрены планируемые характеристики обычных автомобильных дорог регионального значения ММК - ст. Белые Столбы городской округ Домодедово.
Решением Совета Депутатов городского округа Домодедово Московской области от 22 октября 2012 года N 1-4/486 утверждены изменения в генеральный план городского округа Домодедово.
ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" обратилось к Руководителю администрации городского округа Домодедово с просьбой согласовать проектирование проекта планировки территории и межевания.
Администрация рассмотрев обращение общества (от 27 ноября 2014 года N 28/11/14) о выдаче разрешения на разработку проекта планировки территории для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0060122:0003 по адресу: г. Домодедово, вблизи с. Меткино, 48-й км автодороги М-4 "Дон", письмом от 10 декабря 2014 года N 3-17/5584 сообщила обществу, что через вышеуказанный земельный участок площадью 7,21 га проходит автомобильная дорога регионального значения ММК-Ст. Белые Столбы. В связи с тем, что зона планируемого размещения линейных объектов автомобильного транспорта регионального значения занимает большую часть участка, размещение заявленных объектов невозможно. Для решения данного вопроса необходимо вынести автомобильную дорогу регионального значения с участка и изменить зоны функционального значения после внесения изменений в Генеральный план городского округа Домодедово.
Считая, что данное решение администрации вынесено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит признанию его незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу N А41-3615/13 установлено, что при определении размера арендной платы с 2010 года по 2012 год Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово при расчете арендной платы неправомерно была применена базовая ставка размера арендной платы (Аб), исходя из включения земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:0003 в границы микрорайона Белые Столбы города Домодедово. Решением по делу N А41-3615/13 суд установил, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:3 не входит в границы городского округа Домодедово.
Поскольку вступившим в законную силу решением АС Московской области, установлено, что земельный участок арендатора ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" с кадастровым номером 50:28:0060122:3 не входит в границы городского округа Домодедово, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области со следующими требованиями (дело N А41-72760/14):
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Домодедово Московской области от 17 ноября 2014 года в присвоении земельному участку с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, площадью 72 100 кв.м., расположенному по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи с. Меткино, на 48 км автодороги Москва - Дон (правая сторона) следующего адреса: Московская область, Домодедовский округ, 48 км. Автодороги Москва-Дон (правая сторона);
- признать незаконным и отменить распоряжение Администрации городского округа Домодедово от 16 июня 2014 года N 35 "О присвоении и регистрации адресов объектам недвижимости городского округа" в части пункта 1.8.4;
- обязать Администрацию городского округа Домодедово Московской области присвоить земельному участку с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, площадью 72 100 кв.м., адрес: Московская область, Домодедовский округ, 48 км. Автодороги Москва-Дон (правая сторона).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июля 2015 года по делу N А41-72760/14 заявленные требования ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 года по делу N А41-72760/14 решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2015 по делу N А41-72760/14 изменено в части пункта 3 резолютивной части решения суда: изложить его следующим образом: обязать администрацию городского округа Домодедово Московской области присвоить земельному участку с кадастровым номером 50:28:0060122:0003 площадью 72 100 кв.м., адрес: Московская область, городской округ Домодедово, 48 км. Автодороги Москва-Дон (правая сторона). В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Изменяя в указанной части решение суда, апелляционный суд исходил из того, что требование общества об устранении нарушения, допущенного в результате принятия незаконного акта (решения), в том виде как его заявило общество (обязать администрацию присвоить земельному участку с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, площадью 72 100 кв.м., адрес: Московская область, Домодедовский округ, 48 км. Автодороги Москва-Дон (правая сторона)) с учетом того, что из заключения эксперта N 152/9 АРО/З-211 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0060122:0003 не входит в границы города Домодедово, Московской области, а такого муниципального образования Московской области как Домодедовский округ не существует, апелляционный суд счел необходимым изменить решение суда первой инстанции в части пункта 3 резолютивной части решения суда, изложив его следующим образом: обязать администрацию присвоить земельному участку с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, площадью 72 100 кв.м., адрес: Московская область, городской округ Домодедово, 48 км. Автодороги Москва-Дон (правая сторона).
Согласно статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен статьями 45, 46 ГрК РФ и применительно к Московской области - статья 17 Закона Московской области от 07 марта 2007 года N 36/2007-ОЗ "О генеральном плане развития Московской области".
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В статье 46 Гр Кодекса определены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (пункт 1 статьи 46 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территорий является одним из этапов получения разрешения на строительство и осуществления такого строительства.
С учетом изменений, внесенных в Генеральный план городского округа Домодедово в 2012 году разработка проекта планировки территории позволит обществу на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов установить дальнейшую возможность использования арендованного земельного участка в заявленных целях.
Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса подготовка и утверждение документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования предшествуют принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Постановлением руководителя Администрации городского округа Домодедово Московской области от 30 декабря 2008 года N 3657 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0060122:0003, предоставленного ООО СК "Феникс-Петролеум" для строительства торгового комплекса, на вид разрешенного использования - для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин.
В соответствии с утвержденным градостроительным планом земельного участка N RU50308000-ГП\305, с кадастровым номером 50:28:006 01 22:0003, площадью 72 100 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Домодедовский район, вблизи с. Меткино, на 48 км автодороги Москва - Дон (правая сторона), в границах земельного участка отсутствуют объекты капитального строительства, объекты культурного наследия.
Градостроительный план земельного участка N RU50308000-rn\305 был выдан в соответствии с генеральным планом городского округа Домодедово, утвержденного решением совета Депутатов от 11 декабря 2006 года N 350X68, поэтому требования Администрации о необходимости выноса автомобильной дороги регионального значения с участка заявителя и изменении зоны функционального значения после внесения изменений в Генеральный план городского округа Домодедово, являются неправомерными.
Из представленного Главархитектуры Московской области чертежа планировки территории по объекту "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московская обл." городской округ Домодедово, пусковой комплекс N 1 не усматривается, что земельный участок заявителя попадает в полосу отвода автомобильной дороги.
Администрацией в материалы дела представлена выкопировка из Генплана городского округа Домодедово по состоянию на 2012 год (карта планируемого развития транспортной инфраструктуры местного значения в границах городского округа) с пояснительной запиской, из которой следует, что в границах земельного участка заявителя планируется размещение автозаправочного комплекса. Вид разрешенного использования арендуемого заявителем земельного участка в том числе, под размещение автозаправочной станции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о признании незаконным решение администрации, оформленное письмом от 10 декабря 2014 года N 3-17\5584 об отказе в выдаче разрешения на разработку проекта планировки территории для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ статья 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была дополнена частью 1.2, предусматривающей следующие положения: Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года. Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.
На основании этих положений принят Закон Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон N 106/2014-ОЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 указанного Закона, Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1197/52 утверждено Положение о составе, порядке получения решения о подготовке, согласования и утверждения документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц. Указанным Положением функции по утверждению проекта планировки территории земельного участка возложены на Министерство строительного комплекса Московской области.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 106/2014-ОЗ настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2015 года, за исключением статьи 5 настоящего Закона.
В связи с изложенным, обществом в порядке процессуального правопреемства требования об обязании выдать разрешение на строительство обращены к Министерству строительного комплекса Московской области, которое привлечено к участию в дело в качестве второго заинтересованного лица.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 февраля 2007 года N 966/07 по делу N А32-137/2000-36/10, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство, при этом такая передача может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2014 года по делу N А40-67076/13).
В рассматриваемом случае произошло изменение компетенции уполномоченных органов, что изменяет субъектный состав лиц, призванных восстановить нарушенные права общества, замена которых возможна в порядке процессуального правопреемства. Иное означало бы возложение на заявителя обязанности повторно обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, что повлекло бы для него неблагоприятные последствия и убытки в связи с затягиванием рассмотрения вопроса по существу.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления общества об обязании министерства выдать ООО СК "ФЕНИКС-ПЕТРОЛЕУМ" разрешения на разработку проекта планировки территории для строительства торгового комплекса, автозаправочной станции, дилерского центра и стоянки большегрузных машин.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 августа 2015 года по делу N А41-12292/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12292/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2016 г. N Ф05-20697/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО СК "Феникс-Петролеум"
Ответчик: Администрация городского округа Домодедово Московской области
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Министерство строительного комплекса МО, Администрация городского округа Домодедово Московской области