город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2015 г. |
дело N А01-1047/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 по делу N А01-1047/2015 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея, заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", принятое в составе судьи Парасюк Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - управление, УПФР в г.Майкопе) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - учреждение) 40 713 рублей 16 копеек, из них: недоимки 20999 рублей 26 копеек; пени - 19713 рублей 90 копеек.
В судебном заседании управление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования в связи с оплатой учреждением суммы основного долга в размере 20999 рублей 26 копеек, и просило суд взыскать с учреждения только пени в размере 19713 рублей 90 копеек. Управление также заявило ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи заявления, пропущенного в связи с введением нового программного комплекса и невозможностью своевременного сформирования таблицы расчета пеней. Уточнения судом приняты.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 в удовлетворении заявления управления о взыскании пени в размере 19 713 рублей 90 копеек отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что пенсионным фондом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании пени, начисленных на задолженность по страховым взносам, предусмотренный частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-Федерального закона, при этом не обосновал уважительность причины пропуска указанного срока. Заявитель также не обосновал размер пени, в том числе наличие недоимки, на которую начислены пени.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея, не согласившись с данным решением, обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что требование выставлено в полном соответствии с формой, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2009 г. N 957 Н и с соблюдением установленных законом сроков. По мнению управления, также являются ошибочными выводы суда о том, что пенсионный фонд обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также в отзыве учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1020100709298) и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Майкопе Республики Адыгея (регистрационный номер страхователя 001-001-010897).
11 ноября 2014 года учреждению выставлено требование N 00100140038956 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 559953 рублей 23 копеек. Срок уплаты задолженности до 02.12.2014 года.
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" задолженность уплачена частично.
Поскольку требование об уплате недоимки учреждением в добровольном порядке полностью не исполнено, пенсионный фонд обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
С 01.01.2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Согласно действующему законодательству, выявление фактов нарушений уплаты страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Начисление пени регламентировано статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
Исходя из анализа вышеприведенных норм под соответствующими пенями понимаются пени, начисленные на указанную в требовании недоимку по определенному сроку уплаты конкретных страховых взносов.
Следовательно, пенсионный фонд должен обосновать расчет пеней, включая и то обстоятельство, что у налогоплательщика в соответствующем периоде имелась недоимка и пени по требованию начислены в связи с неуплатой именно этой недоимки.
В требовании об уплате пеней, направленном страхователю, пенсионный орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Перечисленные условия управлением Пенсионного фонда не соблюдены. Из выставленного управлением требования от 11.11.2014 N 00100140038956 невозможно установить основания и период начисления пени, размер недоимки, на которую начислены пени, указана лишь общая сумма пеней.
Данных о размере недоимки, даты, с которой начисляются пени, оно не содержит.
Кроме того, из имеющихся данных, приведенных в таблицах расчета пени, невозможно установить правомерность требований пенсионного фонда в части размера и периода образования недоимки, и как следствие проверить расчет пени.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы в этой части направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и не основаны на нормах действующего законодательства.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, порядок взыскания страховых взносов и пени регламентирован положениями статей 19, 20, 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей (часть 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 5.4 и частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом (часть 5.7 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.
Таким образом, Федеральный закон N 212-ФЗ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате задолженности по страховым взносам, но и пени, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налогов и пени в установленные сроки.
Как следует из расчета пени, представленного пенсионным фондом в материалы дела, пени начислены за несвоевременную плату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (задолженность) за 3 квартал 2013 года, а также за 2 и 3 кварталы 2014 года.
Требование об уплате недоимки и пени пенсионным фондом было выставлено учреждению 11.11.2014 на сумму 559 953, 23 рублей со сроком уплаты до 02.12.2014.
Поскольку срок, в течение которого пенсионный фонд вправе обратиться в суд за взысканием пени, должен исчисляться с даты исполнения требования, то шестимесячный срок для обращения в суд истек 02.06.2015.
Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 названного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 18.06.2015, то есть за пределами предусмотренного законом срока для подачи данного заявления. В суде первой инстанции заявлялось ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании задолженности по пени в сумме 19713 рублей 90 копеек. Заявленное ходатайство мотивировано тем, что срок пропущен в связи с введением нового программного комплекса и на момент истечения срока подачи искового заявления не предоставлялось возможным своевременно сформировать таблицы расчета пеней, необходимые для подтверждения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении ходатайства суд первой инстанции обоснованно счел данную причину пропуска не уважительной, поскольку не представлено доказательств указанного обстоятельства, а также данное обстоятельство не лишало возможности произвести расчет пени и подать исковое заявление в установленный законом срок.
Подобные доказательства управлением также не представлены в суд апелляционной инстанции.
Принципами судопроизводства, закреплёнными в статях 7 и 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Эти принципы реализуются через соблюдение требований закона всеми участниками судебного процесса.
Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Часть 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает всех лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться предоставленными им процессуальными правами.
Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации). В данном случае требование правовой определенности предполагает необходимость обеспечения стабильности сложившихся правоотношений, возникающих на основе официально признанного государством акта органа судебной власти.
При таких обстоятельствах установление судом факта пропуска шестимесячного срока на обращение в суд, предусмотренного частью 5.5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ, является самостоятельным основанием для отказа пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обращение государственного учреждения в арбитражный суд с заявлением о взыскании заявленной задолженности, не оплаченной в установленные сроки, за пределами предусмотренного законом срока для подачи иска и отсутствие правовых оснований для вывода об уважительном характере причин пропуска истцом срока для обращения в суд с настоящим заявлением и восстановления пропущенного им срока подачи заявления, исключает удовлетворение заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2011 N ВАС-17033/11 и от 26.07.2012 N ВАС-9930/12.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.09.2015 по делу N А01-1047/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1047/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Майкопе Республики Адыгея, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДЫГЕЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Адыгейский научно-исследовательский институт сельского хозяйства"!