г. Киров |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А82-2680/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дьяконовой Т.М.,
судей Гуреевой О.А., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Прендота И.В., действующей на основании доверенности от 22.12.2014 (в заседании 19.11.2015),
представителей ответчика - Новожиловой Н.А., действующей на основании доверенности от 06.06.2013 (в заседании 19.11.2015), Чистяковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 13.08.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2015 по делу N А82-2680/2015, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А.,
по иску открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 223460,19 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - ОАО "НГК "Славнефть", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 223460,19 руб. пени за просрочку в доставке грузов по 9 железнодорожным накладным.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу истца 115611,93 руб. пени.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2015 исковые требования удовлетворены частично. С учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца взыскано 40000 руб. пени, 1530,58 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении исковых требований.
Как указывает ответчик, судом не приняты во внимание доводы об увеличении срока доставки и об отсутствии просрочки по накладным: ЭИ 074232 (вагон N 51064566), ЭИ 167659 (вагон N 73068504), ЭИ 167676 (вагон N 51165256).
Как указывает ответчик, выводы суда о необоснованном увеличении сроков доставки вагонов на основании пункта 6.6 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 27 "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" по спорным отправкам не соответствуют обстоятельствам дела и представленным документам. Просрочка доставки по спорным накладным отсутствует. В решении суда допущена арифметическая ошибка.
Истец в отзыве доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить в силе, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Судебное заседание 08.10.2015 в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 20.10.2015, затем до 19.11.2015.
В судебном заседании 20.10.2015 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена в составе суда, вместо находящегося в отпуске судьи Сандалова В.Г. в состав суда введена судья Пуртова Т.Е. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании 19.11.2015 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 26.11.2015
До момента вынесения постановления по делу судом апелляционной инстанции истец заявил об отказе от исковых требований в части взыскания пени за просрочку в доставке грузов по железнодорожным накладным ЭИ 167659, ЭИ 167676 в общей сумме 38726,82 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Учитывая, что заявленный истцом отказ от части исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, Второй арбитражный апелляционный суд считает возможным принять отказ истца от иска в части взыскания 38726,82 руб. пени.
В связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа истца от части иска, решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца суммы 34023,51 руб. (сумма, взысканная с учетом применения статьи 333 ГК РФ) подлежит отмене, а производство по делу в данной части - прекращению в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого решения в части удовлетворения требований истца по отправке ЭИ 074232 (вагон N 51064566) на сумму 5976,48 руб. (с учетом применения статьи 333 ГК РФ) проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" осуществило доставку отправленного истцом груженого вагона 51064566 по транспортной железнодорожной накладной ЭИ 074232.
Считая, что спорный вагон доставлен с нарушением установленных сроков, истец начислил ответчику пени в сумме 6802,65 руб. и заявил претензию N 06-327 с требованием об уплате пени (т.1 л.д.13-14).
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца в сумме 6802,65 руб. и с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в пользу истца 5976,48 руб. пени за просрочку доставки груза по отправке ЭИ 074232 вагон 51064566.
Обжалуя решение суда, ответчик не согласен с выводом суда о наличии просрочки в доставке грузов, ссылаясь на пункт 6.6 Правил и представленные в материалы дела распоряжения о задержке и об отправке вагонов, акты общей формы о задержке вагонов и об окончании задержки вагонов, извещение о задержке поезда, памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение в обжалуемой части подлежащим отмене исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 04.02.2014) "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 27 (далее - Правила N 27).
Подпунктом 6.6 пункта 6 Правил N 27 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Согласно абзацу 2 пункта 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка определенного содержания.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Пунктом 4.6 Правил N 26, предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Методические рекомендации) на станции задержки вагонов, контейнеров начальник станции или уполномоченный им работник (далее - уполномоченный работник) фиксирует содержание распоряжения начальника Дирекции управления движением в книге входящих приказов (распоряжений). После отставления поезда от движения информирует телеграфным сообщением начальника станции назначения и уполномоченного представителя Дирекции о дате и времени прибытия поезда, его номере и индексе, количестве задерживаемых в пути следования вагонов, контейнеров.
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации.
По своему смыслу указанное распоряжение направлено на защиту прав грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, которые, получив подобное извещение, могут принять меры к устранению причин, повлекших задержку поезда, и тем самым минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Возражая против пропуска срока доставки груза по накладной ЭИ 0743232 (вагон N 51064566) (т.1 л.д.15-19) ОАО "РЖД" сослалось на вину владельца пути необщего пользования - ООО "Сервисная Грузовая Компания, в обоснование чего представило:
распоряжение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования N 440 от 24.02.2014 (т.1 л.д.185), распоряжение об отправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 466 от28.02.2014 (т.1 л.д.183-184);
составленные по факту задержки вагонов акты общей формы N 2/55 от 25.02.2014 (т.1 л.д.170-175), N 2/60 от 28.02.2014 (т.1л.д.176-182), свидетельствующие о неприеме вагонов станцией назначения Усинск по причине, зависящей от грузополучателя ООО "Сервисная Грузовая компания" из-за невыполнения технологических норм оборота вагонов;
телеграммы от 25.02.2014, от 28.02.2014 (т.1 л.д.188);
извещение о задержке и об отправлении задержанных вагонов в пути следования N 299 от 24.02.2014 (т.1 л.д.183-184);
памятки приемосдатчика N N 271, 264, 257, 254, 224, 253, 248, 252, 243, 241. 227, 215 (т.2 л.д.35-66);
ведомости подачи и уборки вагонов N N 140345, 110339, 3337, 110336, 030349, 110319, 090319, 090320, 110318, 060316, 060315, 030351, 030340 (т.2 л.д.1-34);
договор N 8-48 о 14.01.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Сервисная грузовая компания" по станции Усинск Северной железной дороги, заключенный между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Сервисная грузовая компания" (владелец пути необщего пользования) (т.1 л.д.189-194).
В вагонном листе на повагонную отправку, приложенном к спорной электронной накладной, имеется отметка о задержке груза на станции Сыня и о составлении актов общей формы N 2/55 и N 2/60 (т.1 л.д.167).
Указание в актах общей формы N N 2/55 и 2/60 ООО "Сервисная Грузовая Компания" в качестве грузополучателя, в то время как последнее является владельцем пути необщего пользования, с учетом применения подпункта 6.6 пункта 6 Правил N 27 не имеет правового значения.
Акты общей формы соответствуют требованиям пункта 3.5 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", согласно которому акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
В обоснование нарушения технологического срока оборота вагонов, определенного договором N 8-48 о 14.01.2014 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Сервисная грузовая компания" по станции Усинск Северной ж.д., согласно которому технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования установлен равным 11,25 часам (параграф 8), ответчик представил памятки приемосдатчика и ведомости подачи-уборки вагонов, а также графики-памятки занятия путей станции Усинск Северной железной дороги.
Таким образом, в данном случае ответчиком документально подтверждено отсутствие своей вины в просрочке доставки спорного вагона.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об обоснованности требований истца о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 6802,65 руб., не соответствует обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в части взыскания пени в сумме 5976,48 руб. (с учетом применения статьи 333 ГУК РФ) и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований истца в данной части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 258, пунктами 2, 3 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" от иска в части взыскания 38726,82 руб. пени.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2015 по делу N А82-2680/2015 изменить.
Производство по делу в части взыскания 38726,82 руб. пени прекратить.
Во взыскании остальной суммы иска отказать.
Выдать открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" справку на возврат из федерального бюджета 4497,42 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 110 от 12.02.2015.
Выдать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице "Северной железной дороги" - филиала ОАО "РЖД" справку на возврат из федерального бюджета 2551,76 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 1899458 от 06.08.2015 госпошлины по апелляционной жалобе после предъявления подлинника платежного документа.
Взыскать с открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице "Северной железной дороги" - филиала ОАО "РЖД" 448,24 руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Дьяконова |
Судьи |
О.А. Гуреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2680/2015
Истец: ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в лице "Северная железная дорога"