г. Москва |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А41-40477/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - финансового управления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главы городского округа Орехово-Зуево Московской области - Глебовой Е.В. (представителя по доверенности от 23.07.2015),
от Главного контрольного управления Московской области - Евдокимовой А.О. (представителя по доверенности от 11.08.2015), Евстигнеевой Т.Е. (представителя по доверенности от 07.07.2015)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы городского округа Орехово-Зуево Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.09.2015 по делу N А41-40477/15, принятое судьей Голубковым П.А.,
УСТАНОВИЛ:
Финансовое управление администрации городского округа Орехово-Зуево (далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному контрольному управлению Московской области (далее - управление) о признании недействительным представления от 30.04.2015 N 9/201-и-ПС1 и предписания от 30.04.2015 N 9/201-и-ПП1 в части предоставления муниципальным образованием недостоверных данных о фактически приобретенной площади жилых помещений и обязании возместить денежные средства в бюджет Московской области в сумме 3 610 648 рублей 47 копеек.
В качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвует Глава городского округа Орехово-Зуево (далее - Глава округа), который заявил требование о признании недействительным о признании недействительным представления от 30.04.2015 N 9/201-и-ПС1 в части предоставления муниципальным образованием недостоверных данных о фактически приобретенной площади жилых помещений и обязании возместить денежные средства в бюджет Московской области в сумме 3 610 648 рублей 47 копеек и предписания от 30.04.2015 N 9/201-и-ПП1 (с учетом принятого судом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.09.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Глава округа просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель Главы округа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В период с 22.01.2015 по 31.03.2015 в отношении администрации городского округа Орехово-Зуево проведена плановая выездная проверка использования средств бюджета Московской области, выделенных на реализацию мероприятий адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2013-2015 года", за период с 01.01.2014 по 22.01.2015.
В результате проверки выявлено, что в нарушение статей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), пункта 4.2.10 Соглашения N 8 администрация городского округа Орехово-Зуево не обеспечила эффективное расходование бюджетных средств, что привело к переплате средств бюджета Московской области на общую сумму 3 610 648 рублей 47 копеек в результате предоставления в Министерство недостоверных данных о фактически приобретенной площади жилых помещений по 20 муниципальным контрактам и фактической стоимости 1 кв.м. приобретенной площади.
По данному факту управление 30.04.2015 вынесло в отношении Главы округа представление N 9/201-и-ПС1 о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях нормативных правовых актов Российской Федерации, принятии мер по устранению выявленных нарушений и выдало предписание N 9/201-и-ПП1,, в соответствии с которым потребовало обеспечить возмещение причиненного ущерба путем перечисления в бюджет Московской области денежных средств (3 610 648 рублей 47 копеек).
Считая данные представление и предписание незаконными, нарушающим ее права и интересы, администрация в мае 2015 года оспорила их в судебном порядке.
Также в дело вступило в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Глава округа, полагая, что оспариваемыми администрацией актами нарушены и его права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Бюджетного кодекса межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки выявлено нарушение условий предоставления из бюджета Московской области межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево Московской области" на реализацию мероприятий адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Московской области на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.04.2013 N 230/13 (далее - Программа), выразившегося в переплате средств бюджета Московской области в результате предоставления администрацией городского округа Орехово-Зуево в Министерство строительного комплекса Московской области (далее - Министерство) недостоверных данных о фактически приобретенной площади жилых помещений по 20 муниципальным контрактам (от 12.09.2013 N 01483000089130000043-0061680-02, от 29.09.2014 N 01483000089140000149-0061680-01, от 27.12.2014 N 17, 19, 20, 22-29, от 30.12.2014 N 18, 21, 30-36) и фактической стоимости 1 кв.м. приобретенной площади.
Согласно Программе (в редакции постановления Правительства Московской области от 15.10.2014 N 868/40) администрация городского округа Орехово-Зуево приняла на себя обязательства по расселению 1 041 граждан из 27 многоквартирных аварийных домов общей расселяемой площадью 14 783,28 кв. м, в том числе по этапу 2013 года (со сроком выполнения IV квартал 2014 года) должно быть расселено 398 граждан из 3 многоквартирных аварийных домов общей расселяемой площадью 6 848,3 кв.м. (161 помещение).
В рамках реализации мероприятий первого этапа Программы между Министерством и администрацией заключено соглашение от 28.06.2013 N 8 о порядке взаимодействия по предоставлению финансовой поддержки органам местного самоуправления в 2013 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Соглашение N 8) на сумму 236 951 180 рублей, из них:
- средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 67 973 479 рублей 28 копеек;
- средства бюджета Московской области - 105 087 030 рублей;
- средства местного бюджета - не менее 63 890 670 рублей 72 копеек.
Дополнительным соглашением от 24.10.2014 N 8/2 сумма соглашения N 8 увеличена (за счет увеличения доли местного бюджета) и составила 246 386 600 рублей, из них:
- средства Фонда - 67 973 479 рублей 28 копеек;
- средства бюджета Московской области - 105 087 030 рублей;
- средства местного бюджета - не менее 73 326 090 рублей 72 копеек.
В соответствии с пунктом 4.2.10 Соглашения N 8 администрация должна была обеспечить достоверность предоставляемых отчетов о выполнении пунктов 10 и 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" расселения аварийного жилищного фонда (ф. N 2) и отчетов о ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда (ф. N 4) в части показателей по площади, количеству расселенных помещений и переселенных граждан, а также срокам завершения расселения.
По результатам проведения открытого аукциона, запросов предложений Комитетом имущества администрации заключено 28 муниципальных контрактов на общую сумму 151 866 820 рублей на приобретение 97 квартир, в том числе:
- с обществом с ограниченной ответственностью "Малоэтажная строительная компания" - 26 контрактов на общую сумму 146 146 820 рублей (95 квартир в строящихся многоквартирных домах);
- с физическим лицом: Легоньковой Н.В. - контракт от 23.12.2014 N 37 на сумму 2 870 000 рублей (одна квартира в многоэтажном доме (вторичное жилье) площадью 57,3 кв.м.);
- с физическим лицом: Воронковым С.М. - контракт от 31.12.2014 N 38 на сумму 2 850 000 рублей (одна квартира в многоэтажном доме (вторичное жилье) площадью 53,4 кв.м.).
По состоянию на 01.01.2015 указанные муниципальные контракты на общую сумму 151 866 820 рублей оплачены на общую сумму 135 514 713 рублей 47 копеек, в том числе:
- 40 957 702 рублей 70 копеек за счет средств Фонда;
- 62 892 357 рублей 63 копеек за счет средств бюджета Московской области;
- 31 664 653 рублей 14 копеек за счет местного бюджета.
Согласно актам приемки-передачи квартир от 17.06.2013, 30.12.2014, 31.12.2014 без номеров, свидетельствам о государственной регистрации прав собственности на приобретенные по контрактам квартиры в муниципальную собственность городского окурга Орехово-Зуево передано 97 помещений общей площадью 4 521,1 кв.м.
Однако, в Реестр ф. N 3 администрацией включена приобретенная площадь в размере 4 242,7 кв. м., что на 278,4 кв.м. меньше, чем фактически приобретенная площадь по муниципальным контрактам (4 521,1 кв.м. - 4 242,7 кв.м.).
Согласно Реестру ф. N 3 стоимость 1 кв. м. приобретаемых помещений составила от 34 600 рублей до 53 773 рублей 58 копеек, общая стоимость приобретаемых помещений - 151 866 820 рублей, в том числе 40 797 784,91 рублей за счет средств Фонда, 111 069 035,09 руб. за счет средств бюджетов Московской области и муниципального образования. Вместе с тем фактическая стоимость 1 кв.м. приобретаемых помещений варьировалась от 26 043 рублей 10 копеек до 53 370 рублей 79 копеек.
Анализ данных, включенных в Реестр ф. N 3, заключенных муниципальных контрактов на приобретение квартир, свидетельств о государственной регистрации прав, показал, что администрацией включены в Реестр ф. N 3 недостоверные данные в части показателей по фактической стоимости 1 кв. м приобретаемой площади, количеству приобретаемых помещений, размеру площади, приобретаемой сверх предусмотренной Программой (указание общей расселяемой площади на 278,4 кв.м. меньше, чем фактически приобретено и передано по муниципальным контрактам, и большей стоимости 1 кв.м. приобретаемой площади (от 26 043 рублей 10 копеек до 53 370 рублей 79 копеек).
Согласно условиям раздела 4 Программы при приобретении жилых помещений большей площади, чем занимаемые жилые помещения в аварийных домах, разница стоимости общей площади жилых помещений подлежит оплате за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области.
Так, в рамках муниципального контракта от 12.09.2013 N 0148300008913000043-0061680-02 минимальная общая площадь приобретаемых квартир составляла 2 800 кв. м для расселения 2 730 кв.м. аварийных помещений. Цена контракта 96 880 000 рублей. В соответствии с актом приема-передачи квартир, свидетельств о праве собственности муниципального образования на приобретенные по контракту квартиры фактически по муниципальному контракту передано 2 978,6 кв.м. жилых помещений. При этом цена контракта оплачена в полном объеме, в том числе за счет средств бюджета Московской области 41 891 797 рублей.
Учитывая, что мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда финансируются из бюджетов трех уровней (федеральный, региональный и местный), для целей определения доли каждого источника финансирования рассчитывается стоимость 1 кв.м. приобретенных площадей (96 880 000/2 978,6 кв.м. = 32 525 рублей 35 копеек).
В соответствии с пунктом 2.3.5 Соглашения N 8 субсидия используется на приобретение жилых помещений, равнозначных по общей площади жилых помещений, ранее занимаемых гражданами в аварийных многоквартирных домах. Таким образом, размер субсидии для приобретения жилых помещений, равнозначных по общей площади жилых помещений, ранее занимаемых гражданами в аварийных многоквартирных домах, составляет 39 380 227 рублей 09 копеек (32 525 рублей 35 копеек х 2 730 кв.м. х 44,35% (доля регионального бюджета)), что на 2 511 569 рублей 91 копеек меньше, чем было израсходовано на оплату указанного контракта.
Расчет завышения стоимости переселения в результате завышения стоимости 1 кв.м. приобретаемых помещений - приложение 32 к акту проверки.
Что касается условий муниципальных контрактов о том, что превышающая площадь квартир оплате не подлежит и передается в муниципальную собственность безвозмездно (пункты 1.6 и 3.3 контрактов), то в ходе проверки и к представленным возражениям надлежаще оформленного подтверждения безвозмездной передачи превышающей площади не представлено.
Кроме того, по существу и смыслу муниципального контракта в целом он является договором купли-продажи. Из существа сделки (муниципального контракта) безвозмездная передача квадратных метров, превышающих минимальную площадь квартир, установленную по муниципальному контракту, является не дарением метров приобретаемых квартир, а отсутствием оснований для изменения (увеличения) цены контракта.
При изложенных обстоятельствах, требования администрации и Главы округа об оспаривании представления и предписания управления обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.
Из доводов Главы округа, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.09.2015 по делу N А41-40477/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40477/2015
Истец: Финансовое управление Администрации городского округа Орехово-Зуево
Ответчик: Главное контрольное управление Московской области
Третье лицо: Панин Геннадий Олегович, Главное контрольное управление Московской области