г. Чита |
|
2 декабря 2015 г. |
Дело N А10-3090/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 декабря 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2015 года по делу N А10-3090/2015 (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Чикой" (ИНН 0308163738, ОГРН 1130327009812, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Баргузинский район" (ИНН 0301001255, ОГРН 1020300507391, далее - администрация) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Бурятия (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, далее - учреждение, кадастровая палата) о признании незаконным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 30 декабря 2014 года о снятии земельного участка с кадастровым номером 03:01:140109:214, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха, ул. Зеленая, б/н., возложении обязанности устранить нарушение прав ООО "Чикой" путем восстановления сведений о земельном участке площадью 5228 кв.м. с кадастровым номером 03:01:140109:214, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха, ул. Зеленая, б/н в государственном кадастре недвижимости.
Определением суда от 11 августа 2015 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Баргузинский район", выраженных в подаче в Кадастровую палату заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка площадью 5 228 кв.м., с кадастровым номером 03:01:140109:214, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха, ул. Зеленая, б/н.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация МО "Баргузинский район" (ИНН 0301001255, ОГРН 1020300507391), муниципальное казенное учреждение Баргузинский районный комитет имущественных отношений (ИНН 0301002668, ОГРН 1020300507413, далее - комитет имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2015 года по делу N А10-3090/2015 заявленные требования удовлетворены.
Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 06.11.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29 января 2014 года постановлением Администрации муниципального образования "Баргузинский район" утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 5228 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха, ул. Зеленая, б/н. с разрешенным использованием - для строительства туристического комплекса (т.2, л.д.10).
13 марта 2014 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:01:140109:214 (т.1, л.д.23-24).
28 марта 2014 года на основании постановлении Администрации от 28.03.2014 N 300 между Администрацией и ООО "Чикой" заключен договор N 11 аренды названного земельного участка (т.1, л.д.27-28). В тот же день земельный участок передан ООО "Чикой" по акту приема-передачи (т.1, л.д.29).
29 октября 2014 года постановлением Администрации N 1159 договор аренды земельного участка от 28 марта 2014 года N 11 расторгнут, постановление Администрации от 28 марта 2014 года N 300 отменено (т.1, л.д.46).
18 декабря 2014 года МКУ Баргузинский районный комитет имущественных отношений в Кадастровую палату подано заявление о снятии земельного участка с кадастровым номером 03:01:140109:214 с государственного кадастрового учета (т.1, л.д.130).
Решением Кадастровой палаты от 30 декабря 2014 года N 03/14-66185 указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
Вступившим в законную силу решением суда от 10 апреля 2015 года по делу N А10- 5811/2014 было признано недействительным постановление Администрации N 1159 о расторжении договора аренды земельного участка от 28.03.2014 N 11, об отмене постановления от 28.03.2014 N 300.
Не согласившись с указанным решением Кадастровой палаты, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Частями 4 и 5 статьи 24 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Судом установлено, что 18 декабря 2014 года МКУ Баргузинский районный комитет имущественных отношений обратилось в Кадастровую палату с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 03:01:140109:214 с государственного кадастрового учета.
28 декабря 2014 года Кадастровой палатой принято решение о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.
По мнению Кадастровой палаты, орган осуществляющий кадастровый учет обязан снять с кадастрового учета земельный участок, сведения о котором носят временный характер, на основании заявления правообладателя или заинтересованного лица. Иными словами для снятия такого земельного участка с кадастрового учета достаточно заявления указанного лица.
Признавая такие выводы неправомерными, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 27 Закона о кадастре определено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, в силу взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 и части 6 статьи 27 Закона о кадастре следует, что решение о снятии земельного участка с кадастрового учета может быть принято только в случае преобразования данного земельного участка.
Такой правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2015 N 302-КГ15-14145, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 по делу Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3829/2014.
Из содержания пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре следует, что преобразуемым объектом недвижимости является объект, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым, был образован другой объект недвижимости.
Вместе с тем, как установлено судом и ответчиком не оспаривается, в материалах дела отсутствуют данные о том, что земельный участок с кадастровым номером 03:01:140109:214 преобразовывался, т.е. в отношении него было принято решение о разделе, выделе и т.п.
При таких обстоятельствах у Кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для снятия указанного земельного участка, поскольку он не являлся преобразуемым объектом недвижимости. Следовательно, обжалуемое решение противоречит требованиям части 6 статьи 27 Закона о кадастре во взаимосвязи с положениями частей 4 и 5 статьи 24, частей 1 и 2 статьи 25 данного Закона.
Доводы Кадастровой палаты о том, что в силу пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный" в случае представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельном участке либо земельных участках, сведения ГКН о которых имеют "временный" статус, также не указывают на наличие оснований для отказа в удовлетворении заявления, поскольку требования данного приказа должны применяться с учетом Закона о кадастре, устанавливающего возможность аннулирования данных о земельном участке, сведения о котором носят временный характер, только в случае его преобразования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2015 года по делу N А10-3090/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3090/2015
Истец: ООО ЧИКОЙ
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования Баргузинский район, ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования Баргузинский район Республики Бурятия, Муниципальное казенное учреждение Баргузинский районный комитет имущественных отношений