г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А56-33738/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А. (до и после перерыва)
при участии:
от заявителя: Асыкулова Т.А. по доверенности от 20.10.2015 (до перерыва), Подгайная Е.В. по доверенности от 13.10.2015 (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: Гойколова О.В. по доверенности от 29.04.2015 (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24454/2015) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2015 по делу N А56-33738/2015 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ЗАО "Тандер"
к Балтийской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (ОГРН 1022301598549, адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185; далее - ЗАО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, адрес: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский о., д. 32-А; далее - таможенный орган, таможня), выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный ЗАО "Тандер" по ДТ N N 10216100/160312/0027199, 10216110/130312/0012554, 10216110/150812/0043274, 10216110/060513/0027539, 10216110/100612/0029906, 10216120/091012/0052330, о признании недействительным решения таможни от 11.02.2015 N 15-10/03917 об оставлении без рассмотрения заявлений ЗАО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанным ДТ и об обязании таможни возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные платежи по спорным ДТ в размере 133 472,81 руб. на расчетный счет ЗАО "Тандер".
Решением от 11.08.2015 арбитражный суд первой инстанции признал незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ДТ N 10216100/160312/0027199, 10216110/130312/0012554, 10216110/150812/0043274, 10216110/060513/0027539, 10216110/100612/0029906, 10216120/091012/0052330; признал недействительным решение Балтийской таможни от 11.02.2015 N 15-10/05114 об оставлении заявления ЗАО "ТАНДЕР" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения, обязал Балтийскую таможню восстановить нарушенные права ЗАО "ТАНДЕР" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 133 472,81 руб. Суд также взыскал с Балтийской таможни в пользу ЗАО "ТАНДЕР" 6 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины и возвратил ЗАО "ТАНДЕР" излишне уплаченную им государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможня обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на недоказанность требований ЗАО "Тандер", поскольку заявления общества от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013 о предоставлении тарифных преференций в таможню не поступали. По заявлению от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 таможенным органом у общества были запрошены недостающие документы, а именно, заверенные надлежащим образом договор купли-продажи, спецификации и дополнения к контракту, свидетельствующие о соблюдении условия непосредственной закупки товаров, указанные документы в таможню не поступали. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, таможенный орган указывает на отсутствие у него оснований для предоставление ЗАО "Тандер" по предоставлению тарифных преференций по товарам, ввозимым по ДТ N 10216100/160312/0027199, 10216110/130312/0012554, 10216110/150812/0043274, 10216110/060513/0027539, 10216110/100612/0029906, 10216120/091012/0052330. С учетом изложенного, таможня полагает также, что вывод суда первой инстанции об обоснованности требований общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является неправомерным.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ЗАО "Тандер" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, общество на основании контракта от 23.06.2011 N GK/3/2336/11, заключенного с компанией "Argenti Lemon S.A." (Аргентина), ввезло на территорию Российской Федерации и оформило по ДТ N 10216100/160312/0027199 товары: "виноград свежий столовых сортов", место происхождения Аргентина, уплатив платежными поручениями от 11.03.2012 N 12083, от 02.03.2012 N 11212 таможенные платежи в полном объеме.
Общество по ДТ N 10216110/130312/0012554 в рамках внешнеторгового контракта от 11.01.2010 N GK-5/51/10, заключенного с компанией "Sociedad San Francisco lo Garces ltda" (Чили), ввезло на территорию Российской Федерации товары: "виноград свежий столовых сортов", место происхождения Чили, уплатив платежными поручениями от 21.02.2012 N 09228, от 17.02.2012 N 08577 таможенные платежи в полном объеме.
По ДТ N 10216110/150812/0043274 в рамках внешнеторгового контракта от 06.07.2011 N GK/3/2758/11, заключенного с компанией "Lona Citrus (PTY) Ltd" (Южная Африка), общество ввезло на территорию Российской Федерации товары: "апельсины сладкие свежие", место происхождения Южная Африка, уплатив платежными поручениями от 26.07.2012 N 82854, от 26.07.2012 N 82851 таможенные платежи в полном объеме.
По ДТ N 10216110/060513/0027539 ЗАО "Тандер" в рамках внешнеторгового контракта от 28.12.2009 N GK-5/5624/09, заключенного с компанией "Emelka S.A." (Аргентина), ввезло на территорию Российской Федерации товары: "яблоки свежие", место происхождения Аргентина, уплатив платежными поручениями от 29.04.2013 N 025217, от 29.04.2013 N 025216 таможенные платежи в полном объеме.
По ДТ N 10216110/100612/0029906, N10216120/091012/0052330 ЗАО "Тандер" в рамках внешнеторгового контракта от 15.03.2010 N GK-10/566/10, заключенного с компанией "Ocean South Fresh (Rty) Ltd" (Южная Африка), ввезло на территорию Российской Федерации товар: "апельсины свежие, сладкие", место происхождения Южная Африка, уплатив платежными поручениями от 01.06.2012 N 88385, от 24.05.2012 N 86783, от 05.10.2012 N 04740, от 02.10.2012 N 04360 таможенные платежи в полном объеме.
Согласно графе 16 указанных ДТ страной происхождения товаров является Аргентина, Чили и Южная Африка соответственно.
Как следует из заявления ЗАО "Тандер", общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлениями о предоставлении тарифных преференций:
- от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012 по ДТ N 10216100/160312/0027199, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификат о происхождении товара N 01283024 от 28.02.2012, выданный республикой Аргентина, инвойс N 011200800 от 02.02.2012, коносамент N AR1311285 от 15.02.2012, коносамент N AR1311285 от 10.03.2012, копия контракта и ДТ.
- от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012 по ДТ N 10216110/130312/0012554, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификат о происхождении товара N 2770007320 от 09.02.2012, выданный республикой Чили, инвойс N 1484 от 31.01.2012, коносамент N863392065, копия контракта и ДТ.
- от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012 по ДТ N 10216110/150812/0043274, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификат о происхождении товара N 45820 от 18.07.2012, выданный республикой Южная Африка, инвойс N 017Tander2012 от 18.07.2012, коносамент N DBN13, копия контракта и ДТ.
- от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013 по ДТ N 10216110/060513/0027539, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификаты о происхождении товара N 01331577 и N01331576 от 22.04.2013, выданный республикой Аргентина, инвойс N 9997-00000665 и N 9997-00000666 от 18.04.2013, коносамент N SAE-084 и N SAE-085 от 13.04.2013, копия контракта и ДТ.
- от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 по ДТ N 10216110/100612/0029906, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификат о происхождении товара N 713687 от 31.08.2012, выданный республикой Южная Африка, инвойс N OSF2122 от 22.05.2012, коносамент N SGNV379DUR203028, копия контракта и ДТ.
- от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 по ДТ N 10216120/091012/0052330, для подтверждения страны происхождения товаров обществом представлены сертификат о происхождении товара N 698175 от 29.09.2012, выданный республикой Южная Африка, инвойс N OSF2342 от 20.09.2012, коносамент N CTP13 от 19.09.2012, копия контракта и ДТ.
Таможенным органом ответы по указанным заявлениям от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 в адрес ЗАО "Тандер" не направлялись.
По результатам рассмотрения заявления общества от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 письмом таможни от 18.01.2013 N 11-41/01232 у ЗАО "Тандер" запрошены надлежащим образом заверенная копия контракта купли-продажи товаров по ДТ N 10216120/091012/0052330, спецификация и дополнения к контракту.
Как указывает общество, в ответ на запрос таможни от 18.01.2013 N 11-41/01232 ЗАО "Тандер" письмом от 13.03.2013 N СТО/ОТСиП-3/1720/2013 направило заверенную копию контракта купли-продажи товаров по указанной ДТ. Таможенным органом ответ по указанному заявлению в адрес ЗАО "Тандер" не направлялся.
Общество, полагая, что имеет право на получение тарифных преференций по ДТ N N 10216100/160312/0027199, 10216110/130312/0012554, 10216110/150812/0043274, 10216110/060513/0027539, 10216110/100612/0029906, 10216120/091012/0052330, обратилось в таможню с заявлениями от 03.02.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 133 472,81 руб.
Таможня письмом о рассмотрении заявления о возврате денежных средств от 11.02.2015 N 15-10/05114 заявления общества оставила без рассмотрения со ссылкой на непредоставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (КТД, оформленная в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289), в связи с чем, вопрос о возможности применения льгот в отношении вышеуказанных товаров не может быть рассмотрен. Таможенный орган указал на то, что в графе 36 указанных ДТ обществом не заявлена преференция по виду платежей при этом заявителем сумма ввозной пошлины самостоятельно исчислена по спорным ДТ, в связи с чем, установить факт излишней уплаты на основании представленных документов не представляется возможным, поскольку обществом не осуществлена корректировка сведений в спорных ДТ, то есть, не представлена корректировка декларации на товары (далее - КТД).
Считая бездействие таможенного органа, выразившееся в непредставлении тарифных преференций и отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей неправомерными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований общества, в связи с чем заявление ЗАО "Тандер" удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, дополнений к отзыву на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 и статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" с 01.07.2010 на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза для определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008, которым утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В разделе VII "Документальное свидетельство" Правил указано, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов (далее - сертификаты) о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 2).
Таким образом, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу раздела VI Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств Сторон без провоза через территорию другого государства.
Разделом VII Правил определено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
На основании раздела VIII Правил Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Исходя из положений таможенного законодательства, тарифные преференции предоставляются при совокупности следующих условий:
- товар происходит из страны, входящей в Перечень развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ТС;
- товар попадает в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств ТС предоставляются тарифные преференции;
- выполняется правило прямой закупки и непосредственной отгрузки.
- на товар предоставлен сертификат о стране происхождения товаров по форме "А".
Как усматривается из представленных обществом в материалы дела заявлений о предоставлении тарифных преференций от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 в приложениях к данным заявлениям общество указало на подлинники сертификатов о происхождении товаров по форме "А".
Приказом ФТС России от 02.08.2012 N 1565 утвержден Порядок принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решения в случае восстановления либо непредоставления тарифных преференций принимаются уполномоченным должностным лицом не позднее 30 (тридцати) рабочих дней со дня регистрации в таможенном органе заявления. В случае запроса у декларанта (таможенного представителя) документов и сведений, необходимых для принятия решения о возможности восстановления тарифных преференций, решение принимается не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения таможенным органом запрошенных документов и сведений.
Как указало общество, по запросу таможенного органа от 18.01.2013 N 11-41/01232 общество письмом от 13.03.2013 N СТО/ОТСиП-3/1720/13 направило заверенные копии контракта купли-продажи товаров. По заявлениям общества о предоставлении тарифных преференций от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 от таможенного органа сведений не поступало.
В возражениях на заявление общества, рассматриваемое судом первой инстанции, таможенный орган указал на непоступление в его адрес заявлений общества о предоставлении тарифных преференций от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 и письма ЗАО "Тандер" от 13.03.2013 N СТО/ОТСиП-3/1720/13 с приложением копии контракта купли-продажи товаров.
Оценивая приведенные доводы сторон, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Платежными поручениями от 02.11.2015 N 441086, 441217 на сумму 437 049,58 руб. и 2 428 053,18 руб. соответственно таможенный орган вернул ЗАО "Тандер" излишне уплаченные таможенные платежи в результате предоставления тарифных преференций по ДТ N 10216110/060513/0027539. На указанное обстоятельство ссылается само общество в своем отзыве на апелляционную жалобу, платежные поручения от 02.11.2015 N 441086, 441217 являются приложением к данному отзыву. При таких обстоятельствах, требования общества о предоставлении тарифных преференций на товар, ввезенный ЗАО "Тандер" по ДТ N 10216110/060513/0027539 и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ней (заявление от 06.06.2013 N ОТСиП-3759/2013) подлежат отклонению.
Кроме того, из материалов следует, что письмом таможни от 18.01.2013 N 11-41/О1232 (т. 1, л.д. 87), направленным в адрес ЗАО "Тандер", таможенный орган затребовал у общества по ДТ N 10216120/091012/0052330 для восстановления преференциального режима в порядке статьи 98 ТК ТС дополнительные документы (внешнеэкономические контракты, спецификации и дополнения к контрактам). Таким образом, материалами дела подтвержден факт получения таможней заявления общества о предоставлении тарифных преференций на товар, ввезенный ЗАО "Тандер" по ДТ N 10216120/091012/0052330 от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012.
В подтверждение факта исполнения требований таможенного органа о предоставлении дополнительных документов, перечисленных в письме от 18.01.2013 N 11-41/О1232, обществом представлено письмо исх. N СТО/ОТСиП-3/1720/2013 от 13.03.2013 (т.1, л.д. 88, 89), которым ЗАО "Тандер" направлены в таможню запрошенные документы. Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств вручения таможенному органу указанного письма с приложенными документами. Представленная обществом в материалы дела почтовая квитанция от 13.03.2013 N 10934688 (т. 1, л.д. 89) подтверждает факт направления обществом письма исх. N СТО/ОТСиП-3/1720/2013 от 13.03.2013, но не подтверждает факт вручения таможне данных документов.
Относительно заявлений таможни заявлениями о предоставлении тарифных преференций от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012 по ДТ N 10216100/160312/0027199, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012 по ДТ N 10216110/130312/0012554, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012 по ДТ N 10216110/150812/0043274, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012 по ДТ N 10216110/100612/0029906 суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств вручения данных заявлений таможенному органу. Представленные в материалы дела почтовые квитанции о направлении заявлений от 12.10.2012 и от 10.12.2012 в адрес таможни не подтверждают факт вручения данных документов таможенному органу. Материалы дела также не содержат копий заявлений о предоставлении тарифных преференций с указанием входящего номера, даты и штампа таможни, из которых представляется возможным установить факт получения таможенным органом заявлений общества о предоставлении тарифных преференций.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "Тандер" требований о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный ЗАО "Тандер" по ДТ N N 10216100/160312/0027199, 10216110/130312/0012554, 10216110/150812/0043274, 10216110/060513/0027539, 10216110/100612/0029906, 10216120/091012/0052330, в виду недоказанности обществом факта противоправного бездействия таможни.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 3 части 1 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в таможенный орган с заявлениями без номеров и дат вх. N N 05823, 05824, 05815, 05818, 05820, 05822 от 06.02.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с наличием права на тарифные преференции по спорным ДТ. Таможенный орган решением от 11.02.2015 N 15-10/05114 оставил данные заявления без рассмотрения в виду непредставления обществом с указанными заявлениями документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, а также в связи с пропуском ЗАО "Тандер" срока о возврате излишне уплаченных денежных средств по спорным ДТ.
Материалами дела не подтверждается факт соблюдения обществом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ. Как правомерно указал таможенный орган в обжалуемом решении от 11.02.2015 N 15-10/05114 обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей (в рассматриваемом случае, таким документом с учетом обоснования обществом заявлений вх. NN 05823, 05824, 05815, 05818, 05820, 05822 от 06.02.2015 наличием права на тарифные преференции по спорным ДТ, являлись бы решения таможенного органа о предоставлении ЗАО "Тандер" тарифных преференций на товары ввозимые по спорным ДТ).
Относительно ДТ N 10216110/060513/0027539, судом апелляционной инстанции ранее установлено, что платежными поручениями от 02.11.2015 N 441086, 441217 на сумму 437 049,58 руб. и 2 428 053,18 руб. соответственно таможенный орган вернул ЗАО "Тандер" излишне уплаченные таможенные платежи в результате предоставления тарифных преференций по указанной ДТ.
Кроме того, в силу части 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
В соответствии с пунктом 36 Приказа ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" возврат таможенных пошлин, налогов в случае восстановления тарифных преференций производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения, предусмотренного пунктом 20 Порядка, в порядке, предусмотренном главой 17 Федерального закона.
Таможенным органом правомерно и обоснованно установлен факт пропуска обществом предусмотренного частью 2 статьи 148 Закона N 311-ФЗ срока подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. В рассматриваемом случае, заявления общества N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, N СТО/ОТСиП-3/8695/2012, N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 поданы в период с августа 2012 года по декабрь 2012 года. Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что по заявлению N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 таможней направлено обществу письмо от 18.01.2013 N 11-41/01232. Таким образом, годичный срок по последнему заявлению общества о предоставлении тарифных преференций (с учетом письма от 18.01.2013 N 11-41/01232) истек 18.01.2014. Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, заявления вх. NN 05823, 05824, 05815, 05818, 05820, 05822 представлены ЗАО "Тандер" в таможню 06.02.2015.
Доводы общества о соблюдении предусмотренного Законом N 311-ФЗ срока подачи заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей со ссылкой на то обстоятельство, что на момент подачи данных заявлений таможенным органом не были приняты решения о предоставлении тарифных преференций отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, поскольку материалами дела не доказан факт вручения таможне спорных заявлений ЗАО "Тандер" о предоставлении тарифных преференций от 09.08.2012 N СТО/ОТСиП-3/7578/2012, от 12.10.2012 N СТО/ОТСиП-7/8743/2012, от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9846/2012, от 10.10.2012 N СТО/ОТСиП-3/8695/2012, а также факт исполнения обществом требований таможни о предоставлении дополнительных документов по заявлению от 07.12.2012 N СТО/ОТСиП-3/9845/2012 по ДТ N 10216120/091012/0052330.
При таких обстоятельствах, требования общества о признании недействительным решения таможни от 11.02.2015 N 15-10/03917 об оставлении без рассмотрения заявлений ЗАО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных по указанным ДТ и об обязании таможни возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи по спорным ДТ подлежат оставлению без удовлетворения.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ЗАО "Тандер". Решение суда первой инстанции, при таких обстоятельствах, подлежит отмене.
Государственная пошлина в размере 6 000 руб., оплаченная при обращении в суд первой инстанции, возлагается на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 6 000 руб. правомерно возвращена судом первой инстанции ЗАО "Тандер", как излишне уплаченная. В данной части принятое по делу решение сторонами не оспорено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2015 года по делу N А56-33738/2015 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Тандер" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33738/2015
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России