г. Воронеж |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А48-5983/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Сурненкова А.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от ЗАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива": Будагов С.А. -генеральный директор, приказ от 25.04.2014 N 25/04/2; Кустова Н.А. - представитель по доверенности 57АА0559363 от 04.04.2015; Полянская Н.П.- представитель по доверенности N 6 от 02.02.2015;
от ЗАО Агропромышленная корпорация "Юность": Баулин О.В.- представитель по доверенности N 17 от 05.08.2015; Полянская Н.П. - представитель по доверенности N 6 от 02.02.2051;
от Правительства Орловской области: Гайдуков Р.М. - представитель по доверенности N 13 от 11.02.2015;
от департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области: Корнеева С.Ю. - представитель по доверенности N 150/д от 13.08.2015;
от прокурора Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
о ОАО "Реестр": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы прокурора Орловской области и Правительства Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2015 по делу N А48-5983/2014 (судья Русак М.Н.), по иску субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Правительства Орловской области (ИНН 5753010381, ОГРН 1025700834004) к закрытому акционерному обществу Агропромышленная корпорация "Юность" (ИНН 5708002371, ОГРН 1025700575471), департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ИНН 5753004003, ОГРН 1025700833784), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" (ИНН 5753009001, ОГРН 1025700824313), открытое акционерное общество "Реестр" (ИНН 7704028206, ОГРН 1027700047275), Прокурор Орловской области, о признании недействительным конкурса от 09.03.2010 на право заключения договора доверительного управления находящимся в собственности Орловской области пакетом обыкновенных именных акций открытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" в количестве 1 592 121 штука с продажей по результатам доверительного управления; признании недействительным заключенного между департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора доверительного управления акциями открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области от 23.03.2010 N1; признании недействительным заключенного между департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора купли-продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, по результатам исполнения договора доверительного управления от 23.03.2010 N1; применении последствий недействительности заключенного между департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора купли- продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, по результатам исполнения договора доверительного управления от 23.03.2010 N1 в виде возврата от закрытого акционерного общества "Агропромышленная корпорация "Юность" в пользу субъекта Российской Федерации Орловской области, обыкновенных акций закрытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" номинальной стоимостью 500 рублей, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-40637-А, в количестве 1 592 121 штука,
УСТАНОВИЛ:
Субъект Российской Федерации -Орловская область в лице Правительства Орловской области обратился в Арбитражный суд Орловской области к закрытому акционерному обществу "Агропромышленная корпорация "Юность" и Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области с иском (с учетом уточнения) о признании недействительным конкурса от 09.03.2010 на право заключения договора доверительного управления находящимся в собственности Орловской области пакетом обыкновенных именных акций открытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" в количестве 1 592 121 штука с продажей по результатам доверительного управления; о признании недействительным заключенного между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора доверительного управления акциями открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области от 23.03.2010 N 1; о признании недействительным заключенного между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора купли-продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, по результатам исполнения договора доверительного управления от 23.03.2010 N 1; о применении последствий недействительности заключенного между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и закрытым акционерным обществом "Агропромышленная корпорация "Юность" договора купли-продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, по результатам исполнения договора доверительного управления от 23.03.2010 N 1 в виде возврата от закрытого акционерного общества "Агропромышленная корпорация "Юность" в пользу субъекта Российской Федерации-Орловской области обыкновенных 1 592 121 акций закрытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" номинальной стоимостью 500 рублей, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-40637-А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива", открытое акционерное общество "Реестр" (держатель реестра акционеров ЗАО "АПК "Орловская Нива").
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2015 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Прокурор Орловской области и Правительство Орловской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Прокурора Орловской области, ОАО "Реестр" не явились.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Правительства Орловской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области передал суду отзыв на апелляционные жалобы, в котором поддержал их доводы.
Представители ЗАО Агропромышленная корпорация "Юность" возражали против доводов апелляционных жалоб, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Представители ЗАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" также возражали против доводов апелляционных жалоб.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 22.04.1999 в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Постановлением Главы администрации области от 04.04.1994 N 112 "О совершенствовании системы управления агропромышленным комплексом области" учредителями, указанными в приложении N 1 к договору, был заключен учредительный договор о создании акционерного общества АПК "Орловская Нива".
Согласно сведениям единого государственного реестра по состоянию на 09.02.2015, ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" зарегистрировано 05.05.1994 администрацией Советского района города Орла за регистрационным номером 383, в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 26.07.2002 N 1025700824313.
Согласно представленным в дело уведомлениям Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в лице Орловского регионального отделения, финансовым управлением Орловской областной администрации произведена в установленном порядке государственная регистрация выпуска акций АООТ "АПК "Орловская Нива" от 10.09.1996, государственный регистрационный номер 54-1-431.
22.07.1999 осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций ОАО "АПК "Орловская Нива", государственный номер 54-1-431.
02.07.2003 Орловским региональным отделением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг аннулирован номер государственной регистрации N 54-1-431 и присвоен государственный регистрационный номер N 1-01-40637-А.
Согласно уведомлениям Орловского регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23.09.2002, 15.09.2006, 17.03.2008, 08.12.2008 осуществлена государственная регистрация дополнительных выпусков обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "АПК "Орловская Нива" с присвоением государственных номеров 1-02-40637-А, 1-01-40637-А-002Д, 1-01-40637-А-003Д, 1-01-40637-А-004Д, соответственно.
29.01.2003 произведена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг N 1092-40637-А; 1.11.2006 произведена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг N 1092-40637-А-002Д; 16.07.2008 произведена государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг N 1092-40637-А-003Д.
Уставный капитал ОАО "АПК "Орловская Нива" на 2009 год составлял 796 241 000 руб. из номинальной стоимости обыкновенных акций общества в количестве 1 592 482 штуки, государственный номер 1-01-40637-А.
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области осуществлял права собственника в отношении 1 592 121 акции общества, что составляет 99,98% от уставного капитала.
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Устава закрытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" (сокращенное наименование: ЗАО "АПК "Орловская Нива"), утвержденного общим собранием акционеров 05.12.2011, зарегистрированного ИФНС по Советскому району г.Орла 13.12.2011, общество создано в результате преобразования открытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" в закрытое акционерное общество "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" на основании решения общего собрания акционеров (протокол N 35 от 05.12.2011), является правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей открытого акционерного общества "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива", ОГРН 1025700824313.
В соответствии с Законом Орловской области от 25.12.2008 N 860-ОЗ "О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Орловской области на 2009 год", согласно Прогнозному плану приватизации государственного имущества Орловской области, пункту 3 распоряжения Правительства Орловской области от 30.12.2009 N 279-р, приказу Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 19.01.2010 N8, была утверждена конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договора доверительного управления и купли-продажи акций по результатам управления.
Согласно условиям конкурса (п.3 раздела 1), доверительный управляющий - победитель конкурса должен управлять акциями общества в интересах Орловской области в лице Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области. Лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями общества, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления в порядке, установленном федеральным законодательством. Договор купли-продажи акций заключается одновременно с договором доверительного управления.
В соответствии со сведениями конкурсной документации, Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области является учредителем управления от имени Орловской области; цена продажи пакета акций-14 130 000 руб., срок доверительного управления - до 01.12.2010.
Из конкурсной документации следует также, что обязательными и существенными условиями доверительного управления являются:
-сохранение профиля деятельности;
-погашение текущей задолженности общества, в том числе перед областным бюджетом и кредитными организациями;
-погашение задолженности ОАО "АПК "Орловская Нива" по беспроцентным займам в сроки согласно договорам займа или заключение соглашений о реструктуризации задолженности;
-предотвращение задолженности по заработной плате;
-своевременная и полная уплата налоговых платежей, недопущение задолженности по налогам;
-вывод общества на безубыточный режим работы и достижение положительных показателей производства.
Продавцом и организатором конкурса является Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области.
В сообщении о проведении конкурса на право заключения договора доверительного управления приведены основные показатели баланса акционерного общества по состоянию на 01.10.2009, в том числе: общая сумма обязательств 2 026 374 тыс.руб., выручка от продажи продукции 509 121 тыс. руб., балансовая прибыль (убыток)- (32 585) тыс. руб.; чистая прибыль (убыток)- (33 584) тыс. руб.
Цена продажи пакета акций в сообщении указана как 14 130 000 руб.
В договоре доверительного управления, являющимся приложением к конкурсной документации в п.2.1. указано, что рыночная стоимость 99,98% акций общества по состоянию на 22.12.2009 составляет 14 130 000 руб. согласно оценке независимого оценщика - ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" (отчет от 24.12.2009 N 6/3517/ЦБ).
09.03.2010 комиссией по проведению конкурса, в составе заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры, председателя комиссии; заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития, заместителя председателя комиссии; руководителя Департамента финансов Орловской области; начальника правового управления Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, допущены к участию в конкурсе два претендента - ЗАО АПК "Юность" и ООО Знаменский СГЦ".
По результатам проведения конкурса, в соответствии с протоколом от 09.03.2010, победителем конкурса на право заключения договора доверительного управления находящимся в собственности Орловской области пакетом акций ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" с продажей по результатам доверительного управления, признано ЗАО "АПК Юность".
На основании протокола об итогах конкурса от 09.03.2010 приказом Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 23.03.2010 N 66 утвержден план ЗАО "АПК Юность" по доверительному управлению находящимися в собственности Орловской области акциями ОАО "АПК "Орловская Нива", а также между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области и ЗАО "АПК Юность" были заключены договор доверительного управления акциями открытых акционерных общества, находящихся в собственности Орловской области от 23.03.2010 N 1 и договор купли-продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в собственности Орловской области, по результатам исполнения договора доверительного управления от 23.03.2010 N1.
09.12.2010 между ЗАО "АПК "Юность" и Департаментом подписан окончательный акт об исполнении условий договора доверительного управления от 23.03.2010 N 1, в соответствии с которым стороны пришли к выводу, что работы выполненные доверительным управляющим в период с 23.03 по 30.11.2010 удовлетворяют условиям договора доверительного управления от 23.03.2010 года N 1.
Платежными поручениями от 01.03.2010 N 262, от 10.12.2010 N 163 ЗАО "АПК Юность" оплачено всего 14 130 000 руб., с учетом задатка за участие в конкурсе. Переход акций ОАО "АПК "Орловская Нива" на лицевой счет ЗАО "АПК Юность" оформлен передаточными распоряжениями.
На основании передаточных распоряжений произведена запись о зачислении на лицевой счет ЗАО "АПК "Юность" 1 592 121 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "АПК "Орловская Нива", государственный номер 1-01-40637-А.
Обращаясь с настоящим иском, Правительство Орловской области указало, что утвержденная Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области конкурсная документация, а также определение цены продажи пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива" не соответствуют закону, поскольку не была определена нормативная цена акций с использованием данных бухгалтерской отчетности общества за 2008,2007, 2006 годы. В результате, приватизация акций была произведена по заниженной цене (14 130 000 руб.) по сравнению с минимальной ценой, по которой возможно было отчуждение этого имущества (706 148 372 руб.), то есть собственником недополучено 692 018 372 руб. Заключенные по результатам недействительного конкурса сделки являются недействительными и в соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждая из сторон сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Нормативно исковые требования истец обосновал ссылками на положения ст. 12 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и на пункт 3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02. 2006 N 87.
Прокурор поддержал исковые требования, ссылаясь на то, что имеет место факт нарушения п.1 ст. 12 Федерального закона N 1780-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п.3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества, а именно, порядка определения цены продажи акций ОАО "АПК "Орловская Нива". При расчете нормативной цены акций необходимо было руководствоваться данными бухгалтерской отчетности за 2007-2008 года, представленной в обоснование расчета истцом. Срок исковой давности прокурор полагал не пропущенным в связи с тем, что истец узнал о том, что при проведении оспариваемого конкурса Департаментом не была определена нормативная цена только из письма Контрольно-счетной палаты Орловской области от 22.12.2014.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обосновал свои выводы следующим.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности, в том числе субъектов Российской Федерации в собственность физических и (или) юридических лиц согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009) "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно положениям пункта 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере приватизации определяется законами и иными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного имущества.
Статьей 1 Закона Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" (принятого Орловским областным Советом народных депутатов 14.03.2009) предусмотрено, что в систему исполнительных органов государственной власти Орловской области входят Правительство Орловской области и органы исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.
Распоряжение областной собственностью осуществляется Правительством области через уполномоченные органы в порядке, предусмотренном законом (п. 2 ст. 41 Устава в ред. Законов Орловской области от 18.12.2000 N 172-ОЗ, от 10.12.2001 N 226-ОЗ, от 30.05.2006 N 598-ОЗ, от 17.03.2009 N 878-ОЗ).
Департаменты области осуществляют функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции в установленной сфере деятельности.
Согласно ч.2 статьи 2 Закона Орловской области от 18.05.2004 N 402-ОЗ (ред. от 17.03.2009) "О приватизации государственного имущества Орловской области" (принят Орловским областным Советом народных депутатов 30.04.2004) Правительство области принимает решения о приватизации государственного имущества; принимает решения об условиях приватизации государственного имущества.
Согласно ст. ст. 13, 19, 25 Закона Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ, Правительство принимает решения по управлению и распоряжению собственностью области, принимает решения о приобретении имущества в государственную собственность области и об отчуждении государственного имущества области в соответствии с законом Орловской области; разрабатывает прогнозный план приватизации государственного имущества; координирует проведение аграрных и земельных преобразований, формирует рыночные отношения, поддерживает развитие предпринимательства на основе сельскохозяйственной кооперации, развития организованных продовольственных и технических оптовых рынков, приватизации и демонополизации предприятий агропромышленного комплекса в интересах
сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан.
В соответствии с Законом Орловской области от 25.12.2008 N 860-ОЗ "О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Орловской области на 2009 год" (в редакции Закона от 07.12.2009 N1002-ОЗ) в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Орловской области на 2009 год был включен пакет акций ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" в количестве 1 592 121 штук, суммарной номинальной стоимостью 796 060 500 руб., предполагаемый способ приватизации - продажа акций по результатам доверительного управления (пункт 2 таблицы 3 Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Орловской области на 2009 год).
Судом первой инстанции был исследован вопрос о правильности определения рыночной стоимости пакета акций при приватизации и доводы истца о необходимости определения для этих целей нормативной стоимости.
22.12.2009 между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловкой области (государственный заказчик) и ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" (исполнитель) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", протоколом заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе N3 от 08.12.2009, заключен государственный контракт N 2/09 на оказание услуг в срок до 31.12.2009 по оценке государственного имущества Орловской области - оценке рыночной стоимости пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива".
25.12.2009 между Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловкой области (государственный заказчик) и ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" (исполнитель) подписан акт оказания услуг по договору, согласно содержанию которого, в период с 22.12.2009 по 25.12.2009 исполнителем выполнены работы по определению рыночной стоимости (оценке) государственного имущества Орловской области - пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива", к качеству услуг, предоставленных исполнителем, заказчик претензий не имеет.
Согласно отчету N 6/3517/ЦБ от 24.12.2009, проведенному ЗАО "Современные консалтинговые стандарты", по состоянию на 22.12.2009, рыночная стоимость пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива" (1 592 121 штука), принадлежащего на праве собственности Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловкой области, определена в сумме 14 130 000 руб.
30.12.2009 Правительством Орловской области принято решение о приватизации находящихся в собственности Орловской области обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Агропромышленный комплекс "Орловская Нива" (1 592 121 штука) путем продажи по результатам доверительного управления в соответствии с пунктом 3 распоряжения N 279-р.
В соответствии с пунктом 4 названного распоряжения, Правительство Орловской области поручило Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области в установленном законодательством порядке осуществить необходимые действия по оформлению соответствующих документов и проведению необходимых мероприятий.
На момент проведения оспариваемых торгов и заключения оспариваемых сделок отношения по приватизации государственного и муниципального имущества регулировались Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"(ред. от 07.05.2009, с изм. от 18.07.2009).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, одним из способов приватизации государственного имущества предусмотрена продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Порядок продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления закреплен в статье 26 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Согласно п. 5 ст. 26 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, не урегулированные настоящей статьей вопросы организации конкурса на право заключения договора доверительного управления и продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления, в том числе осуществления контроля за исполнением условий договора доверительного управления и расчетов за приобретенные акции, регулируются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (далее - нормативная цена) - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно п. 2 ст. 12 названного закона, начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оплата стоимости акций в виде разницы между ценой продажи и ранее внесенным задатком на участие в конкурсе осуществлена после проверки Департаментом и признания надлежащим исполнение покупателем обязательств по договору доверительного управления акциями произведена в декабре 2010 года.
При этом, Департаментом, по результатам контроля исполнения по договору доверительного управления, было установлено выполнение условий договора и конкурсной документации по погашению текущей задолженности ОАО "АПК "Орловская Нива", в том числе перед областным бюджетом и кредитными организациями; погашение задолженности ОАО "АПК "Орловская Нива" по беспроцентным займам в сроки согласно договорам займа или заключение соглашений о реструктуризации задолженности; предотвращение задолженности по заработной плате; недопущение задолженности по налогам; вывод общества на безубыточный режим работы и достижение положительных показателей производства.
Указанные организационные мероприятия по погашению задолженности и финансовым вложениям в предприятие для создания условий стабилизации финансовой деятельности ОАО "АПК "Орловская Нива" суд правомерно расценил как существенные условия договора, указав, что не находит оснований считать существенным и условие о нормативной цене.
На момент принятия Департаментом исполнения условий договора доверительного управления акциями, оплаты полной стоимости акций ОАО "АПК Орловская Нива", перехода права собственности на акции к ЗАО "АПК "Юность" - декабрь 2010 года, положения п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" о нормативной цене утратили силу.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ с 15.06.2010 в ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Суд согласился с доводом ЗАО "АПК "Орловская Нива" о том, что законом не предусмотрено требование об определении и указании нормативной цены в решении об условиях приватизации имущества, принадлежащего субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию, предусмотрев это только в случае приватизации федерального имущества (п.2 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Из распоряжения Правительства Орловской области от 30.12.2009 N 279-р, приказа Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области от 19.01.2010 N 8 не следует, что приватизация пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива" предполагалась по нормативной цене, рассчитанной на основании данных бухгалтерской отчетности общества согласно п.3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
На момент принятия Правительством Орловской области распоряжения N 279-р от 30.12.2009 о приватизации пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива", находящихся в собственности Орловкой области, контракт на проведение отчета оценки рыночной стоимости акций, подлежащих отчуждению по результатам доверительного управления, был уже заключен и исполнен. Рыночная стоимость пакета акций в размере 14 130 000 руб. установлена экспертом - оценщиком 24.12.2009.
Статьей 8 Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, проведение оценки объектов оценки является обязательным.
В силу ст. 12 Федерального закона " Об оценочной деятельности в Российской Федерации ", отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В разъяснениях, содержащихся в абз. 4 п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что довод истца о необоснованности величины рыночной стоимости акций по результатам проведенной ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" оценки стоимости имущества, нельзя признать состоятельным, поскольку достоверность и величина рыночной стоимости согласно названного отчета об оценке не была оспорена в порядке отдельного судопроизводства до заключения договора доверительного управления и купли-продажи акций от 23.03.2010.
Довод истца и апелляционных жалоб Правительства и Прокурора Орловской области о том, что при определении стоимости акций может учитываться только бухгалтерская отчетность за период 2006-2008 года, представленная в дело истцом и утвержденная ОАО "АПК "Орловская Нива", тогда как последующая бухгалтерская отчетность, представленная обществом в налоговый орган в 2015 году за период 2006-2008 не может быть принята во внимание, поскольку внесение изменений в утвержденную бухгалтерскую отчетность в последующие периоды противоречит Правилам бухгалтерского учета, суд исследовал и отклонил после исследования представленных в материалы дела доказательств и приняв во внимание следующее.
Согласно п. 3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2006 N 87, действующих в период с 28.02.2006 по 28.02.2011, при определении нормативной цены подлежащих приватизации находящихся в государственной собственности акций акционерного общества используются данные сводной бухгалтерской отчетности общества о чистой прибыли и о стоимости акций исходя из данных о чистых активах акционерного общества.
Согласно пункту 9 Правил, в случае если нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, акций акционерного общества, определенная в соответствии с настоящими Правилами, составляет менее 10 рублей, нормативная цена такого имущества устанавливается равной 10 рублям.
Согласно расчету истца, нормативная цена пакета акций, являющегося предметом оспариваемых конкурса и сделок, составила 706 148,372 тыс. руб. Расчет истца основан на данных бухгалтерской отчетности ОАО "АПК "Орловская Нива" за 2006-2008, принятых налоговым органом по итогам указанных отчетных периодов в 2007, 2008, 2009 годах соответственно.
Истец настаивал на достоверности указанных сведений на том основании, что только эта бухгалтерская отчетность была раскрыта ОАО "АПК "Орловская Нива" на сайте и утверждена обществом в установленном порядке.
Из пояснений представителя ОАО "АПК "Орловская Нива" следует, что в связи с обнаружением в бухгалтерской отчетности ошибок и на основании замечаний аудитора, обществом в 2015 году была сдана в налоговый орган скорректированная бухгалтерская отчетность за 2007-2008 годы. Изменения произведены в связи с устранением искаженных сведений о сумме дебиторской задолженности с учетом списания просроченной задолженности и в отношении ликвидированных организаций-дебиторов; о величине финансовых вложений с учетом исключения сумм по просроченным векселям и ценным бумагам ликвидированных организаций и организаций, находящихся в процедурах банкротства.
В подтверждение указанных обстоятельств в дело были представлены копии судебных актов с официального сайта Арбитражного суда Орловской области, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
Из представленной в материалы дела бухгалтерской отчетности следует, что за 2007 и 2008 годы ОАО "АПК "Орловская Нива" в налоговый орган представлялась бухгалтерская отчетность неоднократно и различная по содержанию. Так, согласно сведениям отчета о прибылях и убытках от 15.04.2009, за 2008 год прибыль за отчетный период составила 2 592 тыс. руб., из отчета о прибылях и убытках за 2008 год от 31.03.2009 за отчетный период следует, что имел место убыток в сумме 109 052 тыс. руб.
Из представленных в дело аудиторских заключений от 10.06.2009, от 29.05.2008, отчета эксперта-оценщика ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" от 24.12.2009, также следует, что бухгалтерская отчетность общества за 2007 и 2008 года, составленная по итогам указанных отчетных периодов соответственно в 2008, 2009 годах, содержит ошибки, выраженные в завышении показателей дебиторской задолженности, финансовых вложений, которые, в свою очередь, влияют на размер активов общества.
В аудиторских заключениях ООО "Консалтинг и Аудит" о финансово-хозяйственной деятельности общества за период 2007, 2008 год выявлено завышение показателей финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов, в связи с чем, по мнению аудиторов, представленная бухгалтерская отчетность может считаться достоверной только при условии внесения корректировок в бухгалтерский (финансовый) учет в соответствии с изложенными в аудиторском заключении замечаниями.
Из аудиторского отчета за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 также следует, что бухгалтерская отчетность может считаться достоверной и обеспечивать реальное отражение активов и пассивов организации на 31.12.2008 при условии внесения поправок за 2008 год, рекомендовано внести исправления в бухгалтерскую отчетность. Также в отчете сделан вывод о вероятности банкротства ОАО "АПК "Орловская Нива".
Из содержания отчета N 6/3517/ЦБ от 24.12.2009 ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" об оценке рыночной стоимости пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива", проведенному по заказу Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, следует, что экспертом-оценщиком проводился финансовый анализ деятельности компании-эмитента ОАО "АПК "Орловская Нива", включающий анализ финансового состояния предприятия его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность на основании бухгалтерской отчетности за период 01.01.2006-01.01.2009 (раздел 4 отчета).
Оценщиком сделан вывод, что исходя из анализа, предприятие не способно своевременно покрывать свои краткосрочные обязательства денежными средствами; величина значения коэффициента текущей ликвидности на последнюю отчетную дату показывает отрицательную динамику, что свидетельствует о том, что на протяжении всего анализируемого периода предприятие являлось неплатежеспособным по текущим операциям; сделан вывод о возможности покрытия обязательств за счет имеющихся активов. По результатам анализа бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, расчета и анализа финансовых коэффициентов оценщиком сделаны выводы о том, что большинство рассчитанных коэффициентов, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность за анализируемый период находятся ниже уровня минимально допустимых значений, предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса на последнюю отчетную дату.
Отчет оценщика ЗАО "Современные консалтинговые стандарты" от 24.12.2009 содержит анализ дебиторской задолженности, запасов и финансовых вложений ОАО "АПК "Орловская Нива" на страницах 68-73 отчета. Согласно содержанию отчета, суть методики оценки дебиторской задолженности сводится к определению безнадежных дебиторов, уменьшению балансовой стоимости на данную величину и последующей инфляционной корректировки полученной величины.
Оценщиком выявлено, что в бухгалтерской отчетности предприятия отражена дебиторская задолженность в сумме более 300 000 000 руб. по времени образования более трех лет, в результате им была принята во внимание задолженность без учета безнадежных дебиторов, что составила менее половины показателя, отраженного в бухгалтерской отчетности за период 2007-2009 года. Также оценщиком были учтены сведения о дебиторах в отношении которых начато конкурсное производство, о дебиторах, признанных банкротами и ликвидированных в период с 2006 по 2009 года.
Таким образом, сведения о завышенных показателях в бухгалтерской и финансовой отчетности общества за период 2007-2009 года были известны и отражены в аудиторских заключениях, в отчете оценщика на момент принятия уполномоченным органом исполнительной власти решения о приватизации акций в 2009 году, а также данные обстоятельства были учтены оценщиком при установлении рыночной стоимости акций общества в размере 14 130 000 руб.
В отчете ООО "Консалтинг и Аудит" от 2015 года по экспертной оценке показателей отчета формы N 2 отчета о прибылях и убытках ОАО "АПК "Орловская Нива" за 2007 год также содержатся выводы о наличии ошибок в учете: обществом необоснованно учтены в качестве финансовых вложений собственные акции, невыясненные контрагенты (обезличено), учтены вклады в уставный капитал организаций, по которым подтверждены факты исключения их из реестра юридических лиц или имеется вступившее определение суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства. Данные обстоятельства являются основанием для корректировки показателя финансовые вложения, общая сумма списания по данному замечанию определена аудиторами в сумме более 80 000 тыс. руб. В отчете выявлено, что дебиторская задолженность общества, отраженная в учете на 31.12.2007 подлежит корректировке (уменьшению) на сумму просроченной задолженности, на сумму задолженности контрагентов, которые исключены из ЕГРЮЛ (либо по ним имеется вступившее в законную силу решение суда о завершении конкурсного производства) на общую сумму более 180 000 тыс. руб.
В отчете ООО "Консалтинг и Аудит" от 17.09.2014 года по оценке эффективности работы выявлено отражение в учете просроченной задолженности, а также задолженности контрагентов, по которым подтверждены факты их исключения из ЕГРЮЛ, на общую сумму более 350 000 тыс. руб.; факт невключения в состав дохода невостребованной кредиторской задолженности на сумму 822 тыс. руб.; отражения в составе финансовых вложений просроченных займов и по контрагентам, в отношении которых имеются подтвержденные сведения об исключении из ЕГРЮЛ; выявлен необоснованный учет собственных акций. В итоге, аудиторами сделан вывод об исключении из состава финансовых вложений более 90 000 тыс. руб. В отношении учета основных средств аудиторами сделан вывод о завышении налогооблагаемой базы в связи с неначислением амортизации в 2008 году.
В отчете экспертной оценки за 2007 год также содержатся выводы о наличии ошибок в учете: обществом необоснованно учтены в качестве финансовых вложений собственные акции, невыясненные контрагенты (обезличено), учтены вклады в уставный капитал организаций, по которым подтверждены факты исключения их из реестра юридических лиц или имеется вступившее определение суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства. Данные обстоятельства указаны как основание для корректировки показателя финансовые вложения, общая сумма списания по данному замечанию определена аудиторами в сумме более 80 000 тыс. руб.
Также в материалы дела представлено заключение специалиста АНО "Содружество экспертов Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина" от 09.02.2015 N 25-15, в котором содержатся следующие выводы: за 2007 год имело место искажение размера чистой прибыли ОАО "АПК "Орловская Нива", реальный размер чистого убытка ОАО "АПК "Орловская Нива" за 2007 год имел место в размере - (минус) 255 797 тыс. руб.; в состав финансовых вложений и дебиторской задолженности ОАО "АПК "Орловская Нива" включены активы, подлежащие списанию в отчетном периоде или в предыдущих периодах (до 31.12.2008); в бухгалтерской (финансовой) отчетности имело место завышение показателя размера дебиторской задолженности ОАО "АПК "Орловская Нива" по состоянию на 31.12.2008 на сумму более 330 000 тыс. руб.; в бухгалтерской отчетности ОАО "АПК "Орловская Нива" имеет место завышение размера финансовых вложений на размер дебиторской задолженности, подлежащей списанию по истечении срока давности и вследствие ликвидации организаций - дебиторов по состоянию на 31.12.2008, ошибочно включенной в состав финансовых вложений ОАО "АПК "Орловская Нива" по состоянию на 31.12.2008 более 13 000 000 руб.; завышение показателя финансовых вложений на сумму более 77 000 000 руб. вследствие ликвидации организаций по состоянию на 31.12.2008; размер финансовых вложений, учтенных при формировании уставного капитала ОАО "АПК "Орловская Нива" за счет векселей, по которым истек срок предъявления их к оплате и акций организаций, в отношении которых имела место процедура банкротства по состоянию на 31.12.2008 в размере более 300 000 тыс. руб.
Специалистом в отчете от 09.02.2015 года сделан вывод о том, что выявлены искажения данных бухгалтерского учета о стоимости чистых активов общества по состоянию на 31.12.2008 (завышены на сумму более 700 000 тыс. руб.), в связи с чем, для определения достоверного размера необходимо откорректировать (уменьшить) стоимость активов по состоянию на 31.12.2008. При корректировке (уменьшении) активов по состоянию на 31.12.2008, размер чистых активов по состоянию на 31.12.2008 составит 186 160 тыс. руб. как разница между стоимостью откорректированных активов и стоимости пассивов.
Согласно расчета нормативной цены акций общества на 31.12.2008 в соответствии с п. 3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2006 N 87, ее величина с учетом откорректированных данных чистой прибыли и чистых активов общества представляет собой отрицательное значение.
Определением суда по ходатайству ЗАО "АПК "Юность" по делу была назначена финансово - экономическая экспертиза. Согласно экспертному заключению N 1-06 от 15.06.2015, за 2006 год величина чистой прибыли ОАО "АПК "Орловская Нива" составила 24 412 тыс. руб.; за 2007 величина чистого убытка составила (минус) 229 264 тыс. руб.; за 2008 величина чистого убытка ОАО "АПК "Орловская Нива" составила (минус) 109 052 тыс. руб. Размер чистых активов ОАО "АПК "Орловская Нива" по состоянию на 31.12.2008 на основании данных скорректированного бухгалтерского баланса, составил 186 160 тыс. руб. Значение показателя нормативной цены акций подлежащего приватизации находящегося в государственной собственности Орловской области ОАО "АПК "Орловская Нива" на момент проведения оспариваемого конкурса 09.03.2010, составило (минус) 90 218,9 тыс. руб. (или 10 рублей условно). Значение показателя нормативной цены акций подлежащего приватизации находящегося в государственной собственности Орловской области ОАО "АПК "Орловская Нива" на декабрь 2009 года, исходя из достоверных данных бухгалтерского учета и отчетности ОАО "АПК "Орловская Нива" на 31.12.2008 составило (минус) 90 218,9 тыс. руб. (или 10 рублей условно).
В судебном заседании был заслушан эксперт Дулин М.Е., проводивший судебную финансово-экономическую экспертизу. Эксперт пояснил, что наиболее достоверной, по мнению эксперта, явилась бухгалтерская отчетность, представленная в налоговый орган в 2015 году. Согласно Правилам бухгалтерского учета достоверными считаются факты, наиболее точно определяющие финансовое положение и состояние организации. В 2015 году на основании аудиторского заключения были внесены изменения в бухгалтерскую отчетность (корретировка). В бухгалтерском учете допускается ретроспективный перерасчет, когда отчетность организации может быть пересчитана за предыдущий период в случае установления ошибки в утвержденной отчетности. В аудиторских заключениях о бухгалтерской отчётности, которая первоначально изучалась в 2007, 2008 годах, не полностью отражена информация о бухгалтерской отчётности 2006, 2007, 2008 гг. В данном случае была предоставлена отчетность, в которую уже были внесены изменения на основании достоверных данных, и отчетность была принята в установленном порядке налоговым органом.
Эксперт пояснил, что в процессе исследования были проанализированы все аудиторские заключения, в которых сделаны выводы о необходимости изменения показателей, что позволяет сделать вывод о том, что в изначально приложенной отчетности сделаны существенные ошибки, которые на момент представления этой отчетности в 2008,2009 годах не были исправлены.
Судом были применены нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, согласно п.39 которого, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.
(ПБУ 22/2010)", зарегистрированным в Минюсте России 30.07.2010 N 18008.
В соответствии с п. 2 раздела 1 N 63н Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" 22/2010, утверждённого Приказом Минфина России от 28.06.2010, неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации является ошибкой. Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению (п. 4 раздела 2 ПБУ 22/2010).
Ретроспективный перерасчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
В случае исправления существенной ошибки предшествующего отчетного года, выявленной после утверждения бухгалтерской отчетности, утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской отчетности (п. 10 ПБУ 22/2010).
С учетом приведенного судом сделан обоснованный вывод о том, что предоставление ОАО "АПК "Орловская Нива" в 2015 году уточненной бухгалтерской отчетности за предшествующий период не запрещено действующими законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в данном споре обстоятельством, подлежащим доказыванию, является не правомерность действий по внесению исправлений в бухгалтерскую отчетность, а достоверность используемых при расчете как нормативной цены, так и действительной рыночной стоимости данных.
ЗАО "АПК "Орловская Нива" обосновало значительное повышение стоимости одной акции общества по сравнению с ее стоимостью на момент проведения оспариваемого конкурса с 8,87 руб. до 1 000 руб. (ориентировочно) дополнительной эмиссией, погашением кредиторской задолженности, в том числе перед банками по национальным проектам, досрочного гашения несубсидируемых кредитов, развития дополнительных направлений деятельности.
На основании изложенного, довод истца и ответчика (2) о том, что при определении нормативной цены акций необходимо использовать сведения бухгалтерской отчетности 2007-2008 года, предъявленные в налоговый орган по итогам отчетных периодов, в 2008-2009 годах со ссылкой на п. 10 ПБУ 22/2010, судом отклоняется как необоснованный.
В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Истцом не было представлено доказательств того, что бухгалтерская и финансовая отчетность общества за 2007-2008 годы, которую он принимает за основу расчета нормативной цены, отражает действительное на момент составления отчетности финансовое состояние ОАО "АПК "Орловская Нива" и содержит достоверные сведения относительно величины активов и прибыли общества, в том числе не включает сумму дебиторской задолженности, подлежащей списанию в связи с истечением срока давности и в отношении организаций-дебиторов, ликвидированных в период до 31.12.2008, а также сведений о завышенных по указанным выше обстоятельствам финансовым вложениям.
Согласно п.3 Правил определения нормативной цены к расчетам принимается величина чистой прибыли за соответствующий год, определенная в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отраженная в отчете о прибылях и убытках акционерного общества.
Довод истца, заявленный в обоснование исковых требований и в апелляционной жалобе о том, что Правилами определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2006 N 87, не предусмотрена обязанность и возможность проверки достоверности данных, отраженных в представленной и утвержденной в соответствии с действующим законодательством порядком бухгалтерской отчетности, не может повлиять на выводы суда, так как не опровергает наличия ошибок в бухгалтерской отчетности, на основании которой произведен расчет истца.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и устанавливает имеющие значение для дела обстоятельства на основании оценки всех доказательств в совокупности, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы, а заключение эксперта исследуется и оценивается наряду с другими доказательствами.
Оценив представленное в дело заключение эксперта от 15.06.2015 в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в деле, суд установил, что выводы эксперта соответствуют аналогичным выводам, содержащимся в имеющихся в деле заключениях, в том числе, в отчете оценщика от 24.12.2009 о завышении в бухгалтерской отчетности за 2007, 2008 года, представленной в налоговый орган в 2008, 2009 годах, завышении размера дебиторской задолженности и финансовых вложениях общества, что непосредственно влечет необоснованное завышение размера чистых активов - показателя, применяемого в расчете нормативной цены.
Требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством; нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Отчет оценщика от 24.12.2009 по определению рыночной стоимости пакета акций ОАО "ОПК "Орловская Нива" в размере 14 130 000 руб. не был оспорен и не признан недействительным. Суд не установил оснований считать его недостоверным.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о том, что истцом не доказано факта продажи пакета акций ОАО "Орловская Нива" по заниженной цене и с нарушением требований ст. 12 ФЗ N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 3 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02. 2006 N 87.
Суд первой инстанции также признал обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, указав следующее.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки исковой давности применяются исключительно по заявлению стороны в споре.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений сторон, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Следовательно, сделки, совершенные на торгах, являются оспоримыми.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной составляет один год. Иск по такому требованию может быть предъявлен в течение года со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
По смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Статьей 28 Закона Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ предусмотрено, что Правительство области организует, координирует и направляет работу исполнительных органов государственной власти специальной компетенции области; исполнительные органы государственной власти специальной компетенции области подотчетны Правительству области и ответственны перед ним за выполнение закрепленных за ними полномочий.
Пунктом 6 распоряжения Правительства Орловской области N 279-р от 30.12.2009 предусмотрено, что контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на первого заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области.
Кроме того, суд сделал правомерный вывод, что в данном споре требования от лица высшего органа исполнительной власти области к органу исполнительной власти области, находящемуся под его руководством и подотчетному ему.
Согласно ч.2 статьи 2 Закона Орловской области от 18.05.2004 N 402-ОЗ (ред. от 17.03.2009) "О приватизации государственного имущества Орловской области", Правительство области осуществляет контроль за приватизацией государственного имущества; ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Совет отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества за прошедший год.
Периодичность проведения проверочных мероприятий суд правомерно не принял во внимание при исчислении срока исковой давности, поскольку, учитывая непосредственное участие в инициации процедуры приватизации пакета акций ОАО "АПК "Орловская Нива", заключение договоров доверительного управления и купли-продажи акций уполномоченным от имени субъекта Орловская область лицом, истец должен был узнать о цене продажи акций и о порядке ее определения в момент проведения конкурса и совершения сделок.
Неблагоприятные последствия, связанные с ненадлежащим осуществлением контроля за использованием государственного имущества со стороны публично- правового образования не могут быть возложены на иное лицо.
В связи с приведенным, суд обоснованно отклонил довод истца, что срок исковой давности подлежит исчислению с момента получения письма Контрольно-счетной палаты от 22.12.2014 N 1434.
Ссылка на постановление правовую позицию Конституционного Суда от 14.07.205 N 9-п о том, что принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними принцип пропорциональности (пропорционального равенства), в рассматриваемом споре не может толковаться как позволяющая субъекту, обладающему широкими властными полномочиями в области контроля и возможностями в доступе к информации без ограничения срока требовать восстановления прав, которые он полагает нарушенными.
Учитывая, что конкурс состоялся 09.03.2010, протокол об итогах конкурса подписан членами комиссии 09.03.2010, договоры доверительного управления и купли - продажи акций заключены 20.03.2010 Департаментом как лицом, представляющим имущественные интересы Орловкой области, истец (субъект Орловская область), мог и должен был знать о проведении мероприятий по продаже акций по рыночной цене 14 130 000 руб., определенной в отчете от 24.12.2009.
Следовательно, на дату обращения в суд (29.12.2014), срок исковой давности в отношении всех заявленных требований был пропущен.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Судом первой инстанции были отклонены возражения ответчика (ЗАО "АПК "Юность") относительно злоупотребления правом со стороны истца на основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием доказательств, указывающих на злоупотребление. Относительно разъяснения, содержащегося в п. п.1, 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" о применении п. 5 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно и его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки, суд правильно указал, что указанное положение применимо к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть после 01.09.2013.
Доводы апелляционных жалоб повторяют основания иска, были исследованы судом и обоснованно отклонены по изложенным выше основаниям.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку истец в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.09.2015 по делу N А48-5983/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы прокурора Орловской области и Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5983/2014
Истец: Орловская область в лице Правительства Орловской области
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области, ЗАО "Агропромышленная корпорация "Юность", Управление государственного имущества Орловской области
Третье лицо: ЗАО "АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС "ОРЛОВСКАЯ НИВА", ОАО "РЕЕСТР", Областная прокуратура Орловской области в лице первого заместителя прокурора области, НП "Палата судебных экспертов", НП "Палата судебных экспертов"(Дулину М. Е.)