г. Киров |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А82-3568/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондаковой О.С.,
при участии представителя заявителя по делу: Федоновой Ю.Ю. по доверенности от 13.11.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2015 по делу N А82-3568/2015, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
о признании недействительным решения,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 18.12.2014 N 5467 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в сумме 7 790 рублей 35 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По первому вопросу Фонд ссылается на то, что статья 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусматривающая выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, утратила силу с 01.01.2010. Следовательно, пособие по уходу за больным ребенком должно выплачиваться работнику за первые 10 дней в зависимости от страхового стажа застрахованного лица, а с 11-го дня нетрудоспособности - в размере 50 процентов от среднего заработка. Кроме того, Фонд полагает, что указанная норма Закона N 4520-1 распространяется лишь на случаи временной нетрудоспособности самих лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В отношении второго вопроса Фонд указывает, что не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Пособие по временное нетрудоспособности работнику Тумакову В.В. за дни 15.12.2012 - 17.12.2012 не подлежало выплате.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Фонд явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Фонда.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении Общества за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, результаты которой оформлены в акте от 21.11.2014 N 565-Р.
По итогам выездной проверки Фондом принято решение от 18.12.2014 N 5467 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 55 072 рублей 42 копеек.
Не согласившись с решением Фонда в части непринятия к зачету расходов в сумме 7 790 рублей 35 копеек, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 1.2, частями 1, 2 статьи 1.3, статьей 1.4, частью 1 статьи 5, статьей 7, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) и исходил из того, что поскольку застрахованные лица работали на 01.01.2007 в районах Крайнего Севера, на них распространяются гарантии установленные статьей 24 Закона N 4520-1.
Руководствуясь пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу об отсутствии оснований считать, что в спорный период листок нетрудоспособности работнику не выдавался, работник являлся трудоспособным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2007, пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка.
Закон N 255-ФЗ применяется к страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 18 Закона N 255-ФЗ).
В части 1 статьи 17 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 года и которые до 1 января 2007 года имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия (в процентном выражении от среднего заработка), полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.
На основании статьи 24 Закона N 4520-1 (действовавшей до 01.01.2010) в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
Вместе с тем статья 24 Закона N 4520-1 утратила силу с 01.01.2010 связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Следовательно, с 01.01.2010 установлен единый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности для всех категорий граждан, при котором размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.
Как следует из материалов дела, страховые случаи, в связи с которыми работникам Общества (работавшим до 01.01.2007 и по состоянию на 01.01.2007 в района Крайнего Севера) - Чанышеву В.Р., Данилову А.В., Брагиной А.Ю., Маркову Д.В., Колодешникову С.В., осуществлявшим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, назначены пособия по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком при амбулаторном лечении ребенка, наступили в 2011 и 2012 году (листы дела 115-129 том 1).
Учитывая изложенное, начисление пособия указанным работникам за соответствующие периоды в размере 100 процентов заработка, а не в зависимости от продолжительности их страхового стажа (за первые 10 календарных дней нетрудоспособности) и в размере 50 процентов среднего заработка (с 11 календарного дня нетрудоспособности), является неправомерным, противоречащими части 3 статьи 7 Закона N 255-ФЗ.
Доводы Общества о правильном исчислении пособий исходя из полного заработка за все дни временной нетрудоспособности отклоняются, как не имеющие правовых оснований для расчета пособий указанным способом в рассматриваемый период.
Ссылки Общества на запросы в Фонд и ответы Фонда о порядке выплаты пособий работникам Крайнего Севера не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут служить основанием для определения расходов страхователя и его обязательств по обязательному социальному страхованию иным образом, не предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании недействительным решения Фонда в части непринятия к зачету 7 344 рублей 13 копеек расходов следует отказать.
Решение Арбитражного суда Ярославской области в данной части подлежит отмене, а апелляционная жалоба Фонда - удовлетворению.
2. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
На основании пункта 1 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден "Порядок выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, лечебным учреждением работнику Общества Тумакову В.В. были выданы листки нетрудоспособности N 080734208976 и N 080734550490 за период с 04.12.2012 по 29.12.2012.
Из листка нетрудоспособности N 080734208976, выданного 04.12.2012, следует, что при назначенной явке на прием к врачу 14.12.2012 Тумаков В.В. явился на прием 18.12.2012. В указанном листке нетрудоспособности в графе "отметка о нарушении режима" указан двухзначный код - 24 (несвоевременная явка на прием к врачу), день нарушения режима - 14.12.2012 (пункт 58 Порядка).
Листок нетрудоспособности N 080734550490, выданный 18.12.2012, является продолжением ранее выданного листка нетрудоспособности N 080734208976. Об этом имеются указания в первичном листке нетрудоспособности N 080734208976 (указано, что выдан листок нетрудоспособности N 080734550490), а также в продолжении листка нетрудоспособности N 080734208976 - листке N 080734550490 (в соответствующих строках начала и окончания данных листков нетрудоспособности (согласно Порядка)).
Из материалов дела следует, что листок нетрудоспособности N 080734550490 является продолжением листка нетрудоспособности N 080734208976.
При этом в строке "Иное" первичного листка (пункт 61 Порядка) указан двухзначный код - 31 (гражданин продолжает болеть, и ему выдают новый листок нетрудоспособности (продолжение)).
В соответствии с пунктом 11 Порядка при сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.
Согласно пункту 14 Порядка выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
В данном случае листок нетрудоспособности N 080734550490 имеет отметки о выдаче и продлении временной нетрудоспособности по решению врачебной комиссии.
Фондом не представлено доказательств и из материалов дела не следует, что у Тумакова В.В. по состоянию на 14.12.2012 лечебным учреждением предполагался благоприятный клинический и трудовой прогноз, и основания для продления листка нетрудоспособности отсутствовали.
Из сведений листков нетрудоспособности видно, что Тумаков В.В. оставался нетрудоспособным в течение всего рассматриваемого периода. Фондом в ходе проверки иного не установлено и в ходе судебного разбирательства не доказано.
Учитывая изложенное, материалами дела подтверждается, что у Общества имелись основания для выплаты Тумакову В.В. пособия по временной нетрудоспособности за весь период его нетрудоспособности, подтвержденный указанными листками нетрудоспособности (с 04.12.2012 по 29.12.2012).
С учетом нарушения режима Обществом правильно произведен расчет пособия по временной нетрудоспособности за период с 04.12.2012 по 13.12.2012, исходя из страхового стажа работника, а за период с 14.12.2012 (со дня, когда было допущено нарушение режима) по 29.12.2012, исходя из минимального размера оплаты труда в связи с наличием в листке нетрудоспособности отметки о нарушении режима.
Доводы Фонда судом апелляционной инстанции отклоняются, как неправомерные.
В силу положений части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ следствием нарушения застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр, является основанием для снижение размера пособия по временной нетрудоспособности.
Перечень оснований для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности предусмотрен частью 2 статьи 9 Закона N 255-ФЗ и является исчерпывающим. В рассматриваемом случае на такие основания Фонд не ссылается, материалами дела они не подтверждаются.
Правовых оснований для непринятия к зачету спорной суммы подлежащего выплате страхового обеспечения не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Фонда в части непринятия к зачету пособия по временной нетрудоспособности за период с 15.12.2012 по 17.12.2012 в сумме 446 рублей 22 копеек.
Решение Арбитражного суда Ярославской области в данной части подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2015 по делу N А82-3568/2015 отменить в части удовлетворения требований в отношении 7 344 рублей 13 копеек расходов, принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении требований о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.12.2014 N 5467 в части непринятия к зачету 7 344 рублей 13 копеек расходов отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.07.2015 по делу N А82-3568/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3568/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
Ответчик: ГУ - ЯРОСЛАВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ