город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2015 г. |
Дело N А53-20997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2015 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2015 по делу N А53-20997/2015,
принятое судьей Колесник И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу Управлению государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу (далее - управление, УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора) от 23.07.2015 N 400/07-03/15 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, наличием отягчающего вину обстоятельства - неоднократное привлечение общества к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в течение одного года, что подтверждается постановлениями управления от 10.04.2014 N 185/07- 03/14, от 21.07.2014 N 440/07-03/14, которые оставлены в силе решениями суда в рамках дел N А53-9819/2014, N А53-18622/2014.
Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что разработало, утвердило и направило план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Кавказ для дальнейшего рассмотрения руководителю Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в установленный законом срок, общество не располагает реальной возможностью по самостоятельному проведению работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утверждению результатов, а также утверждению плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Общество также ссылается на то, что начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности не наделен полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.03.2015 государственным инспектором управления выдано инспекторское предписание N 000255, которым предписано ОАО "Российские железные дороги" в срок до 04.06.2015 устранить выявленные нарушения, а именно предоставить утвержденный план обеспечения транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Кавказ.
30.06.2015 на основании распоряжения от 10.06.2015 N 315, управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении железнодорожной станции Кавказ - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги" по вопросу выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 04.03.2015 N 000255 об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек.
В ходе проведения проверки установлено, что ОАО "Российские железные дороги" осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, а именно: в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ); пункта 5.8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", - на железнодорожной станции Кавказ отсутствует утвержденный Федеральным агентством железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности станции Кавказ.
30.06.2015 государственным инспектором УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора в отношении ОАО "Российские железные дороги" по факту неисполнения требований инспекторского предписания от 04.03.2015 N 000255 об устранении выявленных нарушений составлен акт проверки N 309/07.
По факту выявленных нарушений 10.07.2015 главным государственным инспектором составлен протокол об административном правонарушении N 401717 по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23.07.2015 начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынес постановление N 400/07-03/15, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, что не освобождает лицо, оспаривающее решение о привлечении к административной ответственности, от обязанности представлять доказательства в подтверждение своих доводов.
Согласно части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
Состав правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носит формальный характер и не требует наступления вредных последствий.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются как должностные, так и юридические лица.
С субъективной стороны данные правонарушения характеризуются прямым умыслом.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного Закона объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Кавказ.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.8 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Железнодорожная станция Кавказ внесена в Реестр категорированных объектов и ей присвоена 2 категории (реестровый N ЖСГ 403291 от 20.04.2011). О присвоении реестрового номера и категории ОАО "Российские железные дороги" уведомлено 13.05.2011. Оценка уязвимости ОТИ железнодорожной станции Кавказ утверждена ФАЖТ 10.10.2013.
План обеспечения транспортной безопасности должен быть разработан и утвержден в ФАЖТ не позднее 11.01.2014. Ввиду того, что указанный план не был разработан в установленный срок, обществу выдано инспекторское предписание от 04.03.2015 N 000255 со сроком устранения нарушения до 04.06.2015.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 указанного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Таким образом, требования части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД", не были исполнены.
Доказательств о принятии ОАО "Российские железные дороги" необходимых мер по указанным фактам не представлено.
Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" определяет, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ до дня вступления в силу названного Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
На момент рассмотрения дела указанные выше нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации не издан, следовательно, Требования не отменены.
Пункт 5.8 Требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу Административного регламента ФАЖТ, утвержденного приказом Минтранса России от 06.03.2013 N 74, утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры является государственной услугой.
Государственная услуга представляется субъектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитена, представивших на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры метрополитена.
Государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 дней с момента принятия заявления о предоставлении государственной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие содержания Плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами.
На момент проведения внеплановой документарной проверки обществом не представлены доказательства устранения нарушений, установленных инспекторским предписанием.
Таким образом, законные требования инспекторского предписания от 04.03.2015 N 000255 в установленный срок субъектом не выполнены.
Из материалов дела как судом первой таи и судом апелляционной инстанции не усматривается надлежащих доказательств своевременного и адекватного реагирования в части выполнения инспекторского предписания. Общество не представило доказательств того, что обращалось в управление с ходатайством о продлении срока инспекторского предписания, равно как и не доказало, что административным органом для выполнения предписания представлен неразумный, короткий срок.
Обществом выданное 04.03.2015 предписание N 000255 в установленном законом порядке не обжаловалось.
ОАО "РЖД" имело возможность обучить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Кавказ в любом образовательном учреждении имеющим лицензию на право осуществления образовательной деятельности по образовательной программе "Транспортная безопасность".
На момент проведения внеплановой документарной проверки обществом не представлены доказательства утверждения плана обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Кавказ, а также прохождения обучения ответственного за обеспечение транспортной безопасности.
Таким образом, законное требование инспекторского предписания от 04.03.2015 N 000255 в установленный срок обществом не исполнено.
На обществе, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также утверждению в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения вышеуказанного уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Таким образом, управление правомерно выдало обществу предписание об устранении нарушений, связанных с невыполнением названных требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "РЖД" при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности.
ОАО "РЖД" не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства, и судом не принимается довод заявителя о том, что отсутствуют основания для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение совершено по независящим от него обстоятельствам, следовательно, отсутствует вина ОАО "РЖД".
Таким образом, Управлением выдано законное и обоснованное предписание, установлен обоснованный и разумный срок для устранения нарушений, предписание получено обществом своевременно.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда на объектах транспортной инфраструктуры происходят террористические акты - создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Согласно статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.
При вынесении постановлений административный орган должен выяснить наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу (статьи 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), привлекался ли ранее правонарушитель к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения.
Судом установлено, что заявитель ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение уже привлекался.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения доказан, материалами дела подтвержден, правонарушение квалифицированно правильно, вид административного наказания назначен верно, равно как и верно определен размер примененного административного штрафа, с учетом обстоятельства отягчающего административную ответственность (50 000 рублей), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2015 по делу N А53-20997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20997/2015
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, Управление государственного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу(УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора)