г. Москва |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А40-73336/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества Банк ВТБ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2015
по делу N А40-73336/15, принятое судьей Папелешвили Г.Н. (шифр 144-560)
по иску Публичного акционерного общества Банк ВТБ
(ОГРН 1027739609391, 190000, г. Санкт-Петербург, ул.Б. Морская, д. 29)
к Центральной акцизной таможне
(ОГРН 1027700552065, 109240, г. Москва, ул. Яузская, д. 8)
о взыскании задолженности
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Тарасенко И.Г. по доверенности от 14.10.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Публичное акционерное общество Банк ВТБ с исковым заявлением к Центральной акцизной таможне о взыскании сумму невостребованных авансовых платежей в размере 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2015 года по делу N А40-73336/15 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2015 г. по делу N А40-73336/15 подлежит отмене, по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что 23.03.2012 на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) (далее - СЗАТП (с)) ЦАТ поступило заявление ОАО "Банк ВТБ" о возврате денежных средств в размере 900 000 рублей, внесенных в качестве авансовых платежей на счет ЦАТ по платежным поручениям от 30.03.2009 N 650168, от 23.03.2009 N 650154, от 28.11.2008 N 650621, от 21.11.2008 N 650819, от 21.11.2008 N 650618, от 18.11.2008 N 650612, от 12.11.2008 N 650605, от 01.11.2008 N 650081.
10.04.2012 СЗАТП (с) принято решение от 10.04.2012 N 1764 о возврате авансовых платежей в размере 200 000 рублей, внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям от 30.03.2009 N 650168, от 23.03.2009 N 650154, от 12.11.2008 N 650605.
Письмом СЗАТП (с) от 16.04.2012 N 45-10-37/2161 ОАО "Банк ВТБ" отказано в возврате денежных средств по платежным поручениям 28.11.2008 N 650621, от 21.11.2008 N 650819, от 21.11.2008 N 650618, от 18.11.2008 N 650612, от 01.11.2008 N 650081.
Отказ таможенных органов в возврате авансовых платежей в заявленном размере послужил основанием для обращения банка в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что трехлетний срок для обращения с заявлением в таможенный орган о возврате авансовых платежей, установленный ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", банком пропущен, в связи с чем у таможенных органов отсутствовали основания для возврата названных авансовых платежей.
По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Денежные средства по платежным поручениям N N 650621, 650819, 650618, 650612, 650081 были внесены ОАО "Банк ВТБ" в ноябре 2008 года. Распоряжение данными денежными средствами ОАО "Банк ВТБ" не осуществлялось, что подтверждается реестром платежных документов ОАО "Банк ВТБ".
Актом ЦАТ от 28.12.2011 о выявлении невостребованных денежных средств, которые были внесены ОАО "Банк ВТБ" и не востребованные в течение трех лет, учтены в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета.
Суд первой инстанции сослался на позицию Конституционного суда, изложенной в Определении от 05.03.2013 г. N 413-О, о том, что невозможность возврата из федерального бюджета невостребованных в течение трехлетнего срока авансовых платежей не может в системе действующего правового регулирования влечь нарушение каких-либо конституционных прав и свобод. Установление неограниченной по времени возможности для лиц, уплативших авансовые платежи, принимать решения об их возврате, означало бы возложение на государство избыточной обязанности по бессрочному учету и контролю невостребованных сумм денежных средств, перечисленных на счета Федерального казначейства, а также несению обусловленных ею дополнительных финансовых обременении.
С учетом изложенного, действия таможенных органов по отказу в возврате банку несвоевременно востребованных им сумм авансовых платежей признаны арбитражным судом первой инстанции законными и обоснованными.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным выводом, исходя из следующего.
ОАО Банк ВТБ (правопредшественник Банка) на счет Центральной акцизной таможни (Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного)) в период с 06.10.2008 по 30.03.2009 были перечислены денежные средства в качестве авансовых платежей на общую сумму 2 847 000 (два миллиона восемьсот сорок семь тысяч) рублей. На уплату таможенных платежей были израсходованы авансовые платежи в общей сумме 1 947 000 (один миллион девятьсот сорок семь тысяч) рублей. Неизрасходованный остаток составил 900 000 (девятьсот тысяч) рублей.
23.03.2012 ОАО Банк ВТБ обратилось в Центральную акцизную таможню (Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный)) с заявлением (исх. N 481/976900) о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 900 000 (девятьсот тысяч) рублей. Письмом Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 16.04.2012 N 45-10-37/2161 было сообщено о принятом решении о возврате Банку излишне уплаченных авансовых платежей в сумме 200 000 (двести тысяч) рублей, а также со ссылкой на ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) было указано на пропуск 3-хлетнего срока в отношении части авансовых платежей, внесенных платежными поручениями N650621 от 28.11 2008, N 650619 от 21.11.2008, N 650618 от 21.11.2008, N650612 от 21.11.2008, N650581 от 01.11.2008 в общей сумме 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Таким образом, денежные средства в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей, внесенные ОАО Банк ВТБ в качестве авансовых платежей на счет Центральной акцизной таможни, со ссылкой на ст. 122 Закона N 311-ФЗ были учтены в составе прочих неналоговых доходов бюджета и не были возвращены Банку.
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.05.1997 N 8-П).
Таким образом, федеральный законодатель при принятии законов в сфере таможенного регулирования обязан исходить не только из публичных интересов государства, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских отношений и внешнеэкономической деятельности, учитывая специфику форм взаимоотношений, складывающихся между частными и публичными субъектами в связи с исполнением обязанностей по уплате таможенных платежей.
Федеральным законом N 311-ФЗ установлен порядок уплаты ввозных, вывозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с которым плательщик может использовать различные механизмы уплаты, предусмотренные статьями 116, 119, 121 данного Закона, включая внесение авансовых платежей.
Согласно положениям статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено и ранее в статье 330 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей, и направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности, при осуществлении ими множественных таможенных операций.
Использование данного механизма уплаты является также гарантией реализации публичного интереса, связанного со своевременной и полной уплатой таможенных пошлин и сборов.
Согласно части 2 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства, а их использование производится как по распоряжению лица, внесшего авансовые платежи, путем представления таможенной декларации, так и таможенного органа, наделенного правом производить зачет и принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей (статья 150 настоящего Закона).
При этом обязанность по администрированию внесенных плательщиком авансов в счет уплаты предстоящих вывозных пошлин возложена на таможенный орган (часть 4 статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, в период с 06.10.2008 по 30.03.2009 банком были произведены авансовые платежи в общей сумме 2 847 000 рублей в счет декларирования им предстоящих внешнеэкономических операций, а также осуществлены действия по представлению таможенных деклараций, на основании которых таможенным органом произведено списание указанных средств в размере 1 947 000 рублей.
Статьей 122 Федерального закона N 311 -ФЗ закреплен порядок возврата авансовых платежей, аналогичный правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником) в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Из содержания данной нормы Закона следует, что исчисление срока на возврат авансовых платежей с даты поступления денежных средств на счет Федерального казначейства производится только в том случае, когда данные суммы не были востребованы ввиду отсутствия соответствующего распоряжения лица, внесшего такой аванс.
В случае использования авансовых средств для целей исполнения обязанностей в рамках таможенных отношений, указанный срок исчисляется с последнего распоряжения об использовании авансовых платежей, под которым понимается, исходя из положений Федерального закона N 311-ФЗ, не только представление таможенной декларации, но и списание либо взыскание данных средств таможенным органом.
Следовательно, в ситуации, когда плательщик осуществляет внешнеэкономические операции, вступая в таможенные отношения с соответствующим таможенным органом, независимо от формы списания авансовых платежей - по распоряжению плательщика либо в результате действий таможенного органа, авансы утрачивают признак невостребованных средств и подлежат возврату в течение трех лет с момента последнего распоряжения авансовыми средствами плательщика, имеющимися на счете Федерального казначейства, безотносительно даты зачисления отдельных платежей.
Иное толкование положений статей 121- 122 Федерального закона N 311-ФЗ нарушает баланс между частными и публичными интересами в сфере таможенных отношений, возлагая на плательщика, внесшего авансовые платежи на счет Федерального казначейства и осуществившего декларирование, дополнительную обязанность по контролю за действиями таможенного органа, производящего списание средств в пределах лимита внесенного аванса, в целях исключения случаев необоснованного первоочередного зачета авансовых платежей по платежным документам, имеющим более позднюю дату.
В данном случае последнее распоряжение обществом денежными средствами, внесенными в качестве аванса в Центральную акцизную таможню, было произведено 24.03.2009. Факт наличия неизрасходованных авансовых платежей и их размер судами установлен и сторонами не оспаривается.
С заявлениями о возврате излишне уплаченных авансовых платежей в таможенные органы банк обратился 23.03.2012, следовательно, трехгодичный срок для возврата указанных платежей с момента последнего распоряжения денежными средствами, внесенными плательщиком в качестве аванса, банком не пропущен.
То, что ЦАТ списала авансовые платежи в доход федерального бюджета, не означает утраты Банком права собственности на эти денежные средства.
Совершение таможенными органами действий по списанию данных платежей в доход бюджета означает, что денежные средства Банка изменили место своего учета (хранения) со счетов таможенных органов на счета бюджета.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам с учетом приведенных норм права Банк вправе рассчитывать на сохранность своих авансовых платежей и возможность их возврата в течение 3-х лет. Истечение этого срока лишает Банк права на возврат неизрасходованного остатка авансовых платежей в административном порядке и с момента получения информации о нарушении его прав, а именно получения Банком письменного отказа таможенного органа в возврате остатка авансовых платежей в связи с пропуском трехлетнего срока, у Банка возникает право требования возврата из казны денежных средств, составляющих неизрасходованный остаток авансовых платежей, в пределах общего срока исковой давности.
Авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей (со дня их внесения на счет таможенного органа и/или со дня последнего распоряжения об их использовании) не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими.
Заявленное банком требование носит имущественный характер. Ввиду отсутствия в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате авансовых платежей, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного суда от 05.03.2013 N 413-0, для лиц, внесших авансовые платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок, а для пропустивших этот срок - обратиться исходя из фактических обстоятельств в суд с иском о взыскании (возврате) сумм авансовых платежей по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.
Отказ Центральной акцизной таможни в возврате спорных сумм состоялся в 16.04.2012 года, с иском в суд банк обратился 14.04.2015 г., следовательно, срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права им не пропущен.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Данная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2015 г. по делу N А40-142128/12.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого в апелляционном порядке решения является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2015 года по делу N А40-73336/15 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2015 по делу N А40-73336/15 отменить.
Заявленное публичным акционерным обществом Банк ВТБ требование удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Банк ВТБ" денежные средства в размере 700 000 (семьсот тысяч) руб., составляющие сумму остатка авансовых платежей, перечисленных в Центральную акцизную таможню, а также расходы по оплате госпошлины в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
Н.В.Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73336/2015
Истец: АО БАНК ВТБ (ОТКРЫТОЕ, ПАО Банк ВТБ
Ответчик: ЦАТ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16793/16
29.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1836/16
03.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49605/15
10.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-73336/15