Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф09-12265/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
03 декабря 2015 г. |
Дело N А07-11210/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2015 по делу N А07-11210/2015 (судья Вальшина М.Х.).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ТУ Росимущества, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Межрайкоммунводоканал" городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - предприятие, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 336 661 руб. 75 коп. за период с 01.01.2014 по 18.12.2014, пени за просрочку платежа арендной платы в размере 6493 руб. 28 коп. (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л. д. 120, 121).
Предприятие обратилось в арбитражный суд первой инстанции с встречным иском к ТУ Росимущества о признании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:37:141601:3, расположенного относительно ориентира в границах Национального парка "Башкирия" Бельского лесничества, квартал 120, выдел 10, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Мелеузовский район, категория земель - земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование - эксплуатация комплекса детского оздоровительного лагеря "Ласточкино гнездо", находящегося в федеральной собственности, от 28.03.2014 N 02/2014 незаключенным (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2, л. д. 67-70).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.10.2015 (резолютивная часть объявлена 05.10.2015) в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ТУ Росимущества в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неправильное применение норм материального права. Так, по мнению подателя жалобы, суд неверно применил постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582). Кроме того, истец отмечает, что размер арендной платы был согласован сторонами в приложении N 2 к договору от 28.03.2014 N 02/2014.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой истцом части, а именно в части отказа в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущество.
В материалы дела представлен кадастровый план от 01.03.2004 N 237/04-02-000009 земельного участка площадью 25 000 кв. м, с кадастровым номером 02:37:141601:0003, из категории земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: эксплуатация комплекса детского оздоровительного лагеря "Ласточкино гнездо", местоположение установлено относительно ориентира в границах Национального парка "Башкирия" Бельского лесничества (квартал N 120, выдел N 10), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Мелеузовский район (т. 1, л. д. 66, 67).
Как следует из материалов дела, 04.08.2008 между ТУ Росимущество (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды N 000846 земельного участка, расположенного в границах национального парка и являющегося федеральной собственностью, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду часть земельного участка, расположенного в границах земель особо охраняемых природных территорий, со следующими характеристиками: земельный участок - часть участка в границах особо охраняемых природных территорий; местоположение земельного участка - Республика Башкортостан, установлено относительно ориентира в границах Национального парка "Башкирия" Бельского лесничества (квартал N 120, выдел N 10), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Мелеузовский район, площадью 25 000 кв. м, кадастровый номер 02:37:141601:0003, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, для эксплуатации комплекса детского оздоровительного лагеря "Ласточкино гнездо" (пункт 1.1 договора) (т. 1, л. д. 58-63).
По акту приема-передачи указанный земельный участок был передан арендатору (т. 1, л. д. 64).
01 августа 2012 года сторонами подписано дополнительное соглашение N 5 к договору от 04.06.2008 N 000846, согласно которому стороны продлили срок действия договора до 01.07.2013 (пункт 1 дополнительного соглашения) (т. 2, л. д. 69).
28 марта 2014 года между ТУ Росимущество (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 02/2014, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, площадью 25 000 кв. м, с кадастровым номером 02:37:141601:3, местоположение установлено относительно ориентира в границах Национального парка "Башкирия" Бельского лесничества, квартал N 120, выдел N 10, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Мелеузовский район; функциональная зона национального парка - зона обслуживания посетителей Национального парка "Башкирия"; разрешенное использование: эксплуатация комплекса детского оздоровительного лагеря "Ласточкино гнездо"; описание земельного участка: в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющемся его неотъемлемой частью (пункты 1.1 - 1.5 договора) (т. 1, л. д. 13-17).
На участке имеются: здание административного корпуса литера В, здание спального корпуса литера Е, вагончик литера С, овощехранилище литера Н, проходная литера Т, здание спального корпуса литера Ж, вагончик литера С, здание спального корпуса литера К, хозпостройка литера Щ, здание изолятора литера Б, баня литера П, здание столовой литера М, здание дома сторожа литера А, баня литера Ш, здание спального корпуса литера Д, хозпостройка литера Ц, здание спального корпуса литера И, гараж литера А1, здание спального корпуса литера Л (пункт 2.1 договора).
Договор аренды заключен на 49 лет (пункт 3.1 договора).
Расчет арендной платы определен в приложении N 2 к договору, который является неотъемлемой частью договора (пункт 5.1 договора).
Арендная плата начисляется с 01.01.2014 на основании отчета об оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 5.2 договора).
Арендатор перечисляет арендную плату поквартально 25 января, 25 апреля, 25 июля, 25 октября (пункт 5.5 договора).
В случае несвоевременного внесения арендатором арендной платы на несвоевременную сумму начисляются проценты (пени) в размере 0,01 % от просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки (пункт 8.1 договора).
Договор 15.12.2014 в установленном законом порядке зарегистрирован, о чем свидетельствует штамп регистрационной надписи на договоре (т. 1, л. д. 15 оборот).
По акту приема-передачи земельного участка к договору от 28.03.2014 N 02/2014 указанный земельный участок передан арендатору (т. 1, л. д. 16).
Сторонами согласован расчет арендной платы на 2014 год, согласно которому размер арендной платы на 2014 года составляет 411 300 руб., за один квартал 102 825 руб. (т. 1, л. д. 17).
24 декабря 2014 года между сторонами подписано соглашение о расторжении договора от 28.03.2014 N 02/2014, согласно которому договор от 28.03.2014 N 02/2014 расторгнут по соглашению сторон с 19.12.2014 (пункт 1 соглашения) (т. 1, л. д. 18).
24 декабря 2014 года по акту приема-передачи указанный земельный участок был возвращен арендодателю (т. 1, л. д. 18 оборот).
Истцом 06.04.2015 направлена ответчику претензия с требованием уплатить арендую плату за 2014 год в размере 396 770 руб. 38 коп., пени за просрочку внесения арендной платы в размере 4324 руб. 80 коп. (т. 1, л. д. 11).
Ответчик 20.04.2015 направил истцу ответ на претензию с приложением платежных поручений о перечислении арендной платы за 2014 год в общей сумме 60 107 руб. 33 коп. (т. 1, л. д. 44-49), указав, что начисление арендной платы за год в размере 401 095 руб. 18 коп. является необоснованным и противоречит принципам определения арендной платы, установленным Правилами N 582.
Не согласившись с доводами арендатора, ТУ Росимущество обратилось в суд с настоящим иском.
Ответчик в свою очередь предъявил встречный иск о признании договора от 28.03.2014 N 02/2014 незаключенным, поскольку в договоре сторонами не согласован размер арендной платы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок, переданный ответчику в аренду, относится к федеральным землям особо охраняемых территорий, следовательно, при определении арендной платы за участок истцу необходимо было руководствоваться подпунктом "а" пункта 3 Правил N 582.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Спорные правоотношения возникли между сторонами на основании договора аренды земельного участка от 28.03.2014 N 02/2014.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 названного Кодекса).
На основании статьи 614 названного Кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 названного Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (который действовал в спорный период) стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учётом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. При этом устанавливаемый уполномоченным органом порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В соответствии с пунктом 19 указанного постановления Пленума арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать её внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В настоящем случае предметом договора аренды является земля, находящаяся в публичной собственности, соответственно, размер арендной платы устанавливается нормами действующего законодательства и не может быть установлен сторонами отличным от установленного законодательством.
В виду указанного на истце лежит обязанность по обоснованию заявленных исковых требовании нормами действующего законодательства и представлению доказательств наличия на стороне ответчика спорной задолженности. Ответчик имеет право на опровержение доводов истца.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о необходимости применения в настоящем случае для исчисления арендной платы нормы подпункта "а" пункта 3 Правил N 582.
Так, согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу подпункта 1 пункта 4 указанной статьи из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно пункту 6 указанной статьи земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 01.03.2004 N 237/04-02-000009 и кадастрового паспорта земельного участка от 12.03.2015 N 02/15/1-193515 спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и находится в границах Национального парка "Башкирия". Следовательно, на основании указанного выше относится к земельным участкам, изъятым из оборота.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно подпункта "а" пункта 3 названных Правил в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 % в отношении земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.
При этом из пункта 6 названных Правил следует, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в случаях, не указанных в пункта 3 - 5 настоящих Правил.
Следовательно, при определении арендной платы за спорный земельный участок истцу необходимо было руководствоваться подпунктом "а" пункта 3 Правил N 582, согласно которому размер годовой арендной платы за арендуемый участок составляет 0,01 % от кадастровой стоимости участка.
Ввиду указанного доводы апелляционной инстанции являются необоснованными.
Кроме того, истцом размер арендной платы исчислен на основании отчета от 28.12.2013 N 103-13 (т. 2, л. д. 73-82).
Однако, в материалах дела имеется письмо Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 15.12.2014, согласно которому на указанный отчет направлено отрицательное заключение (т. 1, л. д. 103).
Как следует из представленных в материалы дела платежных поручений (т. 1, л. д. 46-49), ответчиком арендная плата за 2014 год уплачена в общей сумме 60 108 руб. 63 коп. с назначением платежа по договору аренды от 04.06.2008 N 000846.
Истцом указанная оплата принята, денежные средства ответчику не возвращены.
Принимая во внимание, что в платежных документах арендатор указал, что перечисляет арендную плату за 2014 год, а истец это обстоятельство не оспорил, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что арендатором обязательства по уплате арендной платы в 2014 год за используемый им участок исполнены.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.10.2015 по делу N А07-11210/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11210/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф09-12265/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан
Ответчик: МУП Межрайкоммунводоканал ГО г. Кумертау