город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2015 г. |
дело N А32-47903/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 по делу N А32-47903/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Проектно-изыскательный институт "Кубаньводпроект", Администрации муниципального образования г. Краснодар,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление; Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы в государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарского края) о признании незаконным отказа от 06.10.2014 N 17-224/28146 государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А, и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А, об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ регистрирующего органа противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также положениям Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 06.10.2014 N 17-224/28146 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский рай, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А, признан незаконным. Указанным решением суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский рай, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А, мотивировав наличием доказательств отнесения спорных земельных участков к федеральной собственности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 отменить. В апелляционной жалобе управление указало, что территориальное управление при подаче заявления не представило доказательств, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, ввиду чего государственный регистратор был лишен возможности произвести надлежащую правовую экспертизу представленных документов. Также, Управлением Росреестра отмечено, что ТУ Росимущества не было представлено нормативного акта, являющимся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае 23.08.2014 обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0302015:1558, 23:43:0302015:1559.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным ЕГРП земельные участки обременены правом аренды ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект" на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием г. Краснодар. Кроме того, согласно государственному кадастру недвижимости, отсутствовали сведения об объектах недвижимого имущества расположенных на земельных участках.
Управлением заявителю было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации до 03.10.2014 и предложено подтвердить право собственности Российской Федерации на здание, расположенное на регистрируемом земельном участке, а также представить заявление, содержащее нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок (том 2 л.д. 8).
06.10.2014, в связи с тем, что до 03.10.2014 заявителем не были устранены причины, препятствующие, по мнению государственного регистратора, государственной регистрации, Управлением было направлено сообщение N 17-224/28146 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть, не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации (том 2 л.д. 6).
Считая данный отказ незаконным, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава - исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с постановления Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, необходимо представить следующие документы:
1) Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2) Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3) Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
4) Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 9, абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 13 и абзацем одиннадцатым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица, осуществлять проверку законности сделки и устанавливать отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества.
Из материалов дела усматривается, что ТУ Росимущества 23.08.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0302015:1558, 23:43:0302015:1559, представив в регистрирующий орган следующие документы: два заявления от 23.08.2014 о государственной регистрации права N 23-23-01/2085/2014-572 и N 23-23-01/2085/2014-580, доверенность от 30.10.2013, кадастровые паспорта земельных участков от 28.07.2014, план приватизации от 09.12.1993.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 13 Закона о регистрации, государственным регистратором была проведена правовая экспертиза всех представленных для государственной регистрации документов.
Отказывая в регистрации федеральной собственности на спорный земельный участок, государственный регистратор указал на неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: отсутствие подтверждения права собственности Российской Федерации на здание, расположенное на регистрируемом земельном участке; неуказание нормативного акта, являющегося основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ввиду следующего.
Действовавшим до 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" было предусмотрено, что в качестве одного из оснований внесения земельного участка в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является факт нахождения на спорном земельном участке приватизированного недвижимого имущества, которое находилось до приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу приведенных выше положений статьи 17 Закона о регистрации к основаниям для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, в том числе, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Согласно представленному на государственную регистрацию в числе иных документов плану приватизации от 09.12.1993 Кубанский государственный проектно-изыскательский институт "Кубаньводхоз" (правопредшественник 3-го лица по делу - ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект") являлся государственным предприятием федерального уровня собственности, в связи с чем им в ходе приватизации были приобретены в собственность объекты недвижимого имущества (административное здание, артезианская скважина), расположенные на земельном участке 23:43:0302015:177 (том 3 л.д. 5).
Свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2003 подтверждается переход права собственности на основании Постановления о приватизации от 09.12.1993 объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках, ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект".
Планом приватизации Кубанского государственный проектно-изыскательский институт "Кубаньводхоз" подтверждается факт нахождения приватизируемого объекта недвижимости - предприятия, расположенного на спорном земельном участке, в федеральной собственности.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, отнесение спорных земельных участков к федеральной собственности также подтверждается представленными по запросу суда кадастровыми делами на спорные земельные участки и исходный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:177; межевым планом от 14.05.2012, на основании которого производился раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302015:177.
Право собственности на спорные земельные участки не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, при том, что ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект" уже обращался в 2013 году в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о выкупе спорных земельных участков в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ. Письмом администрации МО г. Краснодар от 23.10.2013 N 39523 в выкупе участков было отказано, в том числе по причине отсутствия соответствующих полномочий по предоставлению участков в собственность.
Выписками из ЕГРП от 20.11.2014 подтверждена регистрация права аренды ОАО "Проектно-изыскательский институт "Кубаньводпроект" на спорные земельные участки по договору аренды N 4300019668 от 05.03.2013 (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:1559) и договору аренды N 4300019667 от 05.03.2013 (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:1558). Наличие в ЕГРП записи об обременении земельного участка правом аренды не препятствует осуществлению действий по государственной регистрации права собственности на земельные участки и не свидетельствует о праве собственности муниципального образования город Краснодар на них.
Также, как верно установлено судом первой инстанции, Наличие на земельных участках строений, принадлежащих на праве собственности иным лицам (то есть не заявителю), не препятствовало Управлению зарегистрировать на земельные участки право собственности Российской Федерации.
Кроме того, в отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
С учетом изложенного, ТУ Росимущества для проведения государственной регистрации были представлены все необходимые документы. Обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки, судом апелляционной инстанции не усматривается.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Материалами дела установлено, что у Управления Росреестра по Краснодарскому краю отсутствовали достаточные основания для отказа в проведении государственной прав на земельные участки. Отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю в государственной регистрации права от 06.10.2014 N 17-224/28146 нарушает права Российской Федерации на осуществление полномочий по распоряжению указанными земельными участками.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2015 по делу N А32-47903/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47903/2014
Истец: Территориальное Управление Росимущества в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования г. Краснодар, ОАО "Проектно-изыскательный институт "Кубаньводпроект", ОАО "Проектно-изыскательный институт "Кубаньводпроект"", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю