Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф05-2998/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
04 декабря 2015 г. |
Дело N А40-48660/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой,
судей М.Е. Верстовой, Н.И. Левченко
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2015 года
по делу N А40-48660/2015, принятое судьёй В.Э. Козловским
по иску ООО "РГ - Транс"
(ОГРН 1106672022412; 620026, Екатеринбург, ул. Белинского, 86)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295; 107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2)
о взыскании неустойки
при участии в судебном заседании:
от истца: Шинкарюк Н.В. (по доверенности от 12.12.2014)
от ответчика: Лукина Л.А. (по доверенности от 24.04.2015)
УСТАНОВИЛ:
ООО "РГ-транс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании пени в размере 356 363,44 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2015 года по делу N А40-48660/2015 исковое требование было удовлетворено в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционной жалобой ответчика, в которой он просил оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что решение принято без учета возражений ответчика о необходимости увеличения сроков доставки груза по пунктам 6.3 и 6.6 Правил; несоблюдении претензионного порядка в отношении нескольких вагонов; необоснованном оставлении без удовлетворения заявления о применении статьи 333 ГК РФ.
В заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы настаивал на своих доводах.
Истец в заседании не участвовал, представил отзыв о согласии с решением суда, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения жалобы на основании следующего.
По данным ООО "РГ-транс" в период с апреля по август 2014 года ОАО "РЖД" от ООО "РГ-Транс" приняло к перевозке 92 железнодорожных вагона.
Утверждая, что вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, ООО "РГ-транс" обратилось с иском о взыскании пени в размере 356 363,44 руб.
Рассматривая спор, суд руководствовался положениями Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта установлена обязанность перевозчика доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Согласно статье 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 названного Устава обстоятельств.
Суд признал исковые требования обоснованными и взыскал с ответчика пени в размере 356 363,44 руб. Письменные возражения ответчика о необходимости увеличения сроков доставки груза по пунктам 6.3 и 6.6 Правил и несоблюдении претензионного порядка в отношении нескольких вагонов не нашли отражения в решении. Оснований для уменьшения пени суд не усмотрел.
Рассмотрев доводы заявителя жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о их частичной обоснованности.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом ( утверждены приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 27 далее Правила) сроки доставки грузов, а так же порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования, в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.
Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом предусматривают определенные обстоятельства, при наличии которых сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки доставки.
В соответствии с п.6 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза груза допущенного по вине грузоотправителя (п. 6.2), а также задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам (п. 6.3 Правил).
Так вагон 59603555 задержан по станции Старый Оскол по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине перевозчика - ОАО " РЖД", а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем, т.е. неисправность вызвана естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации.
На данном вагоне была обнаружена и устранена неисправность тонкого гребня ( код 102 о чем составлен акт общей формы N 5/12805 от 11.05.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 11.05.2014 г. в 01 час.ЗО мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона ( порожнего) 27.05.2014 г. в 18 час. 00 мин., о чем составлен акт общей формы N 5/14427 от 27.05.2014 г.. На основании данных актов на станции назначения Котел ЮВЖД составлен акт общей формы N 3/5047 от 29.05.2014 г. срок доставки вагона продлен на 17 суток. Следовательно по данному вагону пеня за просрочку доставки вагона в сумме 13 770 руб. начислена Истцом не обоснованно и удовлетворению не подлежит.
Вагон 57936833 задержан по причине выявления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 о чем составлен акт общей формы N 22/1698 от 05.06.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 05.06.2014 г. в 18 час. 30 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона ( порожнего) 14.06.2014 г. в 19 час. 00 мин., т. е срок доставки вагона продлен на 10 суток, о чем составлен акт общей формы N 25/3183 от 14.06.2014 г.. Однако, Истцом по данному вагону начислена пеня в сумме 6 196,50 руб., которая по мнению ОАО " РЖД" не подлежит удовлетворению.
Вагон 53191383 задержан по станции Старый Оскол по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 и 109 - остроконечный накат гребня ( о чем составлен акт общей формы на отцепку вагона N 5/18808 от 01.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102 и 109, отнесены к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 01.07.2014 г. в 11 час. 15 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона (порожнего) 07.07.2014 г. в 19 час. 30 мин., о чем составлен акт общей формы N 5/19540 от 07.07.2014 г.. Уведомление ВУ-36 от 07.07.2014 г. N 098 срок доставки вагона продлен на 8 суток. Пеня за просрочку доставки указанного вагона начислена Истцом в сумме 2 685,96 руб..
Вагон 53167334 задержан по станции Старый Оскол по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность 219 завышение / занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки более нормы и 214 - излом пружины (о чем составлен акт общей формы на отцепку вагона N 5/18815 от 01.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора "Основные неисправности вагонов", код неисправности вагона -214 и 219, отнесены к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 01.07.2014 г. в 11 час.15 мин. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона (порожнего) 07.07.2014 г. в 19 час. 30 мин., о чем составлен акт общей формы N 5/19538 от 07.07.2014 г. Уведомление ВУ-36 от 07.07.2014 г. N 0989 срок доставки вагона продлен на 7 суток. Пеня за просрочку доставки вагона начислена в сумме 2685,96 руб.
Вагон 57519753 задержан по станции Старый Оскол по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 ( о чем составлен акт общей формы N 5/18813 от 01.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 01.07.2014 г. в 11 час.15 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона ( порожнего) 07.07.2014 г. в 19 час. 30 мин., срок доставки вагона продлен на 8 суток, о чем составлен акт общей формы N 5/19537 от 07.07.2014 г.. Уведомление ВУ -36 от 07.07.2014 г. N 100. Пеня за просрочку доставки вагона истцом рассчитана в сумме 3 717,90 руб.
Вагон 58335886 задержан по станции Волховстрой Октябрьской железной дороги по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 о чем составлен акт общей формы N 8/5527 от 27.06.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 01.07.2014 г. в 18 час.49 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона.
Окончание ремонта вагона ( порожнего) 06.07.2014 г. в 17 час. 39 мин., срок доставки вагона продлен на 9 суток, о чем составлен акт общей формы N 8/5997 от 06.07.2014 г.. Уведомление ВУ -36 от 06.07.2014 г. N 93. Пеня за просрочку доставки вагона истцом рассчитана в сумме 8 675,10 руб.
Вагон 53250338 задержан по станции Волховстрой Октябрьской железной дороги по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 о чем составлен акт общей формы N 8/5784 от 04.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств- участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 04.07.2014 г. в 00 час.46 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона. Окончание ремонта вагона ( порожнего) 10.07.2014 г. в 16 час. 41 мин., срок доставки вагона продлен на 7 суток, о чем составлен акт общей формы N 8/6145 от 07.07.2014 г. Уведомление ВУ-36 от 10.07.2014 г. N 161. Пеня за просрочку доставки вагона начислена в сумме 9 914,40 руб.
Вагон 57605784 задержан по станции Волховстрой Октябрьской железной дороги по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность остроконечного наката гребня ( код 109 о чем составлен акт общей формы N 8/6156 от 11.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 109, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 11.07.2014 г. в 00 час.45 мин. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона.
Окончание ремонта вагона ( порожнего) 17.07.2014 г. в 16 час. 53 мин., срок доставки вагона продлен на 7 суток, о чем составлен акт общей формы N 8/6577 от 17.07.2014 г.. Уведомление ВУ -36 от 17.07.2014 г. N 287. Пеня за просрочку доставки вагона начислена в сумме 6 196,50 руб.
Вагон 59080952 задержан по станции Орехово - Зуево Московской железной дороги по причине исправления технической неисправности вагона возникшей не по вине грузоперевозчика, а в процессе эксплуатации вагона грузоотправителем. У данного вагона выявлена неисправность тонкого гребня ( код неисправности 102 ( о чем составлен акт общей формы N 6/8286 от 16.07.2014 г.). Комиссией Совета по железнодорожному транспорту государств -участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии 22-24 августа 2006 г. утверждена таблица отраслевого классификатора " Основные неисправности вагонов ", в соответствии с которой, код неисправности вагона - 102, отнесен к эксплуатационным неисправностям. Начало задержки вагона 16.07.2014 г. в 02 час.27 мин.. Срок доставки вагона продлен на все время ремонта вагона.
Окончание ремонта вагона (порожнего) 26.07.2014 г. в 15 час. 21 мин., срок доставки вагона продлен на 12 суток, о чем составлен акт общей формы N 6/8784 от 26.07.2014 г.. Уведомление ВУ -36 от 26.07.2014 г. N 1379. Пеня за просрочку доставки вагона начислена в сумме 11153,70 руб..
По накладной ЭЛ093166 вагон 59716266 истцом ко взысканию заявлены пени за просрочку 4 суток. Срок доставки увеличен на 8 суток на основании п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов в связи с исправлением технической неисправности, возникшей в пути следования по независящим от перевозчика причинам - тонкий гребень (код неисправности 102). Согласно классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04) причина возникновения неисправности носит эксплуатационный характер, т.е. неисправность вызвана естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона. По данному факту составлены акты о/ф N 3/5940 от 25.04.2014 г., N 3/6288 от 02.05.2014 г., 5/54 от 04.05.2014 г. на увеличение срока доставки (прилагаются). Также прилагаются уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М и ВУ-36-М, выписка из электронной книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию перед погрузкой формы ВУ-14. О задержке вагонов и составлении актов о/ф имеется отметка в вагонном листе на повагонную отправку. С учетом изложенного просрочка в доставке груза отсутствует, следовательно нет оснований к взысканию 604,44 руб.
По накладной ЭМ514667 вагон 57519704 истцом ко взысканию заявлены пени за просрочку 9 суток. Срок доставки увеличен на 11 суток на основании п. 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов в связи с исправлением технической неисправности, возникшей в пути следования по независящим от перевозчика причинам - тонкий гребень (код неисправности 102). Согласно классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04) причина возникновения неисправности носит эксплуатационный характер, т.е. неисправность вызвана естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона. По данному факту составлены акты о/ф N 2/1462 от 25.05.2014 г., N 2/1550 от 04.06.2014 г., 1/776 от 08.06.2014 г. на увеличение срока доставки (прилагаются). Также прилагаются уведомления на ремонт вагона формы ВУ-23-М и ВУ-36-М, выписка из электронной книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию перед погрузкой формы ВУ-14. О задержке вагонов и составлении актов о/ф имеется отметка в вагонном листе на повагонную отправку. С учетом изложенного просрочка в доставке груза отсутствует, следовательно нет оснований к взысканию 2 609,01 руб.
На основании указанного исковые требования по указанным железнодорожным вагонам не подлежат удовлетворению на общую сумму 68209,47 руб.
Истцом не соблюден претензионный порядок, предусмотренный положениями ст. 123 Устава железнодорожного транспорта РФ, т.к пропущен 45-дневный срок на предъявление претензии к перевозчику в отношении требований по железнодорожным накладным ЭН750769 и ЭО 958596. Истец в расчете суммы исковых требований к исковому заявлению указывает, что в соответствии с претензией N 1008 от 08.08.2014 г. ответчику адресованы претензионные требования о начислении пени за просрочку доставки следующих железнодорожных вагонов N :
- 53164885 отправленный по железнодорожной накладной ЭН750769 ( поз. 19 приложение к иску по расчету суммы исковых требований ) с начислением пени на сумму 9 625,68 руб. ;
- 53166476 отправленный по железнодорожной накладной ЭН750769( поз.20) с начислением пени на сумму 9 625,68 руб.
- 53165130 ( поз. 32) отправленный по железнодорожной накладной ЭО 958596 на сумму 1 215,27 руб.
Всего: на 20 466,63 руб.
Однако, претензия от 08.08.2014 г. N 1008 не содержит претензионных требований по указанным железнодорожным вагонам, в связи с чем, в силу п. 2 ст. 148 АПК РФ исковые требования Истца по выше указанным железнодорожным вагонам на сумму 20 466,63 руб. не подлежат удовлетворению, т.к. истцом не соблюден претензионный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный нормами статьи 123 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации ".
Возражая против доводов апелляционной жалобы, истец не опроверг установленные судом обстоятельства.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, касаемые пункта 6.6 Правил, было установлено, что полный пакет документов в обоснование данного довода не представлен заявителем жалобы. В связи с чем довод признается не обоснованным и отклоняется.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены решения.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств, апелляционным судом признается необходимым отменить решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы содержат факты, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияют на обоснованность и законность судебного решения, опровергают выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269,148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2015 года по делу N А40-48660/2015 отменить.
Взыскать с ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295; 107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2) в пользу ООО "РГ - Транс" (ОГРН 1106672022412; 620026, Екатеринбург, ул. Белинского, 86) пени в размере 267687,30 руб. и 7607,24 руб. в возмещение расходов на госпошлину по иску, а также 15000 руб. в возмещение расходов на представителя.
Требование о взыскании пени в размере 20466,63 руб. оставить без рассмотрения.
Возвратить ООО "РГ - Транс" (ОГРН 1106672022412; 620026, Екатеринбург, ул. Белинского, 86) из федерального бюджета 581,60 руб. госпошлины, уплаченной пл. пор. от 03.03.2015 г. N 3367(в деле).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48660/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2016 г. N Ф05-2998/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РГ - Транс", ООО "РГ-транс"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"